Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование музейной педагогики в воспитательной работе колледжа

30.12.2011 376 1773
Тяулинс Надежда Васильевна, преподаватель русского языка и литературы

Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж

Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что каждый культурный подъем в истории связан с обращением к прошлому: «Память – одно из важнейших свойств бытия: материального, духовного, просто человеческого. Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы его сложите вторично – часть складок ляжет по прежним следам: бумага обладает памятью»…  Памятью обладают растения, камни, древесина и птицы…». Но память вовсе не механична. Она активна. «Она владеет умом и сердцем человека». Не случайна поговорка «Иваны, родства не помнящие» означает людей неблагодарных, не способных на добрые поступки. Поэтому, заключает Д.М. Лихачев, так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Вот в чем суть музейной педагогики, которая и легла в основу воспитательной работы колледжа.


Цель музейной педагогики – формировать такую систему ценностей, при которой главным оказываются не деньги, а нормальные человеческие отношения.

Многие педагоги, родители, общественность начинают это понимать. Ибо, повторим, каждый культурный подъем в истории связан с обращением к прошлому.


У истоков музейной педагогики России стоит Е.Г. Ванслова, кандидат педагогических наук, которая ведет большую исследовательскую работу в образовании. В своих материалах она приводит такой пример. При ведении курса «Музей и культура» у нее произошел  случай, который помог ей определить критерии своей исследовательской работы по музейной педагогике: один из студентов протянул ей старые фотографии. Он их только что поднял с помойки. Фотографии военных лет: на них были изображены молодые солдаты, а на обороте каждой фотографии были надписи типа «На добрую долгую память». Невольно произошел нелегкий разговор: почему они оказались на помойке, наверное, выбросили их внуки. Вот где начинается исследовательское начало.

Казалось бы, зачем нам все это - какие-то старые фотографии, документы, газетные вырезки? Зачем ставить родителей в глупое положение, когда они не знают истории своей семьи, не помнят даже фамилии, отчества, даты жизни своих бабушек и дедушек?


Кстати, беседуя с мамами и бабушками, я убедилась, что у множества семей корни оказались подрубленными именно до начала войны, когда Россия была вся «вздернута на дыбы». Массовые миграции, ГУЛАГ, отречения от родителей, борьба с религией… Все это оказало мощное воздействие на культуру, конечно, в отрицательном плане.


 Недавно на встрече с ветеранами труда, бывшими шахтерами и шахтерками я беседовала с Е.С. Козловой, которая рассказывала не только о своей шахтерской семье, о ее трудовых буднях, но и о своей ранней юности. Так вот, она поведала о том, что принимала участие в разрушении церкви и на вопрос « Зачем вы это делали?» ответила:

 - Как в «Интернационале» мы пели «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем». Вот и думали, что пока старого не разрушим, новый мир нам не построить. Верили, дураки были.


И до сих пор доносятся до нас отзвуки этих взрывов, и до сих пор мы находим во многих семьях «осколки» от  рухнувшего прошлого – в тех семьях, которые остались «без корней» - уехали, переехали, где у них «малая родина» - непонятно, какой пласт культуры пахали предки – не вполне ясно. Рана давно затянулась, но рубцы и сейчас заметны.


И вот, наконец, мы живем уже в другом тысячелетии, но зачем же нам нужна музейная педагогика? Жили без нее и еще проживем.


Однако как бы не повторились 30-е, 40-е, 50-е годы. При строительстве другого общества, другого мира вновь идет разрушение. Мы строим такую цивилизацию, в основе которой лежит потребление, а не созидание. Столько лет люди мечтали о светлом будущем. Но по мере приближения к нему оно отдаляется от нас еще больше и больше. Миф есть миф, и создается он в соответствии со своими законами. И если законы природы, а сейчас и экономики изучаются обязательно, то великие законы психологии для большинства населения – темный лес.


 Мое глубокое убеждение, что наряду с правилами, формулами математики, физики должны изучаться золотые правила культуры: береги свое достоинство, достоинство другого;  не суди обо всех по себе;  умей прощать;  прежде чем улучшать мир, старайся улучшить себя;  почитай своих предков…


Эти правила и постигаются как раз музейной педагогикой. Согласитесь, увидеть своими глазами то, что имели, чем пользовались четверть века назад, потрогать собственными руками экспонат, общаться с теми, кто молодыми смотрит на нас с фотографий, тем более самому участвовать в исследовательской работе, а если еще и самому участвовать в экспедициях – это не должно оставить равнодушным никого. Это личностное переживание, и от этого полученные знания становятся прочными.


