Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Киномузыка Альфреда Шнитке

19.06.2015 5524 9588
Штыкова Надежда Федоровна
Штыкова Надежда Федоровна, преподаватель, музыковед

Офицерова Кристина Игоревна
Офицерова Кристина Игоревна, студентка

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

24 ноября 2014года исполнилось 80 лет со дня рождения Альфреда Гарриевича Шнитке— яркого российского композитора, создателя крупных музыкальных полотен, философских концепций в музыке. Его творчество характеризуется масштабностью, экспрессией, сложной и диффитенцированной оркестровой фактурой, соединением стилей разных эпох - полистилистикой.

ЦЕЛЬ данной работы – изучить музыку Шнитке к кинофильмам и сделать некоторые выводы об особенностях стиля композитора. В работе проанализирована музыкаШнитке к кинофильмам «Сказка странствий», «Рики-Тики-Тави», «Балерина на корабле».

Альфред Шнитке очень много и плодотворно работал в кино. Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе - “Ты и я”, “Восхождение” (режиссер Лариса Шепитько), “Комиссар” (режиссер А. Аскольдов), “Экипаж”, “Сказка странствий” (режиссер Александр Митта), “Осень” (режиссер Андрей  Смирнов), “И все-таки я верю” (режиссер А. Ромм), “Агония”, “Спорт, спорт, спорт” (режиссер Элем Климов) и другим.

Участвуя в создании кинофильмов, Шниткемог углубить психологическую сторону, создавая с помощью музыки более глубокийсмысл.

Фильмы с музыкой Шнитке отличаетих горькая лирическая интонация, объединяющая противоположные образы авторским сочувствием. Словносопоставлен идеальный замысел природы относительно данного человека с его реальностью: «Вот каков этот человек, а мог бы быть вот таким!»

В условиях советского государства Шнитке, возможно, вынужден был работать в кино, обеспечивая себе жизнь. Однако это дало ему возможность, что называется, «набить себе руку», утвердиться в определенных стилевых пристрастиях.

"Сказка странствий"- художественный фильм режиссёра Александра Митты, музыкальная сказка-аллегория.

Сюжет. В маленьком княжестве жили двое нищих сирот: брат Май (исполнитель – Ксения Пирятинская) и сестра Марта (актриса Татьяна Аксюта). Мальчик обладал волшебным даром находить золото, но при этом испытывал сильные головные боли. Марта, не желая, чтобы брат мучился, запрещала ему пользоваться своим даром. В праздник Рождества Мая похищает злодей Горгон (актер Лев Дуров), надеясь разбогатеть с помощью необыкновенных способностей мальчика.

Марта пускается на поиски брата и встречает изобретателя и врача, поэта и философа, бродягу и мыслителя Орландо (его играет Андрей Миронов). Вместе они странствуют по свету в поисках Мая, преодолевая препятствия и искушения, пока в один из дней Орландо не побеждает ценой своей жизни жуткую ведьму Чуму.

Через десять лет странствий Марта приходит в земли, где правит жестокий принц. В лице этого принца Марта узнает брата (актер Валерий Сторожик). Но Май изменился, стал жестоким негодяем, каким и хотел его вырастить Горгон. Теперь Май не только может чувствовать золото, причём безболезненно, но и притягивать его к себе.

Решив, что Марте не место в замке, Горгон заключает её в башню. Май видит страдания сестры и убеждается в никчемности своего существования. В последний раз используя свой дар, Май разрушает свой «золотой» замок. Оставшись вдвоём с братом, Марта с удивлением обнаруживает, что в него вселилась душа Орландо.

Музыка.

 Под Рождество. Фильм начинаетсяс таинственного звучания вибрафона – мягкое, волшебное введение в сказку. Следом за вступлением появляется танцевальная мелодия у флейты, поддержанной фортепиано. Ритм задают басовые звуки тубы и малого барабана, а   к ним время от времени присоединяется интересный легкий стук барабанных палочек. В тот момент, когда на экране появляется карнавальное празднество – музыка с сокрушительной силой вливается в звуковое пространство. Разнообразные ударные инструменты - тарелки, малый барабан, медные духовые инструменты, солирующая флейта пикколо, фортепиано, - все это, кажется, может оглушить зрителя. Но Шнитке намеренно создает громкую, преувеличенно веселую карнавальную музыку – чтобы противопоставить ей мир двух бедных сироток – Марты и Мая.

