Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Фобии, страхи, переживания и опасения, связанные с учёбой и будущей профессиональной деятельностью

24.06.2015 224 267
Вазанкова Светлана Витальевна
Вазанкова Светлана Витальевна, преподаватель русского языка и литературы

Амурский медицинский колледж

Когда сжимают вечным страхом,

И жизнь скользит куда-то прахом,

Переломить инстинкт, как ветку,

Чтоб не в зверинец и не в клетку,

Чтоб ручка "нежного" ножа

Не обманула! И, кружа,

Найти - немыслимый! - но выход!

Лететь и падать! Где-то тихо

Ломать до боли суть и смысл,

Сквозь  белый свет, и комп завис,

Сквозь бритвы молний, вой ненастья,

Через Ничто, сквозь "не могу",

Сквозь вензель крови на снегу,

Но вырваться! Вот - это счастье! (Татьяна Смертина)

 

Каждый из нас в своей жизни испытывал или испытывает чувство страха. Кто-то боится пауков, кто-то замкнутого пространства, кто-то боится толпы, а кто-то боится остаться один.

Сегодня нам предстоит разобраться, чем фобии (страхи) отличаются от опасений и переживаний, нужно ли нам так опасаться этих страхов, или они делают нас сильнее.

Итак, начнём.

В Древней Греции был бол войны - Арес. Он был очень агрессивен и безжалостен, ему всегда надо было с кем-то воевать, кого-то лишать крова и жизни. Во всех битвах его сопровождал сын - Фобос - бог страха. Он подпитывался страхами людей.

Так что же такое фобия? Это сильный, навязчивый, неконтролируемый страх чего-либо. Как мной было сказано выше, существует огромное количество фобий и о них можно говорить много. Готовясь к сегодняшнему педсовету, я просмотрела огромное количество материала. Нас сегодня интересуют не просто страхи, а страхи, связанные с профессиональной деятельностью.

Вспоминая свои первые профессиональные шаги, ловлю себя на мысли: какие страхи были у меня? Я боялась остаться один на один с учениками (особенно старшеклассниками), боялась, что меня не будут слушать, что урок пойдёт не так, как надо, боялась не найти общий язык с коллегами, боялась первый раз проводить родительское собрание (я, такая молодая, буду учить взрослых людей, как воспитывать их детей).

Теперь мне это кажется такими детскими переживаниями. Но сейчас приходят новые страхи и опасения:

- страх быстро мчащихся лет;

- страх завтрашнего дня;

- страх реализации новых стандартов образования (многое не понятно)…

Но, как сказал Сенека, "сделай первый шаг и ты поймёшь, что не всё так страшно".

Следует отличать страхи (фобии) от опасений. Что же такое опасения? Это предчувствие опасности, чувство тревоги, беспокойства, выжидания чего-либо.

Шевченко Ольга Константиновна разработала анкету, в которой даются 15 утверждений (они на экране). Студенты должны были поставить баллы от 0 до 5 (чем выше страх, тем выше балл). Анкета проводилась среди студентов 1, 2 и 4 курсов. Охвачено примерно было около 80 человек. При обработке анкеты меня порадовало то, что среди опрошенных не было людей с явно выраженной фобией. В основном баллы распределились на уровне опасений.

Давайте посмотрим на результаты. У первого и второго курса опасения практически совпадают.

1 курс.

1. С большим отрывом лидирует опасение: не смогу нормально переносить физиологически неприятные зрелища.

Это и понятно, у данных респондентов не было ещё специальных предметов, которые помогли бы им правильно воспринимать эти неприятные для них ощущения.

2. Не сдам какой-нибудь зачёт или экзамен.

Это говорит о зависимом положении студента, неумении распределить ответственность за конечный итог обучения между собой и преподавателем, долгая адаптация к новым условиям обучения.

3. Не усвою или забуду полностью важную информацию. Родители будут ругать за плохую оценку.

Это так же говорит о неумении концентрировать своё внимание, выбирать из большого объёма информации самое главное.

4. Боюсь заразиться или стать пациентом кого-либо из своих же одногруппников.

Это опасение говорит о том, что студенты ещё не научились доверять друг другу; о неуверенности в своей безопасности.

5. Возникнет конфликт с каким-либо преподавателем.

Это говорит о том, что студент зависим от каких-либо внешних факторов, неумении правильно организовать процесс обучения и нежелании принимать те правила, которые установлены в данном учебном заведении.