Исследуя технологию Вансловой, шаг за шагом познаешь важность такого направления. Одним из главных приоритетов в этой деятельности считаю знакомство студентов со своей будущей профессией шахтера в сравнительном аспекте, с лучшими людьми, ветеранами труда, да и просто с интересными людьми, встречаться, беседовать с ними – вот это и есть «живая школа», необходимая для дополнения специальных дисциплин, для формирования научного понимания, для воспитания у молодых людей чувства патриотизма.


Первое сентября для первокурсников – важный день, они перешагивают порог колледжа, который скоро станет для них своим. И педагогический коллектив старается сделать его праздником. Уже стало традицией, что поздравить их приходят руководители угольной компании «СУЭК», который  является главным работодателем для выпускников колледжа.


Праздник продолжается на площади Победы. Уже два года подряд «СУЭК» оформляет на главной площади города выставку современного шахтного оборудования. Экскурсию ведут педагоги будущих профессиональных дисциплин. Здесь можно было не только посмотреть, услышать информацию о представленной технике, но и самим потрогать, посидеть и даже прокатиться в вагончиках нового дизеливоза.


Впереди ждал краеведческий музей. В нашем городе музей – это его достояние. Также по традиции ко Дню шахтера делается выставка, проходят встречи с шахтерскими династиями. Богатейший материал собран в музее, трудно даже перечислить все экспонаты. Некоторые ребята здесь впервые. И сколько же они узнали о шахтерском труде: днем и ночью, сутки за сутками отправляются с подъездных путей Ленинского рудника полновесные угольные составы, в могучий топливный поток страны вливается уголь старейшего рудника Кузбасса. Гордость разбирает каждого, чувствуя свою сопричастность к дальнейшей общей огромной работе знаменитого угольного бассейна.Они познакомились с историей возникновения первой шахты «Успех»; с именами первых геологов-исследователей, в честь которых были названы затем угольные пласты:Толмачевский, Журинский, Бреевский, Емельяновский…; шахтерскими профессиями навалоотбойщика и врубовщика – о которых они никогда не слыхали; что такое горизонт в шахтерском лексиконе, выдать на-гора, слепая подземная стихия…


У кого-то вызвал интерес макет подземных выработок прошлых лет в разрезе, с саночником и выполняющую роль дизеливоза лошадью; кто-то задержался у стенда с фотографиями первых Героев Социалистического Труда и вдруг с удивлением воскликнул: «Ведь их фамилиями названы улицы нашего города». И все без исключения останавливались и внимательно разглядывали шахтерскую робу тех времен, рабочий ручной инвентарь. Немало было рассказано о добрых шахтерских традициях, многие из которых бережно передаются из поколения в поколение шахтерскими бригадами.


Именно в музее пересекаются, перекликаются потребности и интересы всех участников образовательного процесса: студентов, родителей и педагогов. Здесь каждый может найти материалы о своей семье, ведь почти в каждой из них – есть шахтеры: дед, отец, брат… Здесь можно найти материалы для исследовательских работ  каких-либо конкурсов, к диплому…


На следующей неделе мы гуляли в сквере шахтерской славы, и не я, а они, читая надписи, пересказывали услышанное ими в музее.


Много фотографий показывала и я из своего собственного альбома, ведь семья у меня тоже шахтерская и корнями далеко уходит вглубь, поделиться есть чем. И как здорово, что я эти корни – знаю. А впереди у нас – дальнейшие шаги в «профессию». Будем знакомиться  с открывшимся недавно музеем самого «СУЭКА», думаем, что найдем там много интересного для докладов, альбомов, исследовательских работ, словом, все, чтобы знать больше о своей профессии и делиться знаниями с другими. По предложению ребят  в дальнейшем, учитывая их высокие карьерные и должностные притязания, хотим провести «круглый стол» со специалистами непосредственно в одной из шахт города. Пусть они поделятся секретами успешного руководителя. Кстати, в основном все они являются выпускниками нашего колледжа. Опять же по инициативе первокурсников пройдут встречи с их семьями, шахтерскими династиями. Вот где кладезь сокровенного отношения к своей пусть нелегкой, но почетной профессии шахтера.


Обращусь опять же к словам академика Д.С. Лихачева: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохенькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране».


 Сведения об авторе: Тяулинс Надежда Васильевна,

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж, преподаватель русского языка и литературы.

Домашний адрес: 652500, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул.Туснолобовой, дом. 31, кв. 23;

Контактный телефон 8(38456)32963 или 89050746352

адрес электронной почты:  nadyshu@mail.ru




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*