Сказка странствий. Камерное звучание флейты на фоне аккордов клавесина. Ритм у коробочки напоминает цоканье лошадей. Темп музыки – спокойный, соответствующий шагу. Музыка доверительная и нежная. Марта знакомится с Орландо, доверяет ему главную свою тайну – о том, что она ищет брата, и о том, из-за чего его похитили. Шнитке применяет интересные разнообразные оркестровые средства, варьируя мелодию. Эта тема станет главной в фильме – ее можно назвать лейттемой, или темой Марты, или темой ее любви.

Крушение повозки.Лейттема звучит варьированно – в мелодии появляются хроматические интонации. Повторяющиеся ритмические мотивы в сопровождении рисуют механическое движение колес. Повозка катится все быстрее – и музыка за счет ускорения темпа и учащения ритмического рисунка становится все более безудержной.  Добавляются ударные, которые сбивают правильную пульсацию, появляясь на слабых долях такта. Темп и динамика нарастают, восходящее хроматическое движение у оркестра напоминает шум. Последние секунды музыки особенно ярко передают крушение повозки.

Менуэт. Марта и Орландо попадают на остров – селение на спине дракона. Райская идиллия, сытость, изобилие всяких телесных удовольствий противоречат стремлению Марты и будто намеренно стараются ее заманить в свои «прекрасные» сети. Музыка менуэта состоит из двух контрастных тем. Первую ведут струнные (в фильме - клавесин).  Она стилизована под старинный менуэт, и на первый взгляд кажется даже величественной. Однако как-то странно, напоминая «бульканье», звучат в сопровождении на каждую сильную долю глиссандирующие звуки с форшлагами. Это придает музыке неуклюжесть. Мелодически фразы напоминают одна другую – словно заведенная шарманка. Этой теме удивленно противостоит лейтмотив фильма, который ассоциируется с образом Марты. Мелодия ее звучит печально и повествовательно, будто рассказывая  историю девочки. Далее неожиданно лейтмотив подвергается варьированию - как будто  насильно увлекая героиню в пресыщенное веселье. Ускоряется темп, появляются мажорные интонации, музыка становится назойливо-противной. Тогда тема Марты начинает «сопротивление»: струнные в восходящих пассажах звучат резко и порывисто. Сопровождение у скрипок задает беспокойный ритмический пульс. Возвратившаяся первоначальная тема звучит по-прежнему – невозмутимо и неуклюже. В последний раз в этом фрагменте фильма лейттема проходит убедительно, страстно и несколько взволновано. Марта уходит с этого острова, увлекая за собой Орландо.

 Вальс-раздолье. Шнитке часто использует бытовые жанры для показа отрицательных образов. В данном случае жанр вальса становится  основой для показа  образа пресыщенного, разгульного общества на том же «райском» острове. Объедение и пьянство, различного вида угождения своему чреву – такие качества господствуют среди показанных на экране людей. Ритм задают ударные инструменты. В мелодии повторяются похожие мотивы, будто изображающие ограниченное рамками чревоугодия общество. Каждый звук сильной  доли такта  как бы «подплывает» на форшлаге, соединенным с глиссандо. В процессе развития атмосфера пьяного праздника становится все активней: появляются людские голоса, которые подпевают мелодию, но они постоянно как-то опаздывают на сильную долю. Среди них можно различить «вокализ» вне тональности, возгласы «ээх», «ха-ха» и просто женский смех. В этом вальсе совсем нет легкой полётности, головокружительной радости. Есть ритмическая сетка вальса и одинаковые по структуре и ритму фразы. Заданный темп подходит больше для пресыщенного  покачивания на месте. 

Море. Очень драматичная сцена в фильме. Шторм на море, волны беспощадно захлестывают корабль. Проснувшийся дракон, словно вулкан, извергает пламя и опаляет жителей «райского» острова. Посреди волн и огня – два корабля. Трогательная и драматичная встреча Марты и Мая – с разных кораблей они всего лишь на одно мгновение хватают друг друга за руки – и тут же огонь и вода вновь разлучают их.

Шнитке не скупится в средствах, чтобы передать в музыке эту сцену. Электронные звуки создают шум моря и грозный рев дракона. Тремоло в сочетании с глиссандо духовых инструментов рисуют набегающие и отступающие волны. Как предвестник гибели, звучит нисходящий краткий мотив, гармоническая основа которого – уменьшенный септаккорд. Восходящий мотив у струнных появляется в момент встречи брата и сестры, и он звучит как надежда на спасение. Фортепиано дает беспокойный ритм. Ладовая основа музыки – то мажор, то минор. Заканчивается номер тихо, печально, в миноре.

