Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Актуализация опорных знаний

23.06.2015 58263 83948
Даниленко Ольга Михайловна
Даниленко Ольга Михайловна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Дидактическая структура современного урока состоит из трех этапов:

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий (что значит не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся,  контроль преподавателя).
  2. Формирование новейших понятий и способов действий (в значении более конкретном, чем “изучение нового материала”).
  3. Применение знаний, формирование умений и навыков (включающее повторение и закрепление).

Все 3 этапа в разной степени решаются на каждом занятии, независимо от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура занятия является общим предписанием, общим методом организации современного урока.

Многие учителя полагают, что актуализация - это то же самое, что и опрос. Но, как отмечает М.И. Махмутов, «это далеко не так: значение самого слова “актуализация”, - подчеркивает он, - говорит о том, что нужно сделать знания актуальными, подходящими в данный момент, то есть “освежить” прежние знания и методы деятельности в памяти».

Актуальность – означает (от позднелатинского actualis) - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего - либо для настоящего момента, современность, злободневность.

Более того, актуализация означает и психологическую подготовку студента:

  • сосредоточение внимания
  • осознание значимости грядущей деятельности
  • возбуждение энтузиазма к уроку

Этот этап может осуществляться:

  • в виде проведения проверочного терминологического диктанта
  • в виде сочетания разных способов опроса студентов (устный, письменный, индивидуальный, краткий фронтальный) по пройденной теме с целью установления связи нового материала с раннее изученным (активизация мыслительной деятельности студентов и пр.)
  • в виде повторного разъяснения преподавателя
  • с помощью опорных сигналов или конспектов Шаталова.

Все эти моменты представляют методическую структуру.

На 1 этапе активизируются многие составляющие внутренней структуры урока:

  • студенты воспроизводят известные им знания, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д.
  • в процессе актуализации либо в итоге её частенько создается проблемная ситуация или формулируется какая-либо учебная неувязка.

Т.о., на этапе актуализации используются такие структуры, средства и приемы, которые способны приготовить обучающегося к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

2-й этап: формирование новейших понятий и способов действий. На этом этапе объяснение учебного материала также целесообразно начать с актуализации опорных знаний, показать внутри- и междисциплинарные связи темы. Важнейший элемент этого этапа - усвоение новейших знаний и способов действий. Усвоение нового начинается с восприятия, если новое не было предъявлено на этапе актуализации. Происходит процесс осознания, осмысления значения нового знания, либо новейших способов действий.

Конкретно на этапе усвоения, подчеркивает Махмутов, употребляются главные приемы мыслительной деятельности учащихся и развиваются познавательные умения: вычленение, сличение, анализ, синтез, выявление противоречия, постановка вопросов, формулирование трудности, выдвижение гипотез и пр. В это же время развиваются многие составляющие учебной деятельности (планирующие, исполнительские и др. деяния). Обобщение и систематизация приводят фактически к усвоению.

Уроки изложения (объяснения) нового учебного материала:

Объяснение учебного материала целесообразно начать с актуализации опорных знаний, показать внутри- и междисциплинарные связи темы. Центральная часть урока посвящается первичному восприятию учебного материала. Изложение должно отличаться строгой логической последовательностью, достаточностью фактов, примеров. Наиболее существенные идеи, термины, определения, формулы, выводы необходимо выделить и продиктовать студентам для записи. Успешность усвоения основного содержания учебного материала необходимо выявить на этом же уроке, проанализировав ответы на вопросы, пересказ материала, приведенные студентами примеры.

Урок этого типа обладает большими реальными возможностями для развития и воспитания студентов, особенно если построен как проблемный.  Вместе с тем следует учитывать, что используя данный тип урока, преподаватель полностью не реализует образовательные цели обучения, так как не обеспечивает формирование глубоких и прочных знаний и умений, но зато создает предпосылки для их решения в последующих звеньях процесса обучения.

Как видим, при проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, закрепление же его ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов студентам. В этой связи большое значение приобретает применение приемов активизации познавательной деятельности студентов и, в частности, умение преподавателя придавать изложению нового материала проблемный характер, насыщение материала яркими фактами и примерами, включение студентов в беседу, побуждение приводить свои примеры в подтверждение разъясняемых выводов, а также применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

На 1 этапе актуализации опорных знаний и способов действий не только вычленяются опорные знания, выясняется связь с прошлыми уроками, но и:

  • выбирается тип самостоятельной работы (репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый)
  • выбирается форма обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная)
  • намечаются методы решения задач мотивационного обеспечения урока
  • продумываются формы контроля над ходом работы
  • отмечаются фамилии учащихся для оценивания их развития и успеваемости.

Выделенные опорные понятия подлежат актуализации, как на первом этапе урока, так и по его ходу (попутная актуализация). Новейшие понятия, которые предстоит усвоить учащимся, подлежат формированию и на втором, и на третьем этапах. Для усвоения учебного материала нужно новейшие понятия связать с ранее изученными опорными понятиями и фактами.

На занятиях изложения (объяснения) нового учебного материала нужно сформировывать несколько главных и второстепенных новейших понятий. Поэтому, экономя время и отводя огромную часть формированию новейших понятий, нужно органически слить этап формирования понятий с этапом внедрения знаний. Понятийный анализ завершим выделением способов раскрытия сущности новейших знаний: сообщение фактов, обращение к жизненным наблюдениям и клиническим примерам, анализ экспериментальных данных или данных обследования, аналогия, оперирование приказами, инструкциями, правилами, формулами…

Таким образом, понятийный анализ помогает ответить на вопросы:

  • Что нужно повторить студентам?
  • Что они обязаны усвоить?
  • Какими методами учебной деятельности овладеть?
  • Как этого добиться?

