Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Подиум – дискуссия как активная форма организации внеаудиторной работы с группой

19.06.2015 322 458
Сиваева Галина Николаевна
Сиваева Галина Николаевна, преподаватель химии

Амурский медицинский колледж

Подиум-дискуссия – современная и интересная форма работы с молодежью, когда у них возникает множество вопросов: Зачем жить? Как жить? Классный руководитель заранее  организовывает работу всех участников. В ходе дискуссии необходимо строго следовать правилам, чтобы добиться результата.

Правила проведения подиум-дискуссии:

  • Тему предлагаемой дискуссии за несколько дней знают только оппоненты, ведущий и эксперты;
  • Оппоненты (по 2 сторонника противоположных точек зрения) должны уметь говорить хорошо, т.е. аргументировано,  по теме и коротко излагать мысль (5 минут – время на выступление);
  • Роли оппонентов распределяются по жеребьевке заранее, чтобы у них было время на подготовку;
  • Ведущий следит за соблюдением правил и вовремя останавливает любого, пытающегося непроизвольно нарушить их;
  • Независимые эксперты (3-4 человека) работают с авторучкой и бумагой: им нельзя говорить. Они сделают выводы по окончании дискуссии;
  • Все остальные студенты – активные участники обсуждаемой темы;
  • Очень важно в ходе подиум-дискуссии соблюдать регламент;
  • После выступления каждого оппонента участники могут задать конкретный вопрос только один раз и получить ответ, дальше не продолжать спор;
  • По окончании изложения точек зрения оппонентов можно высказаться всем желающим, используя 1 минуту времени («свободный микрофон»). Общее время проведения мероприятия 1-1,5 часа.

При проведении данного мероприятия строго соблюдается заранее оговоренный регламент.

  • Ведущий объявляет тему и правила игры – 3–4 мин.
  • Выступление первого оппонента – 5 мин.
  • Вопросы первому оппоненту – 30 сек. на вопрос, 1,5 мин. на ответ.
  • Выступление второго оппонента – 5 мин.
  • Вопросы второму оппоненту – 30 сек. на вопрос, 1,5 мин. на ответ.
  • Вопросы по времени должны занимать не более, чем 10-12 мин. каждый раз.
  • Вопросы всем участникам подиума в том же режиме. 10–15 мин.
  • «Свободный микрофон» – высказывание своей точки зрения – всем желающим по 1 мин.
  • Слово экспертам для подведения итогов – 3–4 мин. каждому.

Роль классного руководителя при подготовке подиум-дискуссии очень велика.

Оппоненты тянут жребий и согласно ему занимают определенную позицию, получают консультации у классного руководителя, т.к. своим выступлением должны убедить присутствующих, вызвать обращенные к ним вопросы и уметь на них ответить. Конечным результатом их подготовки могут быть письменно оформленные «подсказки», что позволит их сообщениям быть строго последовательными, стройными, законченными. Ведущему  важно убедить оппонента в условленности временной позиции по результатам жеребьевки. Времени на подготовку много не дают: достаточно недели, чтобы не понизить интерес, т.к. эмоциональный, психологический настрой должен находиться к началу подиум-дискуссии на своем пике.  С независимыми экспертами предстоит особая работа. Им нужно объяснить необходимость тщательно вести наблюдения и оформлять тезисы-выводы, с которыми они выступят в конце дискуссии. Они независимы в своих оценках, суждениях по следующим направлениям: анализ работы участников подиум-дискуссии; выполнение целей и задач дискуссии.

Что важно помнить при проведении подиум-дискуссии в молодежной  аудитории.

