Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМетодологической основой, объединяющей федеральные государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования, является системно-деятельностный подход. Вопросы формирования общих компетенций в современных условиях становятся важным аспектом осуществления преемственности основных образовательных программ общего и профессионального образования.
Анализ федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО), среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО) и федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования педагогических специальностей 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 49.02.01 Физическая культура, 44.02.05 Дошкольное образование позволяет сделать вывод о том, что в них большое внимание уделяется формированию общих (универсальных) компетенций, что отражено в приложении 1. Принимая во внимание разработки ученых по реализации компетентностного подхода в образовательных организациях (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, A.В. Хуторской, И.Ф. Горохова, Т.Н. Поддубная, О.В. Темняткина), можно сопоставить перечень представленных в ФГОС СПО-3 общих компетенций (ОК) и личностных, или ключевых компетенций, представленных в ФГОС ООО, СОО.
Общие и личностные компетенции выполняют следующие функции в обучении: выступают частью содержания различных учебных предметов (учебных циклов) в качестве метапредметных элементов содержания образования; позволяют практически применять теоретические знания для решения конкретных задач; содействуют комплексному приложению полученных знаний и умений; интегративно характеризуют качество образования и выступают средством проведения комплексного образовательного контроля. Характерными признаками таких компетенций обучающихся являются фундаментальность, междисциплинарность, универсальность, применимость в разных образовательных, жизненных и производственных ситуациях. В целом, общие компетенции обучающихся предполагают четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности, позволяет обучающимся в школе и колледже осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации.
ФГОС ООО ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
Стандарт устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
В учреждения СПО обучающиеся поступают чаще всего после получения основного общего образования. Поэтому на 1 курсе колледжа важно провести мониторинг освоения обучающимися вышеназванных ключевых компетенций, учитывая разработанную на ступени основного общего образования программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков), которая направлена на: реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности; формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Программа обеспечивает развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирования опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся; повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.); овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.
Рассмотрим требования к общим компетенциям в ФГОС СПО.
Министерство образования и науки РФ предлагает в СПО бинарную классификацию компетенций: общие (универсальные, ключевые, "надпрофессиональные") и профессиональные (предметно-специализированные). Практическая деятельность выпускников СПО показывает, что более востребованным является специалист, получивший не только профессиональную подготовку, но и умеющий принимать нестандартные решения, взаимодействовать с другими людьми, обоснованно принимать или отвергать чьи-то действия и т. д. Сформированность общих компетенций может помочь человеку быстрее адаптироваться в изменившихся условиях, найти новые источники информации, адекватно оценить свои компетенции и приобрести те, которых не достает. Владение общими компетенциями обеспечивает человеку способность к постоянному самообразованию, саморазвитию. Обозначенные группы общих компетенций формируются у обучающихся преимущественно в процессе преподавания гуманитарных дисциплин (1-2 курсы колледжа).
Основу общих компетенций в СПО составляют личностные компетенции, которые в дальнейшем, через наиболее востребованные качества, черты характера, отношение к труду, выполняемой деятельности и окружающим людям обеспечивают реализацию каждой профессиональной компетенции. Наиболее ярко ориентированность на формирование личностных компетенций будущего педагога проявилась в следующих формулировках общих компетенций:
В федеральных образовательных стандартах третьего поколения для средних профессиональных учебных заведений (ФГОС СПО-3) введение общих компетенций ориентировано на решение проблемы, типичной для российской системы образования, когда обучающиеся могут в полной мере овладеть теоретическими знаниями, но при этом испытывают определенные трудности в деятельности, предполагающей применение этих знаний для решения конкретных проблемных ситуаций или жизненных задач.
Сравнительный анализ ФГОС основной школы и ФГОС СПО показывает, что под общими компетенциями обучающихся понимается способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм действий по его реализации; выступают в роли количественного и качественного эквивалентов оценки результатов образования с ориентацией на современные требования к качеству подготовки выпускника. Среди общих компетенций предлагается выделять: социально-личностные, гуманитарные и коммуникативные, подразумевающие общую культуру, приверженность к этическим ценностям, терпимость, способность к конструктивной критике и самокритике, умение работать в коллективе и т.д.; общенаучные, в том числе гуманитарно-социальные и экономические (включающие базовые знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и социально-экономических наук); базовые компьютерные и лингвистические навыки; способность понимать и использовать новые знания.
Таким образом, общие компетенции являются фундаментальными, универсальными, междисциплинарными. Сопоставление общих компетенций обучающихся в основной школе и в организациях среднего профессионального образования позволяет сделать вывод о том, что между ними много общего. Это требует осуществления преемственности в методике их формирования, мониторинге результатов.
Список литературы
Приложение 1.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и основной профессиональной образовательной программы СПО в части общих (ключевых) компетенций
Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) |
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) |
Преемственность ООП ООО и ОПОП |
|
Личностные результаты (ЛР) |
Метапредметные результаты (МР) |
Общие компетенции, включающие способность: |
|
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
МР 1, ОК1 |
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; |
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ЛР 2, МР 2, ОК2 |
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; |
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
МР3, ОК3 |
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; |
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; |
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК5 МР11 |
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; |
6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК6, МР9 ЛР7 |
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; |
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
|
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; |
8) смысловое чтение; |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осознанно планировать повышение квалификации. |
|
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; |
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
МР 9, ОК6 |
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; |
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ЛР8, ОК10 |
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. |
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. |
|
|
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в социальной практике. |
ЛР 1, ОК 12. Исполнять воинскую обязанность (для юношей) |
|
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.