Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаДидактическая структура современного урока состоит из трех этапов:
Все 3 этапа в разной степени решаются на каждом занятии, независимо от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура занятия является общим предписанием, общим методом организации современного урока.
Многие учителя полагают, что актуализация - это то же самое, что и опрос. Но, как отмечает М.И. Махмутов, «это далеко не так: значение самого слова “актуализация”, - подчеркивает он, - говорит о том, что нужно сделать знания актуальными, подходящими в данный момент, то есть “освежить” прежние знания и методы деятельности в памяти».
Актуальность – означает (от позднелатинского actualis) - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего - либо для настоящего момента, современность, злободневность.
Более того, актуализация означает и психологическую подготовку студента:
Этот этап может осуществляться:
Все эти моменты представляют методическую структуру.
На 1 этапе активизируются многие составляющие внутренней структуры урока:
Т.о., на этапе актуализации используются такие структуры, средства и приемы, которые способны приготовить обучающегося к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.
2-й этап: формирование новейших понятий и способов действий. На этом этапе объяснение учебного материала также целесообразно начать с актуализации опорных знаний, показать внутри- и междисциплинарные связи темы. Важнейший элемент этого этапа - усвоение новейших знаний и способов действий. Усвоение нового начинается с восприятия, если новое не было предъявлено на этапе актуализации. Происходит процесс осознания, осмысления значения нового знания, либо новейших способов действий.
Конкретно на этапе усвоения, подчеркивает Махмутов, употребляются главные приемы мыслительной деятельности учащихся и развиваются познавательные умения: вычленение, сличение, анализ, синтез, выявление противоречия, постановка вопросов, формулирование трудности, выдвижение гипотез и пр. В это же время развиваются многие составляющие учебной деятельности (планирующие, исполнительские и др. деяния). Обобщение и систематизация приводят фактически к усвоению.
Уроки изложения (объяснения) нового учебного материала:
Объяснение учебного материала целесообразно начать с актуализации опорных знаний, показать внутри- и междисциплинарные связи темы. Центральная часть урока посвящается первичному восприятию учебного материала. Изложение должно отличаться строгой логической последовательностью, достаточностью фактов, примеров. Наиболее существенные идеи, термины, определения, формулы, выводы необходимо выделить и продиктовать студентам для записи. Успешность усвоения основного содержания учебного материала необходимо выявить на этом же уроке, проанализировав ответы на вопросы, пересказ материала, приведенные студентами примеры.
Урок этого типа обладает большими реальными возможностями для развития и воспитания студентов, особенно если построен как проблемный. Вместе с тем следует учитывать, что используя данный тип урока, преподаватель полностью не реализует образовательные цели обучения, так как не обеспечивает формирование глубоких и прочных знаний и умений, но зато создает предпосылки для их решения в последующих звеньях процесса обучения.
Как видим, при проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, закрепление же его ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов студентам. В этой связи большое значение приобретает применение приемов активизации познавательной деятельности студентов и, в частности, умение преподавателя придавать изложению нового материала проблемный характер, насыщение материала яркими фактами и примерами, включение студентов в беседу, побуждение приводить свои примеры в подтверждение разъясняемых выводов, а также применение учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.
На 1 этапе актуализации опорных знаний и способов действий не только вычленяются опорные знания, выясняется связь с прошлыми уроками, но и:
Выделенные опорные понятия подлежат актуализации, как на первом этапе урока, так и по его ходу (попутная актуализация). Новейшие понятия, которые предстоит усвоить учащимся, подлежат формированию и на втором, и на третьем этапах. Для усвоения учебного материала нужно новейшие понятия связать с ранее изученными опорными понятиями и фактами.