В корчме. Герои фильма попадают в корчму. Там развлекаются, пьют и танцуют, по-видимому, светские люди эпохи средних веков – их «высший свет». Музыка стилизована под средневековье. Струнные как-то странно «вытягивают» каждую ноту. Им вторят  низкие медные - медленно и сонно. Клавесин в сопровождении создает впечатление «правильного» средневекового общества. А потом вдруг проявляется «настоящее лицо» этого внешнего благочестия - появляется увлекательный ритм у ударных, а на этом фоне -  незатейливая, легкая «песенка» у деревянных духовых. И как-то непомерно громко, низким голосом гудит туба. Реприза возвращает знакомую музыку – как маску благочестия. Так Шнитке создает не просто стилизованный танец, но показывает невежественные и грубые нравы людей.

Полет. Мечта человека – летать как птицы - в фильме становится настоящей кульминацией. Полет над землей  для героев фильма оказывается единственной возможностью спасения из заточения. Музыка поражает богатством оркестровых красок.

Лейттема фильма появляется в тот момент, когда у Орландо зарождается мысль о полете. Звучит сначала у трубы - отдаленно, но в то же время необыкновенно величественно. Ее сопровождают восходящие скользящие пассажи у арфы, и от этого она приобретает восторженный характер. Затаенный фон – тонический органный пункт у электронных инструментов – создает чувство ожидания дальнейшего развития событий. Шнитке экономит средства, чтобы более яркой сделать кульминацию номера.

Следующий этап – новые оркестровые краски: излюбленный у Шнитке тембр клавесина, создающего беспокойный фон гармонических фигураций, и солирующие струнные. Еще один вариант – тема у деревянных в виде канона. Гармонический фон поручен струнным, а клавесин мерно издает отдельные аккорды.

Каждый новый период - как новый виток движения к кульминации. Движение становится более активным и взволнованным. Интересно, как из одного мотива Шнитке выводит канон с четырьмя ответами – у всех струнных поочередно.

Кульминация – это включение всех средств оркестра. Колокола, электронные инструменты (волны Мартено?), ударные, солирующие фразы трубы и других медных… Создана такая мощь и такое величие полета, какое только возможно передать в кино. И все это приводит к гигантскому крушению – постепенно, но неотступно тональность  понижается, а электронные звуки с глиссандо производят эффект падения аэроплана.

Чума. На экране – страшные кадры гибнущего от чумы города. Сухие звуки препариванного фортепиано  рисуют безжизненное пространство. Как глухие шаги, звучат удары по клавишам. Это тема смерти.  Эта же тема появится еще в момент гибели Орландо.

Освобождение.Фортепиано в сочетании с ударными задает ритм в стиле рок-н-ролл. На этом фоне вступает флейта и задорно и радостно исполняет мелодию с забавными акцентами и синкопами.  Струнные перехватывают право солирования и проводят мелодию веселую и даже задиристую. Глиссандо на верхних нотах у струнных звучит как упоение от собственной радости.  Танцевальный характер теме придают размер 4/4, быстрый темп и квадратное строение фраз. Мажорный лад вызывает безоблачное и бодрое чувство.

На экране в это время – карнавальное празднество, веселье всего города по случаю освобождения от чумы. Дети, бывшие с Мартой, встречают свою бабушку – тоже светлый момент. Только Марта грустна. Она потеряла близкого друга – Орландо. Преувеличенное радостное веселье толпы через музыку особенно резко противопоставлено состоянию главной героини.

В замке. Май предается разгульному веселью в своем замке. Фортепиано ведет бесшабашно-танцевальную тему. Ритмические ее особенности близки современной эстраде. Мелодия построена на  повторяющихся интонациях. Секундовые грязные созвучия  уплотняют ее звучание. Синкопированный ритм, как будто гвозди, вдалбливается в мозг.

Шнитке мастерски играет на противопоставлении тональной и атональной музыки – время от времени  появляются какие-то звуки, противоречащие общему «ладному звучанию». Электронные инструменты тянут глиссандирующие, ползущие интонации. Они и выдают «неправильность» мира, в котором теперь живет найденный Мартой брат. В конце на ударный ритм накладываются звуки акустической гитары.

