Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональное становление будущих выпускников

19.06.2015 145 192
Даниленко Ольга Михайловна
Даниленко Ольга Михайловна, преподаватель инфекционных болезней

Амурский медицинский колледж

Воспитание высококвалифицированного специалиста является одной из особо значимых задач профессиональной подготовки студентов. Развитие  профессиональных знаний, умений и в целом – становление специалиста - преследует одну из актуальных целей образовательного процесса – создание условий для воспитания гармонично развитой личности. Реализация  поставленных перед педагогами целей и задач зависит от многих условий. Личностные качества, педагогическое мастерство и квалификация преподавателя являются наиболее существенными из них.

Если говорить о модели специалиста, то некоторые из его характеристик – это способность адаптироваться в новых условиях, умение самостоятельно принимать решения, способность к самореализации. Весомый вклад в профессиональное становление будущих выпускников вносит практика в стационаре. Работа в реальных условиях, то есть с пациентами, позволяет не только выявить адаптацию студентов в больнице, но даже и профессиональную непригодность. А чтобы не было поздно, и не так было бы жаль  упущенного времени,  факт профнепригодности впервые можно выявить уже среди абитуриентов, используя  среди поступающих психологическое тестирование-анкетирование на профпригодность.

От создания преподавателем благоприятного психологического  климата на занятиях, объективности, справедливости и демократичности его отношения к студентам, от знания психолого-возрастных особенностей и личностных качеств педагога зависит, насколько быстро студент адаптируется к новым условиям, насколько комфортно он будет чувствовать себя на занятиях, насколько полно будет раскрыт и реализован его потенциал. Это, в свою очередь, диктует необходимость преподавателю стремиться к творческому эффективному сотрудничеству со студентом, заботиться о наиболее полном раскрепощении обучающихся и их комфортности не только в студенческой среде, но и в межличностном общении с учителем. Педагогу отводится большая роль в формировании  профессиональной мотивации, чувства уверенности у студентов, в их ощущении безопасности.

На практических занятиях по клиническим дисциплинам не всегда возможно создание условий, приближенным к реальным. Даже выполнение какой-либо манипуляции не всегда возможно в стационаре: либо по причине недоверия медперсонала студентам, либо - отказа самих пациентов. В этом помогают кабинеты доклиники, где можно создать ситуацию, приближенную к реальной, с имитацией рабочего места, используя деловые игры или создавая ролевые ситуации. И, к слову, по поводу повышенного уровня тревожности на младших   курсах. Отработку  манипуляций лучше начинать в малых группах (по 2-3 человека), что позволяет избежать чувства тревоги (страха), неуверенности студентов. Взаимооценка правильности выполнения алгоритма деятельности, рецензирование ответов друг другом рождает уверенность в себе, побуждает к самостоятельности, активности, воспитывает взаимовыручку, пробуждает интерес к предмету, специальности в целом. Немаловажную роль играет привитие умений логически мыслить, анализировать, сравнивать. Эти умения - неотъемлемая составная часть профессиональных качеств медработника. Развитию этих качеств способствует метод проблемного обучения, без которого практически не обходится ни один педагог-практик. Большим успехом у студентов пользуются настоящие клинические примеры, ситуации из медицинской практики и, особенно, с тактическими ошибками средних медработников, которые приходится выявлять студентам, самим искать подходы к разрешению ситуаций.

Прием какой-либо манипуляции или зачета в целом по УПП у постели больного, да еще в присутствии медицинской сестры или старшей медицинской сестры отделения, дисциплинирует студента, повышает его ответственность, стимулирует доверие к студенту и его активность, побуждает интерес к профессиональной деятельности. Здесь он сам начинает осознавать свою ответственность, чувство долга, а это одни из главных качеств медработника. Большое значение в становлении будущего специалиста играет воспитание аккуратности, милосердия и честности.

Одной из форм самостоятельной творческой работы обучающихся является учебно- и научно-исследовательская работа студентов. В этом плане можно проводить тематические конференции по актуальным проблемам, в том числе интегрированные с элементами театрализации. Проведение таких конференций помогает привлечь внимание студентов-выпускников к актуальным вопросам профессиональной деятельности медсестры. Только сталкиваясь на практике с конкретными проблемами, ситуациями, проведя социологические исследования, работая с литературой, студент накапливает профессиональные знания и приобретает личный опыт. Проведение исследовательской работы студентами, в том числе в СНО, вырабатывает у них навыки самостоятельности, позволяет реализовывать свой творческий потенциал. В решении задачи формирования навыков управленческой культуры, самостоятельности в принятии решений, оказании помощи в самоопределении студентов должно помогать самоуправление.