На занятиях изложения (объяснения) нового учебного материала нужно сформировывать несколько главных и второстепенных новейших понятий. Поэтому, экономя время и отводя огромную часть формированию новейших понятий, нужно органически слить этап формирования понятий с этапом внедрения знаний. Понятийный анализ завершим выделением способов раскрытия сущности новейших знаний: сообщение фактов, обращение к жизненным наблюдениям и клиническим примерам, анализ экспериментальных данных или данных обследования, аналогия, оперирование приказами, инструкциями, правилами, формулами…
Таким образом, понятийный анализ помогает ответить на вопросы:
На этапе актуализации опорных знаний для примера можно наметить следующую последовательность дидактических и методических задач:
Итак, урок любого типа может содержать следующие основные структурные элементы:
Понятно, что преподавателю нет никакой необходимости на каждом уроке использовать все перечисленные структурные элементы. Творчески работающий преподаватель наполняет схему урока живым содержанием, т.е. выбирает те структурные элементы, которые диктуются дидактической целью урока, конкретными условиями его проведения.
Урок изложения (объяснения) нового материала может быть проведен в виде лекции или объяснения в сочетании с беседой и наглядными методами обучения, а также с элементами проблемности. Опытные преподаватели, хорошо владеющие методикой проведения этого типа урока, иногда вначале актуализируют опорные знания студентов, затем ставят цель урока с мотивацией и тут же сообщают тему предстоящего урока. Но для того, чтобы эта опора была достаточно надежной, необходимо актуализировать (оживить) в памяти студентов поверхностные представления: что-то уточнить, дополнить, углубить.
Следовательно, под актуализацией понимают и определение уровня знаний студентов, уточнение, углубление и расширение правильных понятий, разрушение ошибочных представлений. Актуализация может осуществляться не только путем фронтальной беседы или, например, письменной работы и другими приемами, но и путем концентрации внимания студентов на ранее изученном материале.
Актуализация имеет место не только перед изучением какой-то темы урока, раздела, но и в течение всего урока!
После определения уровня знаний студентов преподаватель должен вызвать у них интерес к новому материалу (внутренний мотив). Под мотивацией понимают применение различных методов и приемов для формирования у студентов мотивов учения.
Педагогическое мастерство преподавателя, свободное владение материалом, его авторитет, эмоциональность изложения материала, использование элементов проблемного обучения, занимательности, применение наглядности, технических средств обучения – вот те методы, с помощью которых можно вызвать у студентов интерес к учению.
Мотивация учебной деятельности должна осуществляться в течение всего урока, но она, прежде всего, необходима перед изучением новой темы (начальная мотивация). На этом этапе урока преподаватель может возбудить интерес у студентов к своей дисциплине, учебному труду установлением междисциплинарных связей, связи с практикой, с жизнью.
При изучении и освоении нового материала немаловажное значение имеет его закрепление:
На занятиях закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков этап актуализации знаний обычно звучит как «актуализация теоретических знаний».
Лучшей гарантией эффективности и высокого качества деятельности преподавателя является не только его упорный труд, постоянная забота о совершенствовании своих знаний и методического мастерства, любовь к своей профессии, доброжелательное отношение к студентам, неустанные поиски нового, творческое отношение к каждому уроку, использование нетрадиционных форм в обучении, а также тщательная и всесторонняя разработка им поурочных планов.
Поурочный план представляет собой личный документ преподавателя, и жестких предписаний относительно его формы и содержания нет. Речь может идти только о рекомендациях, которые обеспечили бы большую целесообразность разработки и удобное пользование этим планом в практической деятельности.
В поурочный план обязательно включается не только такие элементы, как цель, ход занятия, методическое обеспечение учебного процесса, домашнее задание. В число компонентов плана могут входить методы обучения, а также актуализация знаний по другим дисциплинам, др.
В ходе занятия описывается каждый этап:
В поурочном плане преподаватель не всегда выделяет самостоятельной частью закрепление знаний:
Как правило, разрабатывая курс, преподаватель составляет конспекты изложения учебного материала или основные тезисы. Удобнее оформлять их на карточках, плотных листах бумаги с большими полями для необходимых дополнений, где могут быть намечены моменты актуализации знаний, активизации познавательной деятельности студентов путем постановки вопросов, использования учебно-наглядных пособий и т.п.
Карточкой удобнее пользоваться, чем тетрадью: можно заменить, обновить по мере обогащения опыта и знаний конспекты отдельных тем или даже отдельных вопросов темы.
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.