Разрушение замка. Май решает уничтожить все богатство, из-за которого он стал злым и чуждым Марте. Трели электронных звуков нагнетают страх. Фортепиано на фоне ударных инструментов опять ведет тему бесшабашного танца Мая. После чего нарастает динамика, которая доходит до своего предела. Глиссандо тромбонов, звучание там-тама и общая лавина звуков создает картину разрушения огромного замка.

Эпилог. Окончание фильма дает духовное очищение и свойственную сказкам победу добра над злом. Лейттема появляется в тот момент фильма, когда Май рассказывает, что ему приснилось – будто летели они на больших синих крыльях. Душа Орландо как будто оживает в этот момент, и Май начинает говорить, как Орландо.

Музыка становится все более захватывающе-торжественной. Тихо начинаясь у флейты на фоне колокольного звона,  тема оплетается подголоском у клавесина, который вторит теме, как бы дополняя её. Вариант темы подхватывают струнные, и уже им полифонически вторят флейты. Тема будто передает тепло человеческой души. Она постепенно набирает силу. Шнитке мастерски пользуется ритмом – на фоне общего замедления темпа тема звучит в увеличении. Мелодия словно прочерчена более яркой краской -  ведут её трубы и деревянные духовые инструменты. Она становится все более широкой и просторной, гимнической. Особую мощь придает ей звучание колоколов и всего оркестра. Кода фильма создает катарсис - очищение души.

«Ри́кки-Ти́кки-Та́ви»  - совместный советско-индийский односерийный художественный фильм, снятый в 1975 году режиссёром Александром Згуриди по мотивам одноимённого рассказа Р.Киплинга.

Действие происходит в джунглях Индии.Сынлесничего Роберта – Тедди - гуляет по лесу со своим другом, индийцем Джоном. Они плывут по озеру в лодке, наблюдают за животными. Неожиданно начинается гроза, и  ребятапрячутся вблизи берега. Они видят, как бурный поток уносит разных животных, которые тщетно стараются сопротивляться. Спасая одного из животных — мангуста,  -  Тедди бросается в воду. Зверька он спас, а сам не смог ходить из-за ушиба спины.

Красота природы джунглей во вступлении к фильму показывается на фоне оркестровой музыки. Напряженные звуки у баса сопровождают мелодию струнных, которая звучит торжественно и величественно. К теме добавляются ударные инструменты, что делает музыку праздничной, танцевальной и погружает зрителя в атмосферу грандиозного действа и доброжелательности. Эта тема становится главным лейтмотивом фильма. Музыка к детскому кинофильму требует легкого восприятия, поэтому Шнитке пишет музыку эффектную и доступную.

В следующей сцене, когда появляются Джон и Тедд, звучат голоса природы и птиц. Во время их наблюдения за дикой природой звучит выразительная мелодия с классическими оборотами в гармонии. Тема - нежная и певучая, широкого диапазона -проходит у фортепиано. Далее ее ведут скрипки, которые сопровождает остинатный бас, движущийся по звукам трезвучия. Наконец, проходит тема у фортепиано, и всё затихает.

Подвиг мальчика – спасение мангуста – показано на фоне очень напряженного и порывистого звучания оркестра. Музыка поддерживает накал эмоций в фильме. Тема проходит в быстром темпе у скрипок в виде восходящих трезвучий, что создает тревожное состояние. Когда Тедду и мангусту удаётся спастись, к общему звучанию добавляются ударные инструменты, которые передают биение сердца. Мелодия доходит до кульминации -победно звучат фанфары труб.

Сцена меняется. Джон бежит к людям, которые восстанавливают плотину, за помощью. Он рассказывает,что у Тедд не может подняться. В звуковом сопровождении фильма появляется музыка взволнованного характера, которая движется по хроматизмам. Эта тема проходит несколько раз и звучит очень неустойчиво. Шнитке не дает слушателю оставаться равнодушным, постоянно изменяя оркестровку, например, добавляет ударные инструменты - барабаны и тарелки.

Когда Тедда везут из больницы домой, вновь звучит тема из вступления. Теперь ее можно назвать темой Тедда. Она проходит у деревянных духовых инструментов. Музыка полна надежды, но проскальзывают тревожные нотки.

Мальчик очень привязался к мангусту, он дает ему кличку - Рикки-Тикки-Тави: когда мангуст собирался на кого-нибудь напасть, он издавал характерный крик, напоминающий данное ему имя.

Следующая сцена – фантастическая. Животный мир здесь как бы «очеловечен». Встреча Рикки-Тикки-Тави с коброй Нагом показана на фоне неординарной музыки, напоминающей шипение змеи. Электронные инструменты в сочетании с ударными исполняют глиссандирующие пассажи. При появлении Теддипоявляется музыка из вступления, у высоких деревянных духовых. Она наполнена покоем и светлой радостью.

