Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль иностранного языка в формировании современного специалиста

19.06.2015 44810 62951
Травкина Елена Александровна
Травкина Елена Александровна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Настоящая работа называется «Роль иностранного языка в формировании современного специалиста».

Прежде всего, хотелось бы отметить, что развитие в науке и технике невозможно без обмена информацией, в том числе между людьми, говорящими на разных языках. Специалисты должны постоянно следить за всем новым, что появляется в науке за рубежом и извлекать полезную для своей профессиональной деятельности информацию. Для этого необходимо владение иностранным языком.

Развитие науки и техники в наше время не мыслимо без широкого обмена специальной информацией между людьми, говорящими на разных языках. Специалисты в самых разнообразных отраслях науки и техники должны постоянно следить за всем новым, что появляется за рубежом и извлекать полезную для их профессиональной деятельности информацию. Для этого каждому образованному специалисту необходимо обладать определенными знаниями иностранного языка.

В наше время изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Оно способствует не только знакомству с культурой и традициями других стран, но и дает возможность для развития мышления, воображения и памяти. Его знание необходимо для эффективного взаимодействия государств друг с другом во многих сферах жизни (науке, политике, культуре, искусстве и т. д.). Владение иностранным языком в наши дни – одно из условий профессиональной компетенции.

Сейчас в мире наблюдается процесс глобализации – возникновения гибридной мировой культуры, смешения национальных традиций, усиления сотрудничества между нациями. Данный процесс провел к бурному росту межкультурных контактов во всех сферах нашей жизни. В нее прочно вошли такие ситуации межкультурного общения, как учеба в школе и в вузе по обмену, стажировки ученых, международные конференции, совместные предприятия, туристические поездки, выставки, гастроли, спортивные соревнования и т. д. Таким образом, одним из условий успешной адаптации в социальном пространстве становится владение иностранными языками. [3;11]. 

Как пишет исследователь И. К. Войтович в своей монографии «Иностранные языки в контексте непрерывного образования», «политические, социально-экономические и культурные изменения в России в 90-х гг. существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами значительно увеличили возможность контактов для представителей различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами, школьниками, специалистами. Вследствие этого изменилась роль иностранного языка в обществе. Из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности» [3; 7].

С развитием международных деловых контактов, освоением новых зарубежных технологий и расширением профессионального сотрудничества с иностранными специалистами возросла потребность отдельных регионов России в специалистах, владеющих иностранными языками [3; 8]. «Владение иностранными языками, особенно английским как языком международного общения, актуально для всей российской молодежи, желающей найти хорошую работу, соприкоснуться с внешним миром, улучшить свои культурологические знания. Согласно исследованиям, 76% россиян считают, что изучение иностранных языков помогает познанию другой культуры, развивает память, а также является важнейшей составляющей при их трудоустройстве, поэтому знать иностранный язык, по их мнению, обязательно» [4]. Необходимо отметить, что, помимо европейских языков, спрос вырос и на китайский язык – сотрудничество российских компаний с крупнейшей страной Азии с каждым годом набирает обороты. Наравне со свободным владением «традиционными» европейскими языками ценятся специалисты, знающие иврит, португальский, хинди. А в последние годы значительно вырос интерес к чешскому, польскому, словацкому, а также к языкам скандинавской группы – финскому, шведскому, норвежскому [3; 26].

Что касается современной науки, важно, чтобы отечественные специалисты были, во-первых, в курсе развития мировой науки и техники и не тратили силы и средства на создание того, что уже существует в других странах, и, во-вторых, использовали в развитии нашей экономики все ценное и передовое в мировой науке и технике с наименьшими затратами. А чтобы быть в курсе последних разработок из мира науки и техники, необходимо уметь читать статьи на языке оригинала и владеть базовыми навыками перевода технических текстов [3; 27]. Так, на занятиях студенты учатся работать с техническими текстами по специальности, терминологией, обучаются составлению аннотации на иностранном языке к научной статье, к дипломному проекту, переводу и составлению инструкций и руководств на изучаемом языке.

Компетентность в иностранных языках требует знания словаря и грамматики, а также осведомленности об основных типах вербального взаимодействия и языковых стилей. Так, студенты знакомятся с основными темами повседневного общения, предусмотренными Рабочей Программой: «Знакомство. Описание людей. Характер», «Повседневная жизнь. Досуг», «Россия. Культура и традиции», «Страны изучаемого языка», «Научно-технический прогресс», «Человек. Здоровье. Спорт» «Межличностные отношения», «Общественная жизнь. Профессия, карьера», «Отдых. Туризм», «Государственное устройство и правовые институты», «Транспорт», «Культурные и национальные традиции нашей страны и стран изучаемого языка» и другие. В рамках данных тем студенты учатся рассуждать на основные темы обиходного общения,  у них формируются представления о здоровом образе жизни, о культуре родной страны и стран изучаемого языка, а также их политическом и правовом устройстве, о будущей профессии, о  глобальных проблемах человечества и прочее.

