Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаКогда сжимают вечным страхом,
И жизнь скользит куда-то прахом,
Переломить инстинкт, как ветку,
Чтоб не в зверинец и не в клетку,
Чтоб ручка "нежного" ножа
Не обманула! И, кружа,
Найти - немыслимый! - но выход!
Лететь и падать! Где-то тихо
Ломать до боли суть и смысл,
Сквозь белый свет, и комп завис,
Сквозь бритвы молний, вой ненастья,
Через Ничто, сквозь "не могу",
Сквозь вензель крови на снегу,
Но вырваться! Вот - это счастье! (Татьяна Смертина)
Каждый из нас в своей жизни испытывал или испытывает чувство страха. Кто-то боится пауков, кто-то замкнутого пространства, кто-то боится толпы, а кто-то боится остаться один.
Сегодня нам предстоит разобраться, чем фобии (страхи) отличаются от опасений и переживаний, нужно ли нам так опасаться этих страхов, или они делают нас сильнее.
Итак, начнём.
В Древней Греции был бол войны - Арес. Он был очень агрессивен и безжалостен, ему всегда надо было с кем-то воевать, кого-то лишать крова и жизни. Во всех битвах его сопровождал сын - Фобос - бог страха. Он подпитывался страхами людей.
Так что же такое фобия? Это сильный, навязчивый, неконтролируемый страх чего-либо. Как мной было сказано выше, существует огромное количество фобий и о них можно говорить много. Готовясь к сегодняшнему педсовету, я просмотрела огромное количество материала. Нас сегодня интересуют не просто страхи, а страхи, связанные с профессиональной деятельностью.
Вспоминая свои первые профессиональные шаги, ловлю себя на мысли: какие страхи были у меня? Я боялась остаться один на один с учениками (особенно старшеклассниками), боялась, что меня не будут слушать, что урок пойдёт не так, как надо, боялась не найти общий язык с коллегами, боялась первый раз проводить родительское собрание (я, такая молодая, буду учить взрослых людей, как воспитывать их детей).
Теперь мне это кажется такими детскими переживаниями. Но сейчас приходят новые страхи и опасения:
- страх быстро мчащихся лет;
- страх завтрашнего дня;
- страх реализации новых стандартов образования (многое не понятно)…
Но, как сказал Сенека, "сделай первый шаг и ты поймёшь, что не всё так страшно".
Следует отличать страхи (фобии) от опасений. Что же такое опасения? Это предчувствие опасности, чувство тревоги, беспокойства, выжидания чего-либо.
Шевченко Ольга Константиновна разработала анкету, в которой даются 15 утверждений (они на экране). Студенты должны были поставить баллы от 0 до 5 (чем выше страх, тем выше балл). Анкета проводилась среди студентов 1, 2 и 4 курсов. Охвачено примерно было около 80 человек. При обработке анкеты меня порадовало то, что среди опрошенных не было людей с явно выраженной фобией. В основном баллы распределились на уровне опасений.
Давайте посмотрим на результаты. У первого и второго курса опасения практически совпадают.
1 курс.
1. С большим отрывом лидирует опасение: не смогу нормально переносить физиологически неприятные зрелища.
Это и понятно, у данных респондентов не было ещё специальных предметов, которые помогли бы им правильно воспринимать эти неприятные для них ощущения.
2. Не сдам какой-нибудь зачёт или экзамен.
Это говорит о зависимом положении студента, неумении распределить ответственность за конечный итог обучения между собой и преподавателем, долгая адаптация к новым условиям обучения.
3. Не усвою или забуду полностью важную информацию. Родители будут ругать за плохую оценку.
Это так же говорит о неумении концентрировать своё внимание, выбирать из большого объёма информации самое главное.
4. Боюсь заразиться или стать пациентом кого-либо из своих же одногруппников.
Это опасение говорит о том, что студенты ещё не научились доверять друг другу; о неуверенности в своей безопасности.
5. Возникнет конфликт с каким-либо преподавателем.
Это говорит о том, что студент зависим от каких-либо внешних факторов, неумении правильно организовать процесс обучения и нежелании принимать те правила, которые установлены в данном учебном заведении.
6. Не сумею найти общий язык с коллегами и начальством.
Боязнь жизненных перемен, неумение психологически перестраиваться в новых условиях, слаборазвитые коммуникативные навыки.
7. Не смогу проявить милосердие по отношению к больным людям.
Это говорит о неуверенности в выбранной профессии.
2 курс.
1. Забуду важную информацию, не усвою полностью навыки и знания; боюсь совершить профессиональную ошибку; боюсь стать пациентом своих одногруппников.
Это проявление тревожности в плане доверия к своим и чужим профессиональным навыкам.
2. Боюсь заразиться.
Мнительность в отношении контактов с заболевшими.
3. Возникнет конфликт с преподавателями.
Это боязнь столкнуться с требованиями преподавателей и неумением логично их выполнять.
4. Боюсь, что возникнут эмоциональные перегрузки, стресс, истощение; не сумею поладить с коллегами.
Это опасение говорит нам о том, что студенты ещё не понимают чётких границ между работой и отдыхом; также есть недостаточность коммуникативных навыков.
5. Родители накажут за плохую оценку; боюсь негативной реакции на меня пациентов; опасаюсь самостоятельно помогать родным и друзьям.
Зависимость от чужого мнения; избегание ответственности.
6. Не смогу нормально переносить физиологически неприятные зрелища.
Недостаточное вхождение в практику сестринского ухода.
7. Не сдам какой-либо зачёт или экзамен.
Степень ответственности стала выше, чем на 1 курсе.
4 курс (самые высокие)
1 .Боюсь допустить профессиональную ошибку и навредить больному.
2. Не сумею поладить с коллегами и начальством.
3. Боюсь стать пациентом своих одногруппников.
4. Боюсь заразиться.
5. Не смогу нормально переносить физиологически неприятные зрелища.
Как мы уже поняли, страхи в нашей жизни играют немаловажную роль. Они отрицательно воздействуют на наш организм. Но также страх играет в нашей жизни и положительную роль. Он мобилизует силы человека для активной деятельности, способствует лучшему запоминанию опасных и неприятных событий, чтобы знать, как справиться с ним в будущем, формирует возможность действовать при недостатке информации. Присутствие любого страха означает необходимость деятельной, упорной работы над собой.
Способов борьбы со страхами существует множество. Если страх перерастает в фобию - обратитесь к психотерапевту.
А что же делать нам, педагогам, которые работают с подрастающим поколением, с их максимализмом и разграничением мира на чёрное и белое?
Закончить своё выступление я хочу словами Владислава Юрченко: "страх - это всего лишь преграда на пути к счастью, каждый в силах её преодолеть".
Я хочу, чтобы в вашей жизни встречались совсем не страшные страхи, а милые и добрые, которые помогут нам понять самих себя.
Как преодолеть страх
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.