Тедд отправляется на прогулку и видит ребят, играющих в мяч. «Неужели я никогда не буду ходить?..» - эти слова сопровождает музыка у струнных, которые звучат вопросительно – каждая фраза заканчивается на гармонии доминанты. К ним присоединяется тема из вступления, которая на сей раз носит тоскливый характер.

Забавна сцена, когда Роберт и Тедд сидят за обеденным столом, а мангуст начинает таскать у них еду. У фортепиано звучит игроваямелодия в жанре твиста, поддержанная джазовыми гармониями. Появляется мама Тедди – Маргарет, прогоняет зверька со стола, и музыка резко обрывается.

Наступает ночь. Волшебной краской звучит мелодия у вибрафона – мальчик ложится спать. Далее металлические отрывистые звуки создают тревогу и напряжение. На фоне беспокойного отрывистого движения у струнных «завывают» электронные звуки глиссандо. Музыка передает образ Нага и его жены.Они хотят убить всю семью мальчика. Рикки-Тикки-Тави пытается помешать Нагу. Их борьба показана противостоянием двух пластов в музыке: фортепиано и ударных, а затем – аккордов фортепиано и победно звучащей мелодии у трубы с сурдиной.  Роберт, услышав шум, прибегает и убивает Нага. Музыка обрывается.

Утро. В гости приходит друг Тедда - Джон. Ребята дрессируют мангуста. В звуковой дорожке к фильму появляется клавесин, который исполняет задорную мелодию, типичную для цирковых представлений. Подвижный темп и легкое звучание клавесина связываются в восприятии с ловкостью и юркостью зверька. Затем тему подхватывают деревянные духовые в сочетании с тарелками, передающиемальчишеский восторг.

Рикки вдруг вспоминает о Наге. В музыке  - порывистое и тревожное звучание у струнных. Рикки находит яйца Нага и убивает их.

Мелодию ведет электрогитара, но на её фоне отрывисто звучит виброфон, а ритм передает частое биение сердца. Нагайна выслеживает Тедди. Птицы сообщают Рикки, что жена Нага – Нагайна - собирается убить Тедда. Мангуст вызывает змею на битву. Появляется барабанная дробь. Сурово-мужественной мелодии трубы аккомпанирует фортепиано. Тема предвещает и опасность, и будущую победу. Эта тема уже появлялась в фильме - в эпизоде спасения мангуста.

Тедднеожиданно встает на ноги и зовет на помощь родителей. В этот момент Риккипобеждает Нагайну. Знакомая тема из вступления звучит как гимн храброму Рикки-Тикки-Тави, а вместе с ним – величию природы и доброте людей.  В конце фильма на экране зритель видит лес и птиц, а в музыке впервые появляется детский хор, поющий славу герою – Рикки-ТиккиТави. Замедляется темп, и у деревянных духовых инструментов тема хора проходит в увеличении. Заканчивается фильм счастливо.

Мультфильм «Балерина на корабле» - режиссер Лев Атаманов. Мультфильм был создан в 1969г. на студии «Союзмультфильм». Он показывает юным зрителям, что балет - яркий вид искусства – не просто развлечение, а в трудную минуту он может даже спасти жизнь.

Начинается мультфильм вступлением. Корабль отправляется в плавание, издает гудки, звенит колокольчик.Интересна находка  композитора – перекличка глиссандо фортепиано  с электронными  звуками. Среди пассажировна корабле оказалась балерина.

Корабль все дальше уходил в море, а балерина танцевала на палубе. Пассажиры с интересом наблюдали за ее элегантными движениями. Музыка воспроизводит образ балерины. Темадиатоническая, она проводится то у скрипок, то у фортепиано, то у духовых инструментов. Танцевальный характер музыки подчеркиваетизящество героини.

Моряки заворожено наблюдал за балериной: один из них упустил штурвал, а другой запутался в своих же ногах. Музыка в этот момент передает неуклюжесть движений, звучат диссонансы, а скрипки будто намеренно расстроены. Появляются хаотичные электронные звуки, возникает полиритмия.

Понял капитан, что с этим срочно нужно что-то делать, и запретил балерине упражняться на палубе, так как это отвлекает экипаж от работы. Юнаятанцовщица подчинилась капитану, чтобы не нарушать общий порядок.