В настоящее время современная молодежь испытывает потребность в самореализации. Такая возможность предоставляется им и при добровольном выборе самых различных форм внеаудиторных заданий по изучаемым дисциплинам. В настоящее время, благодаря  широкому внедрению в образовательный процесс ТСО, появилась возможность подготовки содержательных информационно - иллюстрированных мультимедийных презентаций (в том числе - в звуковом сопровождении), различных рекомендаций – памяток для пациентов с выходом в практическое здравоохранение. Большие возможности по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студенты получают на УПП и государственной практике. Это подготовка и проведение бесед с пациентами по профилактике заболеваний, по соблюдению санитарной культуры, оформление санбюллете-ней, буклетов-раскладок, где приходится работать с дополнительной литературой.

Проявить студент может себя в том числе и через участие в различных акциях. Например, «Милосердие», по пропаганде здорового образа жизни, мини-акции «Подросток обучает подростка». Традиционными стали видеолектории с выступлениями студенческих агитбригад к Всемирному дню борьбы со СПИДом. Такие мероприятия вырабатывают у студентов не только творческие, но и коммуникативные способности.

Воспитание профессиональной культуры остается одной из актуальных проблем медицины. Это особенно важно с приходом студентов в клинику. Взаимодействие в плане «студент- пациент», «студент - медицинская сестра отделения», «студент -санитарка» и т.д. требует пристального внимания со стороны педагога-куратора. Во время прохождения практики проблем с пациентами практически не возникает. Психологические проблемы возникают во взаимоотношениях с персоналом (пренебрежительное отношение к мнению студента, недоверие, недооценка, отказ в помощи, грубость). Студентам, равно как и преподавателям, необходимо уметь применять элементы психологической защиты. Следует научиться отстаивать свои убеждения, не допускать манипулирования, желательно найти единомышленников в коллективе.  Кстати, этико - деонтологические вопросы, вопросы психологии пациентов чаще следует включать в ситуационные задачи на клинических дисциплинах.

Одной из составляющих успеха в плане подготовки студента к профессиональной деятельности является умение преодолевать трудности. Вследствие этого в процессе подготовки будущего специалиста воспитание волевых качеств (дисциплинированность и ответственность, целеустремленность и настойчивость, инициативность и решительность, уверенность и смелость, стойкость  и самообладание) занимает одно из приоритетных положений. Воспитание  волевых качеств тесно связано с нравственным воспитанием студента, становлением его не только как специалиста, - как гармонично развитой личности.

Несомненно, мы готовим студентов к практической деятельности. Будет ли обладать такими качествами наш выпускник? Сможет ли он адаптироваться в новом трудовом коллективе? Сможет ли он проявить свои коммуникативные, организаторские способности? Сможет ли он себя реализовать? Задачи эти реальны и вполне реализуемы. Для того чтобы помочь студенту преодолеть все эти барьеры стоит сравнить подходы к обучению и воспитанию студента «вчера» и «сегодня».

Сегодня педагогика СПО реально отличается от «вчерашнего» дня:

ВЧЕРА

СЕГОДНЯ

Социальная норма

Выбор

Педагогическая оценка

Осмысление субъекта

Должен

Хочу

Организация деятельности

Самодеятельность

Опора – коллектив

Индивидуальность

Теория и методика воспитания

Педагогические технологии

Обучающийся - объект

Обучающийся - субъект

 

Таким образом, используемые формы и методы профессионального обучения и воспитания, становления студента, согласно Модели специалиста AMК, развивают мотивацию и интерес к деятельности по специальности, порождают уверенность в правильности выбранной профессии, способствуют формированию нравственных качеств молодого специалиста.  

Литература:

  1. Матвеев В.Ф. “Основы медицинской психологии этики и деонтологии”, М., 2010
  2. И.С. Сук “Врачи как личность” Медицина 1984 г.
  3. Иванушкин А.Я. Профессиональная этика в медицине, М., 1990 г.
  4. Петровский Б.В. Общая деонтология, М., 1988г.
  5. Чеботарева Э.П. Врачебная этика, М., 1980 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*