На занятиях по дисциплине «Английский язык» прорабатываются такие ситуации как, например, покупка билета на поезд или самолет в международном аэропорту, резервирование комнаты в гостинице, а также основные ситуации межличностного общения (приветствие, прощание, светская беседа, например, беседа-обсуждение планов на выходные или предстоящего путешествия, рассказ о своей семье или друге, о традициях своей страны и стран изучаемого языка, о профессии своей мечты), написание личного письма на разные темы и официального письма (например, резюме или заполнение карты прибытия в другую стану).

Также студенты обучаются поиску, обработке и представлению информации на иностранном языке (выполнение проектов «Достоинства и недостатки Интернета и телевидения», «Мой родной город/ мое родное село», «Праздники в России/ в Великобритании», «Языковые ситуации в разных странах мира», «Молодежные движения», «Глобальные проблемы и пути их решения», «Политические партии в России/ США/ Великобритании»  и др.)

В целом можно сказать, что изучение иностранного языка делает духовный мир людей богаче, учит их выражать свои мысли кратко и четко. Например, В. Гумбольт писал, что язык является органом, образующим мысли. Мышление не просто зависит от языка, но обусловлено каждым языком, и каждый язык - это орган оригинального мышления народа. В языке представлена интерпритация мира человеком, и в нем представлено видение мира. Язык, созидая и обозначая отдельные предметы, тем самым созидает для говорящего на нем народа картину мира. Каждый язык образует вокруг народа круг, выйти за пределы которого можно только вступив в другой круг. Язык оказывает на человека (регулирующее) влияние, т.е. человек обращается с предметами так, как это предписывается и в своем поведении он руководствуется языком.

Таким образом, изучение иностранного языка дает возможность общения с людьми с другим мировоззрением и ментальностью, что в итоге способствует духовному обогащению, разрушению стереотипов, культурному развитию. Знание иностранных языков способствует проникновению в прошлое народов, знанию их настоящего, предвидению будущего [3; 23–25]. Также, изучение иностранных языков помогает лучше понять культуру родной страны, взаимосвязь исторических процессов в родной стране и странах изучаемого языка и в мире в целом. Изучение иностранных языков позволяет глубже понимать родной язык и значение слов родного языка, проследить влияние одного языка на другой.

Также оно открывает перед людьми возможность более легких путешествий по разным странам мира общения в них.

 Четко обозначим факторы, обуславливающие изучение иностранных языков [1]:

1) работа – знание иностранного языка поможет найти более перспективную работу, получить повышение по службе, отправиться в командировку в другую страну и т. д.;

 наука – без знания учеными иностранных языков невозможно ознакомление с зарубежными источниками и взаимодействие с иностранными коллегами;

2) учеба – для обучения в других странах и изучения их культуры и искусства;

3) эмиграция;

4) путешествия;

5) религия – проповедование религии в разных странах мира;

6) личные мотивы – интернациональные браки, общение с друзьями-иностранцами, хобби.

 В современном мире язык выступает как:

 – механизм межкультурной коммуникации;

 – средство взаимопонимания и толерантности народов;

 – средство саморазвития и обогащения внутреннего мира;

 – средство непосредственного знакомства с достижениями зарубежной литературы, культуры и техники.

Таким образом, в современном мире знания иностранного языка необходимы для формирования разносторонне развитой и активной личности и успешного специалиста.

Список источников

  1. Балезин Д. Зачем изучать иностранные языки? 2007. [Электронный ресурс] // URL: http://www.yourfreedom.ru/zachem-izuchatinostrannye-yazyki/ (дата обращения: 24.12.2013).
  2. Барлыбаев Х. А. Глобализация: вопросы теории и практики // Век глобализации. Вып. № 2. 2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129849/ (дата обращения: 24.12.2013).
  3. Войтович И. К.Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т. И. Зелениной. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – 212 с.
  4. «Знание иностранных языков открывает большие возможности», – убеждены россияне // Корпоративная культура. 2008. URL: http://www.superjob.ru/community/life/19100/ (дата обращения: 24.12.2013).
  5. Тилене Л. П. Дополнительное лингвистическое образование должно развиваться на качественно новом уровне // Босс. 2011. № 2. URL: http://www.bossmag.ru/view.php?id=4915 (дата обращения: 24.12.2013).



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*