Однажды начался шторм. Море завывало от ветра, волны становились все выше. Моряки никак не могли забросить канат на берег, чтобы корабль не отнесло в море. В музыкальном сопровождении в этот момент ударные инструменты создают остинатный бас, трубы ведут напряженную тему, в оркестрезвучат хроматические пассажи.

Все пришли в отчаяние. Только балерина придумала, что делать. Она совершилаогромный прыжок - до самого берега, и прочно зацепила канат. Тем самым она спасла экипаж и пассажиров. О победе возвещает восторженная мелодия с яркими фанфарами.

Темубалерины исполняют струнные инструменты, сопровождаемые переборами арфы. Мелодия проходит несколько раз, и затем её исполняют разные электронные инструменты. В конце звучит та же тема, что была во вступлении - как обрамление мультфильма. Мелодия скрипок соединяется со звуками корабля и фанфарами труб.

Заключение.

Шнитке серьезно относился к музыке для кинои говорил, что его настоящая музыка — это продолжение киномузыки или наоборот. Находясь в конфликте с официальной идеологией, Альфред Шнитке честно делал свое дело в киномузыке и оставался при этом самим собой.

В его произведениях есть скрытая или явно выраженная философия, и это заметно проявляется, в том числе, на примере музыки для кино. При  том, что кино имеет достаточно много отрицательных и потребительских качеств, оно дает возможность передать свои мысли и мировоззрение большой аудитории.

Гениальный дар А.Г.Шнитке - всеохватывающий. В его сочинениях могут быть все средства: диатоническая тональная музыка соседствует с  атональной, гомофония - с усложненной полифонией. При этом Шнитке не теряет своей индивидуальности и неповторимости.

С именем Шнитке сегодня уже неразрывно соседствует понятие полистилистика. Его музыка может шокировать уже в силу того, что сочетает несочетаемое. Произведения Шнитке поражают своей их эмоциональной напряженностью. Это музыка диаметральных противоположностей: громкая и тихая, высокая и намеренно пошлая, аскетически сдержанная и вызывающе роскошная.

У Шнитке не главенствует структура. Главным для него всегда являетсяидея, художественный образ.Киномузыка Шнитке дает более глубокий смысл тому, что зритель видит на экране.Анализ его произведений особенно интересен с точки зрения образной, эмоциональной. Структура в его сочинениях может быть достаточно простой.

В составе используемых Шнитке инструментов обращает на себя внимание клавесин. Казалось бы, он подходит только для стилизации музыки барокко. Однако Шнитке использует его в различных ситуациях, и делает его звучание современным и интересным слушателю. Оркестровая музыка Шнитке поражает богатством красок. Помимо классических инструментов, он использует весь арсенал электронных звучаний.

Можно сказать, что киномузыка Шнитке - феномен, единственный в своем роде. Иногда кажется, что огромная масса оркестра и электронных инструментовможет погубить видеоряд. Однако Шнитке пишет музыку, не затмевающуюзримые кадры. В этом его уникальность.

Киномузыка стала творческой лабораторией композитора, и активно использовалась им в концертных произведениях: в Первой симфонии и «Сюите в старинном стиле» для скрипки и фортепиано звучала музыка из фильма «И все-таки я верю», в Первом concertogrosso — танго из «Агонии» и темы из «Бабочки», в «Трех сценах» для голоса и ударных — музыка из «Маленьких трагедий» и т.п.

Слушая музыку А. Г. Шнитке, невольно попадаешь под её влияние. Мы должны гордиться, что жили в одну эпоху с ним.Киномузыка во многом помогла ему найти свою аудиторию.

Список литературы

  1. Беседы с Альфредом Шнитке / Сост. А. В. Ивашкин.— М., 1994.
  2. Гильдинсон Л. К проблеме единства стиля в произведениях А. Шнитке 70-х годов//Советская музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги: Сб. трудов/ГМПИ им.Гнесиных. — М., 1986. — Вып.82. — С.80-104.
  3. Чигарева E.Памяти Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвяща­ется. Вып. 1. — М., 1999.
  4. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. Очерки жизни и творчества. – М.: Советский композитор, 1990.

Интернет-сайты:

  1. http://yanko.lib.ru/books/music/schnittke-holopova.htm
  2. http://www.belcanto.ru/shnitke.html
  3. http://www.kino-teatr.ru/kino/composer/ros/20910/bio/
  4. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/khor-v-tvorchestve-shnitke#ixzz3bamsG4UZ.

Приложение




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*