  1. Вопрос, вынесенный на обсуждение, не должен иметь однозначного ответа.
  2. Главное условие игры – жребий для оппонентов – позволяет высказать свое мнение безбоязненно. Важно в этих ролях не свое мнение, а умение искать аргументы и отстаивать даже ту точку зрения, с которой ты не согласен (это тоже воспитание толерантности!); строить цепь доводов. Важно и то, что при жеребьевке у оппонентов, если они сменили или имели другую точку зрения, остается возможность в конце дискуссии «шаг назад», не боясь выглядеть «ренегатом» («на самом деле я считаю не так, просто роль такая досталась!»).
  3. Оцениваем не содержание выступлений и не «хорошо–плохо», а стратегию ведения дискуссии оппонентами и аудиторией.
  4. Оценку за дискуссию не ставим, но можно сказать, чьи аргументы показались экспертам и слушателям более убедительными.
  5. Роль экспертов – мнение специалиста по данному вопросу. В молодежной аудитории желательно не назначать экспертами преподавателей (особенно – этой группы) и классных руководителей. Идеально – родитель-специалист по обсуждаемому вопросу (юрист, психолог, писатель и т.д.) или известные в вашей местности люди».

Я предлагаю вам план проведения подиум – дискуссии «Моя жизнь - мое личное дело».

Цель: использовать активные методы воспитания для формирования гражданской  позиции молодого человека.

Задачи:  способствовать формированию адекватной оценки своего места в обществе;  воспитанию толерантности;  формированию культуры общения, уважения к мнению окружающих;  формированию умения выступать публично и защищать свою точку зрения.

Ход дискуссии:

I. Вступительное слово ведущего о цели, задачах и правилах проведения подиум – дискуссии. Представление оппонентов, экспертов.

II. Основная часть

1.Выступление первого оппонента с аргументами «За» по первому вопросу «Мое здоровье – это мое личное дело»

Вопросы участников и ответы на них первого оппонента

2.Выступление второго оппонента с аргументами «Нет»

Вопросы и ответы

3.Выступление 2-х оппонентов по вопросу: «Нужно ли запрещать  курить в ресторане, кафе и других общественных местах?»

Вопросы и ответы

4.«Свободный микрофон» (продолжить фразу: «Моя жизнь - это мое личное дело», потому что….. и  «Моя личная жизнь – это не только мое личное дело, потому что….»)

5.Выступление экспертов.

III. Заключение.

Приложение

Выступление оппонента по вопросу: « Моя жизнь -  мое личное дело» (Да) 

Да, я считаю, что моя жизнь -  мое личное дело. Обратите внимание на слайд. Это высказывание молодой девушки. Неправда, ли знакомая ситуация?  Все: родители, преподаватели, государство в лице различных организаций пытаются нами руководить, указывают, что нам делать, так как у них жизненный опыт. Мы понимаем, что они хотят нам помочь. Но как же так, ведь нам тоже нужен опыт и я считаю, что лучше один раз попробовать самому. Я понимаю, что все нам хотят добра, но я хочу прожить свою уникальную жизнь. Начнем с самого рождения. Маленький ребенок требует постоянного внимания и заботы.  Например, мудрые японцы, детям до 5-ти лет не запрещают ничего. Ребенок должен сам понять, что нельзя.  Результаты воспитания  налицо. Посмотрите, с каким мужеством и достоинством японцы воспринимают катаклизмы, которые обрушились  на них. В своих выступлениях  японцы прежде всего говорят, о том, что нужно помочь другим. Среди них нет паники, уныния. У нас же до зрелого возраста родители, в основном мамы, опекают своих чад, вмешиваясь в их личную жизнь. Я хочу быть свободным и независимым человеком. Но что значит свободный человек в нашем обществе? Даже при выборе профессии мы несвободны. С момента взросления и до конца своей трудовой деятельности человек сталкивается с необходимостью делать то, что навязывают ему. Система образования предлагает человеку те специальности, знания и вакансии, которые соответствуют потребностям рынка, но вовсе не интересам самого человека. Перечень рабочих вакансий, который человеку предлагается на рынке труда также не зависит от свободного желания. Чтобы достойно жить и не умереть с голоду, человеку приходится выбирать то, что от него требует рынок.  В результате становится модно быть бухгалтером, экономистом, юристом и так далее. Те же области знаний, которые могут быть на самом деле глубоко интересны человеку, но оказываются далеко не «популярными» на рынке труда, автоматически попадают в «черный список». Что касается здоровья. Казалось бы, мое здоровье никого не касается, о нем я должна  беспокоиться сама. Почему мне каждый день родители, преподаватели и даже бабушка из автобуса пытаются указывать, как  мне  одеваться, что носить, как краситься, как разговаривать? Мне кажется, что старые люди завидуют нашей молодости и поэтому  пытаются нас «строить» под себя. Я что, не права?

