Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Как я повышаю эффективность урока

10.01.2012 273 3685
Пасечникова Людмила Юрьевна
Пасечникова Людмила Юрьевна, учитель начальных классов

Лицей № 92 МОУ, г. Омск
В работе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе повышение эффективности урока представляет одну из главных задач. Источниками повышения эффективности урока являются: интерес  к учению, самостоятельная работа на уроке, умелое использование оборудования, сотрудничество детей, учителя и учащихся на уроке, ежедневный контроль знаний, умений, навыков, своевременный активный отдых на уроке. Одним из источников повышения эффективности урока является создание интереса к учению. Урок только тогда эффективен, когда учитель всесторонне изучил ученика, а изучить его помогает и внеклассная работа. С этой целью я уделяю большое внимание различным формам внеклассной работы, например драматическому кружку. Творческая работа детей продолжается и на уроках. Так, на уроках русского языка мы пишем сочинения, стихи. Этому способствует наши экскурсии в природу.

С 1 класса мои ученики учатся выражать свои мысли и в письменной, и в устной форме, они анализируют и рецензируют ответы учеников, ставят отметки, вступают в беседе в дискуссию со мной. Если у ученика нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к какой либо области знаний. Мои ученики любят работать самостоятельно, всегда раздаются радостные возгласы, когда я объявляю самостоятельную работу. Учитывая индивидуальные занятия, я при прохождении определённой темы даю несколько вариантов самостоятельной работы и только к концу её изучения ввожу общий для всех вариант. На самостоятельной или контрольной работе по математике детям, которые справились с заданием, я предлагаю решить другие, более сложные задачи. Для развития самостоятельности мышления с 1 класса ввожу занимательные задания для развития мышления. Это своего рода игры, они длятся около 8 мин. Выполняя эти задания, дети овладевают приёмами анализа и синтеза, сравнения и обобщения, связей и отношений между предметами, явлениями и событиями окружающего мира. Главное – я приучаю детей мыслить. Во 2 классе идёт работа над головоломками. Каждому ученику в начале урока раздаю индивидуальные задания, которые изо дня в день усложняются. Часто даю работу для двоих, и дети выполняют её совместно с товарищем за партой.
На уроках математики требуется постоянная интенсивная тренировка учеников в устном решении арифметических примеров. Хороший результат даёт решение учениками 9-10 арифметических примеров за определённое время: менее сложные за 3-5 мин, а более сложные за 6-10 минут. В этой работе я использую интерактивную доску. Я и дети готовим презентации по окружающему миру, литературному чтению.

Для повышения эффективности урока очень важна забота о детях, понимание значения умелой организации их учебного труда, сотрудничество детей. Сотрудничество с детьми возможно только при большом уважении друг к другу, когда идёт свободный обмен мнениями по интересующим  нас вопросам. Это возможно только при демократическом стиле общения. Важно и сотрудничество детей между собой в процессе обучения на уроке. Совместные действия детей налаживаются не сразу, я специально их формирую, время от времени меняю группы, пересаживаю детей, чтобы у них накапливался опыт общения, умение вести себя в малой группе и в коллективе.

И ещё один из важных вопросов обучения. Чем чаще ученик отвечает, чем чаще он узнаёт правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно. Поэтому на уроках я обязательно отвожу время для ежедневных письменных работ. Только ежедневный контроль помогает выявить тех детей, которые что-то не доработали, и помочь этим детям. Я не ставлю двоек. Сегодня не получилось, завтра не получилось, послезавтра получится. Оценка ведь может быть и такая: «правильно» и «неправильно». Нужно выработать у себя привычки смотреть на учебный материал глазами ученика, мысленно поставить себя на его место, взглянуть на материал с его точки зрения и увидеть всевозможные психологические барьеры, которые ожидают детей в процессе учения. Очень важно, чтобы одна и та же тема, которую надо «твердить сто раз», изучалась с разных сторон, в разных связях и отношениях.

Двигательная активность является биологической потребностью человека, дефицит движений приводит к серьёзным нарушениям в функции организма. На всех уроках у нас есть физкультминутка. Мы танцуем (ритмическая гимнастика 2-3 мин). Своевременный активный отдых, снимающий напряжение, способствует не только сохранению нормальной осанки школьников, но и активизирует учёный труд. Дети после физкультминутки сразу включаются в работу. Без хорошего беглого чтения каждого учения не может быть и речи об эффективном уроке. Прочный фундамент знаний у учащихся начальной школы зависит от умения бегло читать. Каждый раз, обращаясь к родителям, я напоминаю им, что ученик, отлично овладевший умениями бегло читать и писать в начальных классах, никогда не бывает не успевающим в средних и старших классах. Находить путь эффективности уроков мне помогает моё профессионально-педагогическое самосовершенствование.

Я считаю, что учитель, если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, просто отстаёт. Пусть наше профессионально-педагогическое самосовершенствование поможет нам найти новые источники в повышении эффективности урока.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*