На этапе актуализации  опорных знаний для примера можно наметить следующую последовательность дидактических и методических задач:

  • ориентировка учащихся в грядущей деятельности, постановка цели грядущей деятельности и возбуждение интеллектуальной и познавательной потребностей (например - сочетание рассказа с беседой);
  • актуализация опорных знаний, поддержание положительных мотивационных состояний (например - фронтальный опрос);
  • создание первой проблемной ситуации (например - беседа в сочетании с демонстрационным экспериментом или видеороликом, видеофильмом).

Итак, урок любого типа может содержать следующие основные структурные элементы:

  • сообщение темы урока;
  • цель урока и его мотивировку;
  • проверку домашнего задания;
  • контроль знаний студентов;
  • актуализацию опорных знаний;
  • мотивацию учения;
  • изложение нового материала;
  • повторение и обобщение;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание и др.

Понятно, что преподавателю нет никакой необходимости на каждом уроке использовать все перечисленные структурные элементы. Творчески работающий преподаватель наполняет схему урока живым содержанием, т.е. выбирает те структурные элементы, которые диктуются дидактической целью урока, конкретными условиями его проведения.

Урок изложения (объяснения) нового материала может быть проведен в виде лекции или объяснения в сочетании с беседой и наглядными методами обучения, а также с элементами проблемности. Опытные преподаватели, хорошо владеющие методикой проведения этого типа урока, иногда вначале актуализируют опорные знания студентов, затем ставят цель урока с мотивацией и тут же сообщают тему предстоящего урока. Но для того, чтобы эта опора была достаточно надежной, необходимо актуализировать (оживить) в памяти студентов поверхностные представления: что-то уточнить, дополнить, углубить.

Следовательно, под актуализацией понимают и определение уровня знаний студентов, уточнение, углубление и расширение правильных понятий, разрушение ошибочных представлений. Актуализация может осуществляться не только путем фронтальной беседы или, например, письменной работы и другими приемами, но и путем концентрации внимания студентов на ранее изученном материале.

Актуализация имеет место не только перед изучением какой-то темы урока, раздела, но и в течение всего урока!

После определения уровня знаний студентов преподаватель должен вызвать у них интерес к новому материалу (внутренний мотив). Под мотивацией понимают применение различных методов и приемов для формирования у студентов мотивов учения.

Педагогическое мастерство преподавателя, свободное владение материалом, его авторитет, эмоциональность изложения материала, использование элементов проблемного обучения, занимательности, применение наглядности, технических средств обучения – вот те методы, с помощью которых можно вызвать у студентов интерес к учению.

Мотивация учебной деятельности должна осуществляться в течение всего урока, но она, прежде всего, необходима перед изучением новой темы (начальная мотивация). На этом этапе урока преподаватель может возбудить интерес у студентов к своей дисциплине, учебному труду установлением междисциплинарных связей, связи с практикой,  с жизнью.

При изучении и освоении нового материала немаловажное значение имеет его закрепление:

  • наиболее целесообразно осуществлять закрепление материала  в процессе  его изложения (поэтапно), используя при этом беседу, наглядность, элементы проблемного обучения
  • В процессе изложения материала имеет место первичное закрепление, а при его повторении, обобщении и систематизации – творческое воспроизведение, в т.ч. с элементами занимательности («немые рисунки», включая видео, стихи-загадки, задания на логическое завершение фраз, «лото-домино» и т.д.).

На занятиях закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков этап актуализации знаний обычно звучит как «актуализация теоретических знаний».

Лучшей гарантией эффективности и высокого качества деятельности преподавателя является не только его упорный труд, постоянная забота о совершенствовании своих знаний и методического мастерства, любовь к своей профессии, доброжелательное отношение к студентам, неустанные поиски нового, творческое отношение к каждому уроку, использование нетрадиционных форм в обучении,  а также тщательная и всесторонняя разработка им поурочных планов.

Поурочный план представляет собой личный документ преподавателя, и жестких предписаний относительно его формы и содержания нет. Речь может идти только о рекомендациях, которые обеспечили бы большую целесообразность разработки и удобное пользование этим планом в практической деятельности.

В поурочный план обязательно включается  не только такие элементы, как цель, ход занятия, методическое обеспечение учебного процесса, домашнее задание. В число компонентов плана могут входить методы обучения, а также  актуализация знаний по другим дисциплинам, др.

В ходе занятия описывается каждый этап:

  • организационный момент
  • мотивация изучения нового материала
  • актуализация опорных знаний (повторение материала)
  • изучение нового материала с указанием методов контроля и обучения
  • обобщение и систематизация изучаемого материала
  • задание на дом

В поурочном плане преподаватель не всегда выделяет самостоятельной частью закрепление знаний:

  • оно осуществляется либо сразу после изложения учебного материала по вопросу (поэтапно),
  • либо в процессе выполнения практических работ (вопросы для самоконтроля).

Как правило, разрабатывая курс, преподаватель составляет конспекты изложения учебного материала или основные тезисы. Удобнее оформлять их на карточках, плотных листах бумаги с большими полями для необходимых дополнений, где могут быть намечены моменты актуализации знаний, активизации познавательной деятельности студентов путем постановки вопросов, использования учебно-наглядных пособий и т.п.

Карточкой удобнее пользоваться, чем тетрадью: можно заменить, обновить по мере обогащения опыта и знаний конспекты отдельных тем или даже отдельных вопросов темы.

Список литературы: 

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2007.
  2. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие. М.: 2006.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 2001.
  4. Ухтомский А.А. Избранные труды. М.: Наука, 2008.
  5. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 2007. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*