Хотелось быть свободными и независимыми, строить свою жизнь по – своему, без оглядки на кого бы то ни было. Ведь опыт истории доказывает, что великие открытия были сделаны в основном теми людьми, для которых не существовало авторитетов, которые верили в себя, не поддаваясь чужому мнению. Разве я не права? А государство, по-моему, заинтересовано в том, чтобы  народ употреблял как можно больше алкоголя и сигарет. У нас потребление  водки на каждого человека,  включая младенцев, составляет 14-15 л. И государство не пойдет на значительное удорожание алкоголя, сигарет, потому что это во-первых, очень прибыльное дело, во-вторых -  алкоголик   не доживет до преклонного возраста, и ему не надо платить пенсию, в – третьих  легче управлять одурманенной толпой. Вот такова моя точка зрения.

Возможные вопросы:

  • Ты утверждаешь, что свобода - это независимость от родителей, государства. Ты готова себя обеспечивать материально, быть независимой от родителей и государства? (Во – первых, родители, когда планировали мое появление на свет, наверное, знали на что шли и должны обеспечивать меня до 18 лет и пока я не закончу учебу. Во – вторых я подрабатываю?)
  • Ты считаешь, что учиться и работать, легко? (нет, конечно, но возможно)
  • Ты считаешь, что подняв цену на алкоголь и сигареты, государство решит проблему деградации общества? (Да, конечно. Хотя бы для молодежи, которая не настолько богата, чтобы за пачку сигарет выложить почти 300 рублей).

Выступление оппонента по проблеме: «Мое здоровье – мое личное дело» (Нет)

А я считаю, что здоровье любого  человека – это не только его личное дело. Ведь мы все жители одной страны и чем меньше проблем у нас будет со здоровьем, тем лучше мы будем работать, тем прекраснее и сильнее будет наша страна. И нам в ней жить будет хорошо. Любое государство заинтересовано в здоровых людях, потому что от них зависит экономическое благополучие страны. Тем более, что  сейчас состояние  здоровья стало фактором профотбора и профпригодности. Никому, особенно частному предпринимателю невыгодно содержать больного работника. А если работник постоянно курит, злоупотребляет алкоголем, то здоровье его быстро «испарится» и такого человека никто не будет удерживать в коллективе. Неблагоприятная динамика здоровья населения в России представляет уже реальную угрозу национальной безопасности. Средняя продолжительность жизни нашего населения остается относительно низкой по сравнению с большинством экономически развитых стран и даже ряда развивающихся.  В 1995 г. из 196 стран, по которым ООН рассчитывает среднюю продолжительность жизни,  Россия занимала 140-е место по продолжительности жизни мужчин и 100-е место по продолжительности жизни женщин. Такое отставание нельзя оправдать никакими объективными причинами.

По данным Госкомстата России средняя продолжительность жизни в стране в 1999 г. составила у мужчин 59,90 года, у женщин 72,43 года. Сейчас отставание России от экономически развитых стран составляет 13-15 лет для мужчин и 7-9 лет для женщин.  При этом очень высока смертность, особенно среди мужчин трудоспособного возраста.