6. Не сумею найти общий язык с коллегами и начальством.

Боязнь жизненных перемен, неумение психологически перестраиваться в новых условиях, слаборазвитые коммуникативные навыки.

7. Не смогу проявить милосердие по отношению к больным людям.

Это говорит о неуверенности в выбранной профессии.

2 курс.

1. Забуду важную информацию, не усвою полностью навыки и знания; боюсь совершить профессиональную ошибку; боюсь стать пациентом своих одногруппников.

Это проявление тревожности в плане доверия к своим и чужим профессиональным навыкам.

2. Боюсь заразиться.

Мнительность в отношении контактов с заболевшими.

3. Возникнет конфликт с преподавателями.

Это боязнь столкнуться с требованиями преподавателей и неумением логично их выполнять.

4. Боюсь, что возникнут эмоциональные перегрузки, стресс, истощение; не сумею поладить с коллегами.

Это опасение говорит нам о том, что студенты ещё не понимают чётких границ между работой и отдыхом; также есть недостаточность коммуникативных навыков.

5. Родители накажут за плохую оценку; боюсь негативной реакции на меня пациентов; опасаюсь самостоятельно помогать родным и друзьям.

Зависимость от чужого мнения; избегание ответственности.

6. Не смогу нормально переносить физиологически неприятные зрелища.

Недостаточное вхождение в практику сестринского ухода.

7. Не сдам какой-либо зачёт или экзамен.

Степень ответственности стала выше, чем на 1 курсе.

4 курс (самые высокие)

1 .Боюсь допустить профессиональную ошибку и навредить больному.

2. Не сумею поладить с коллегами и начальством.

3. Боюсь стать пациентом своих одногруппников.

4. Боюсь заразиться.

5. Не смогу нормально переносить физиологически неприятные зрелища.

Как мы уже поняли, страхи в нашей жизни играют немаловажную роль. Они отрицательно воздействуют на наш организм. Но также страх играет в нашей жизни и положительную роль. Он мобилизует силы человека для активной деятельности, способствует лучшему запоминанию опасных и неприятных событий, чтобы знать, как справиться  с ним в будущем, формирует возможность действовать при недостатке информации. Присутствие любого страха означает необходимость деятельной, упорной работы над собой.

Способов борьбы со страхами существует множество. Если страх перерастает в фобию - обратитесь к психотерапевту.

А что же делать нам, педагогам, которые работают с подрастающим поколением, с их максимализмом и разграничением мира на чёрное и белое?

  1. Присматривайтесь к поведению студентов (особенно в первые месяцы обучения).
  2. Если видите какое-то отклонение в норме поведения, поговорите с этим студентом без свидетелей.
  3. Если беседа не помогла, обратитесь в психолого-педагогическую службу колледжа.
  4. Не вешайте на студентов ярлыки.
  5. Совместно со психолого-педагогической службой колледжа проводите беседы, классные часы по нормам поведения, адаптации, коммуникации.
  6. Проводите индивидуальные беседы с родителями/опекунами.
  7. Если к вам обратился студент, которого что-то тревожит, не отталкивайте его, не прикрывайтесь занятостью, а поговорите с ним, дайте ему совет.

Закончить своё выступление я хочу словами Владислава Юрченко: "страх - это всего лишь преграда на пути к счастью, каждый в силах её преодолеть".

Я хочу, чтобы в вашей жизни встречались совсем не страшные страхи, а милые и добрые, которые помогут нам понять самих себя.

Как преодолеть страх

  1. Не привлекай к себе неприятности.
  2. Определи, какой страх овладел тобой.
  3. Если это опасение, то поблагодари свой страх за предупреждение и подумай, как нужно правильно действовать в сложившейся ситуации.
  4. Если это иллюзорный страх, панический, то в этом случае не нужно терять время, а постараться остановить его распространение, т.е. успокоить себя.
  5. Не бойся просить помощи и защиты.

Список литературы:

  1. Айке Д. Страх /Тревога и тревожность. — СПб.: Питер, 2001.
  2. Риман Ф. Основные формы страха. — М.: Алетейа, 1999.
  3. Хорни К. Наши внутренние конфликты. — М.: Апрель; ЭКСМО, 2000.
  4. Щербатых Ю.В. Психология страха. — М: ЭКСМО, 2000.
  5. Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. - Воронеж: Истоки, 1998. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*