Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение игровых методов обучения при изучении раздела «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в хирургии»

24.06.2015 334 443
Борлуцкая Ольга Александровна
Борлуцкая Ольга Александровна, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) требует от профессиональных образовательных организации построение образовательного процесса, направленного на  формирование у студентов общих и профессиональных компетенций – динамического набора знаний, умений, практического опыта, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику успешно их применять в стандартных и нестандартных ситуациях для выполнения профессиональных задач и стать конкурентоспособным на рынке труда[2].

Преобразования, происходящие в обществе,влекут за собой изменения и в подготовке специалистов среднего звена для здравоохранения.

Применение активных методов обучения подразумевает, что обучающийся проявляет активность, сопоставимую с активностью обучающего (преподавателя).Однако одного проявления активности недостаточно, необходимо, чтобы активные методы обучения обеспечивали существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами, результаты обучения практической деятельности: навыкам, действиям, принятию решений.

При всей проверенной временем надежности и полезности традиционных форм обучения и контроля, их нельзя признать вполне достаточными как для формирования у студента заявленных в ФГОС СПО компетенций, так и для проверки успешности освоения студентом образовательной программы, реализующейкомпетентностную модель специалиста.

ФГОС СПО определяет, что образовательнаяорганизация«должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода, использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, анализа конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся»[3].

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Конструирование учебного процесса в современной педагогической практике часто осуществляется  на основе обучения через деятельность. В имитационных дидактических играх учебные задания предполагают выход студента за рамки знаковой информации, соотнесение ее с будущей профессиональной деятельностью, осмысление знаний, которое происходит тогда, когда студент включает себя в ситуацию решения каких-то профессиональных задач. В этом случае единицей работы оказывается предметное действие, на основе которого достигается практически полезный эффект. Согласно статистическим данным, обучающийся запоминает 10% от прочтенного, от услышанного – 20%, от увиденного – 30%, от увиденного и услышанного одновременно – 50%, а после того, как человек что-то сделал сам, он запоминает 90%[1, раздел VII, п. 7.1].

Игры дают такую практику, которую ничто другое дать не может. Деятельные технологии, другими словами методы активного обучения, при изучении клинических дисциплин являются ядром обучения.Они включают в себя анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые и ролевые игры.

Использование в учебном процессе имитационных методов и форм обучения позволяют студентуприобретать знания материала в игровой форме, развивать умение работать в команде, самостоятельно принимать решение и нести ответственность за деятельность членов команды. Ведь деятельность среднего медицинского работника характеризуется динамичностью, непредвиденностью, возникновением неожиданных ситуаций и требует подчас принятия немедленных решений. Поэтому именно в преподавании клинических дисциплин уделяется большое внимание развитию творческого мышления, формированию способности ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке. Применение активных методов обучения позволяет активно решать задачи, трудно достижимые в традиционной системе образования.

Такие методы обучения отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалистов, являются базой, на которой студенты отрабатывают профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Анализ ошибок студентов снижает вероятность их повторения в реальной жизни.

При изучении клинических дисциплин студенты решают клинические ситуационные учебные задачи, которые максимально приближены к производственным.

Решая ситуационные задачи,студенты отрабатывают практические навыки игровыми методами, имитирующими клиническую и медико-тактическую ситуацию.

Например, обучающимся дается ситуационная задача, в которой необходимо оказать доврачебную медицинскую помощь пострадавшему с открытым переломом нижней конечности, артериальным кровотечением. Задача решается сообща в микрогруппе (6-8 обучающихся) под руководством лидера, которого назначает преподаватель. Получив задание, лидер группы распределяет обязанности среди студентов:

  • одному из студентов предстоит произвести остановку артериального кровотечения;
  • второй студент должен наложить асептическую повязку на рану;
  • третий студент – обезболить пострадавшего;
  • паре студентов необходимо провести транспортную иммобилизацию (наложить шину Крамера на поврежденную конечность);
  • паре студентов осуществить транспортировку пострадавшего до машины скорой помощи.

Каждый участник группы должен продемонстрировать необходимый алгоритм действий и прокомментировать с обоснованием принятого решения (выбор способа остановки кровотечения, последовательность действий при наложении асептической повязки на рану, алгоритм выполнения внутримышечной инъекции, выбор способа транспортировки и т.д.). От слаженности действий команды зависит результат решения задачи. На случай ошибки в распознавании неотложного состояния или в оказании неотложной помощи предусмотрено вмешательство преподавателя, исполняющего в игре роль врача. Игра строится по этапному принципу, когда последующее решение зависит от шага, сделанного на предыдущем этапе игры. В случае реальной действительности  неверно принятое решение  может привести к ухудшению состояния пациента и летальному исходу. Студенты, исполняя роль медицинских работников, отрабатывают алгоритмы оказания неотложной  доврачебной помощи в игровой форме. Доказывая свою правоту в принятии решений, обучающиеся вступают в профессиональную дискуссию, защищают свой вариант решения поставленной перед ними проблемы – постановки сестринского диагноза и оказания помощи пострадавшему, Данная методика нетолько повышает уровень знаний и умений, но и развивает любовь и интерес к будущей профессии, а также способствует формированию таких общих компетенций, как:

  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

и профессиональных:

  • осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
  • применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;
  • оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах;
  • участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
  • взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций и т.д.

Работа в группе оценивается независимо от вклада каждого члена.

Прохождение студентами практики на клинических базах еще больше расширяет возможности использования ролевых и деловых игр, поскольку студенты на этом этапе обучения уже ясно понимают свои сильные и слабые стороны как специалиста сестринского дела, следовательно, имеют дополнительную возможность проиграть те или иные профессиональные ситуации, подтвердить свой теоретический опыт практическими умениями, продемонстрировать уровень сформированности общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО к качеству освоения программы подготовки специалистов среднего звена.

Применение игровых методов обучения повышают интерес к изучаемому материалу. Погружаясь в игру, студенты осознают значимость и бесценность человеческой жизни, свою роль для спасения жизни другого человека.

Таким образом, применение деятельных технологий позволяет подготовить профессионала,обладающего запасом хорошо сформированных умений, способного квалифицированно решать профессиональные задачи.

Библиографический список 

  1. Афанасьева Н.С. Интерактивное обучение как один из инновационныхметодов обучения математике в школе [Электронный ресурс] // Социальная сеть работниковобразованияnsportal.ru: [сайт]. [2010]. URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/12/08/interaktivnoe-obuchenie-kak-odin-iz(дата обращения: 23.06.2015).
  2. Денисенкова Е.П. Роль деловой игры в процессе формирования и оценивания общих и профессиональных компетенций выпускника медицинского училища // Медсестра 2012. № 7. С.60-66
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образовательного по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 № 502).



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*