Социальное нездоровье населения проявляется в катастрофическом росте аномалий и социального поведения алкоголизме наркомании, особенно среди молодежи, криминализации социальной среды резком увеличении числа самоубийств. По сравнению с 1990 г. наркоманов стало больше в 6.5 раза, а больных алкогольными психозами - в 4.2 раза. Возникает своего рода социальная воронка, когда больные рожают больных, а бедные воспроизводят бедных. Из этой воронки быстро не выберешься, потребуется смена не одного поколения. Ухудшение здоровья детей и молодежи чревато падением качества человеческого потенциала всей нации на длительную перспективу. Ведь больное поколение не может воспроизводить здоровых. Отмечается постоянный рост количества инвалидов. С 1985 по 1997 г. их число увеличилось почти на 3.5 млн. чел. и в 1998 г. составило 7.5 млн. Особенно сильно возрастает число детей-инвалидов. С 1980 г. по 1996 г. общая численность детей-инвалидов возросла в 3.3 раза.  В России 6 млн. бесплодных пар, и бесплодными являются  500-600 тыс. мужчин из поколения. В половине случаев причиной бесплодия являются заболевания, передающиеся половым путем. А также отмечается прогрессирующий рост инфекционно-воспалительных заболеваний мочевыводящих путей у женщин. В заключении, я хочу сказать, что низкая культура потребления алкоголя, массовое курение, в том числе распространенное среди женщин и подростков, огромное число искусственных абортов вместо современных средств контрацепции, пропаганда насилия и жестокости средствами массовой информации - все это важнейшие факторы, разрушающее здоровье нации и не способствующие росту средней продолжительности жизни (а также укреплению семьи и росту рождаемости). Мы не замечаем как тихо приближается окончательный крах России, которая занимая шестую часть суши, страна неуклонно теряет свой собственный народ. Через р. Амур  лежит регион Китай, близкий нам  по площади, с населением 3 миллиарда человек. К 2050 году, там будет жить около 4 миллиардов людей.   В России будет 80 или менее миллионов.  Это составляет соотношение один к пятидесяти, т.е. на одного русского будет приходиться 50 китайцев.  Природа пустоты не терпит.   Мир в преддверии великого переселения народов, раздела и дележа некогда великой и славной Империи.  Если мы ничего не поймем и ничего не сделаем. А вы говорите, что государство не имеет право вмешиваться в нашу жизнь. Если оно вместе с нами не сможет переломить ситуацию, то нас не будет как народа. Может о нас потомки будут говорить, что когда здесь жил великий народ, создавший  великую музыку, всемирно известный балет,  прекрасные полотна, сделавший много научных открытий, но, увы, погибший от бескультурья.

Возможные вопросы:

1.Как ты считаешь, насколько государство и другие люди могут вмешиваться в частную жизнь? (Конечно, у  каждого человека есть личное пространство, в которое нельзя вторгаться, хотя очень мало  сторон жизни, которые бы не связывали нас с другими людьми).

2.Как ты считаешь,  наше правительство успешно борется с проявлениями соц. деградации населения: наркомания, алкоголизм и др.?  (Далеко нет. Но в правительстве многие  депутаты и курят, и любят выпить, поэтому законы долго согласовываются, а чаще не работают).

3.Как ты считаешь, можно ли запретить производство алкоголя, сигарет, наркотиков, и тем самым решить проблему?

Список литературы:

  1. Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке / Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка ; сост. Н.В. Громова, Г.А. Кузьмина. – Чебоксары, 2009.
  2. Басов, С.А. Библиотека в демократическом контексте / С.А. Басов // Науч. и техн. биб-ки. – 2006
  3. 2. Вдовиченко, В.П. От детства к взрослости : Юношество. Социализация. Библиотека: библиогр. обзор-дайджест с коммент. / В.П. Вдовиченко. – М. : Школьная б-ка, 2006
  4. Книга, общество, читатель : современные аспекты : сб. науч. тр. – Новосибирск, 2004
  5. Лихачёв, Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. – М. : Искусство, 2000
  6. Чтение : проблемы поддержки и развития : сб. ст. : по материалам Всерос. конф. (СПб., 2004, 14 –15 сент.) и Фестиваля регион. библ. проектов «Осень в Михайловском» (Псков, 2004, 16–17 сен.) / НФ «Пушкинская библиотека» ; Псков. обл. универсал. б-ка. – М., 2004
  7. 9. Шрайберг, Я.Л. Библиотеки и университеты в электронно-информационной среде : первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний : ежегодный доклад Конференции «Крым» / Я.Л. Шрайберг. – М., 2005



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*