Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование нравственных ценностей у студентов колледжа

19.06.2015 366 526
Жохова Елена Валентиновна
Жохова Елена Валентиновна, преподаватель

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

В современном обществе наблюдается «война» ценно­стей. Наряду с общечеловеческими, гуманистическими ценностя­ми реально существуют и проявляются самые разные цели и иде­алы воспитания, среди них:

– авторитарные цели формирования безинициативного испол­нителя;

– личиостио-эгоистнческне цели, утверждающие стремление к наживе, к меркантилизму и его господству над нравственностью;

– националистические идеи, разжигающие шовинизм и сепа­ратизм, сеющие вражду между народами;

– цели, утверждающие принципы аполитичного воспитания;

– религиозные идеалы и цели, утверждающие абстрактно-гуманистические заповеди, опирающиеся на духовную культуру, представленную в религиозной форме;

– анархически-разрушительные цели, подкрепляемые стихий­ными митинговыми страстями, забастовками, террором и наси­лием;

– монархические идеалы и цели, увлекающие молодежь, по­терявшую социальные ориентиры, дворянскими традициями;

– преступно-романтические цели достижения свободной и лег­кой жизни, падения дисциплины в школе, расшатывания системы общего среднего образования, усиления внимания преступно­го мира к молодежи как подрастающему резерву;

– неофашистские цели культа сильной личности, отвергаю­щей нравственность и совесть, готовой на любую жестокость ради утверждения власти сильных над слабыми.

Это многообразие умонастроений и целей, охарактеризован­ное В. Т. Лихачевым, присутствует в общественном сознании, ока­зывает мощное влияние на молодежь.

Во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генераль­ной Ассамблеей ООН в 1948 году, утверждаются такие ценности для всех людей, как свобода, равенство и братство.

В «Прогностической концепции целей и содержания образо­вания» дан несколько иной набор ценностей:

– стремление к истине;

– социальное благополучие общества;

– социальная справедливость;

– нравственные гуманистические нормы;

– приобретение знаний;

– уважение к умельцам и талантам;

– порядочность в крупном и в мелочах;

– собственное достоинство;

– ценность личности;

– здоровье;

– сохранность природы;

– социальная активность, нравственное здоровье коллектива и общества;

– ценность других народов, их специфики и культуры;

– доброжелательность в отношениях и взаимопомощь;

– гуманистическая направленность научно-технического про­гресса.

Этот перечень, по мнению авторов, не исчерпан.

С целью изучения цен­ностных ориентации студентов в рамках кафедры воспитания колледжа проведен социологический опрос по определению приоритетов ценностей у педагогов и студентов.

Ценности, имеющие наименьший приоритет у студентов. Сравнение с преподавателями и студентами

Примечание:

1  Патриотизм

2   Гражданская ответственность

3   Интернационализм

4  Способность к раскаянию

5  Великодушие

6   Готовность уповать на Бога

7  Поклонение Богу

8  Святость

9   Идеология

10 Послушание

11 Смирение

12  Политика

13   Справедливость

14  Собственность

Анализ результатов показал, что происходит рассогласо­вание целей и ценностей. Общими ценностями у студентов н преподавателей выступают: здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе, надежность, образование.

Студенты отдают предпочтение свободе, любви, прагматичес­ким ценностям, карьере, собственности, общительности, возмож­ности развития и способности к самосовершенствованию.

Для преподавателей более значимы ценности гуманистичес­кой направленности: способность к состраданию, доброта, ува­жительное отношение к окружающим, вежливость, природа.

В предложенном списке наименее популярными оказались христианские ценности: смирение, послушание, готовность уповать на Бога. Видимо, в решении проблем нравственного становления молодежи не приходится рассчитывать на рели­гию и церковь, во всяком случае, в ближаишее время.

Незначительными сегодня оказываются и такие ценности, как интернационализм, патриотизм, политика, гражданская ответ­ственность.

Ценности, имеющие наибольший приоритет у студентов. Сравнение с преподавателями и студентами

1 Здоровье

8 Возможность развития

2 Свобода

9 Стремление к самосовершенствованию

3 Любовь

10 Надежность

4 Семья

11 Порядочность

5 Преданность в дружбе

12 Образование

6 Карьера

13 Справедливость

7 Знания

14 Собственность

Полученные результаты помогли построить траекторию дальнейшей работы со студентами через использование различных форм  тематических классных часов, встречи с интересными людьми, разнообразной тематики классных часов по нравственному воспитанию: «Надежда», «Здравствуй человек»,  «Как завоевать друзей!», «Дружба», «Зависть», «Время выбрало нас», «Строка, оборванная пулей», «Память». Стали традиционными встречи с ветеранами  Великой Отечественной войны, живыми свидетелями военных событий. Уроки мужества, памяти и другие мероприятия предусматривают живое общение людей разных поколений и позволяют сформировать  представление у студентов о тех далеких военных событиях. Целью этих мероприятий  является формирование у студентов любви к близким, уважение к старшему поколению, развите всесторонней личности, патриотического воспитания, собственного достоинства.

Совместно со студентами разработана модель самоуправления,  которая представлена на внутриколледжном конкурсе: «Лучшая модель самоуправления» и награждена грамотой за третье место. На этапе формирования коллектива группы психолого-педагогическая служба колледжа осуществляет диагностические мероприятия: «Познай себя», «Темперамент»; «Общительность»; «Особенности личности». Для создания сплоченного коллектива используется технология коллективных творческих  дел, что позволяет организовывать посещение студентами  музеев, театра, туристических походов.

Важным направлением в формировании нравственных ценностей обучающихся в группе является работа  с родителями. Нравственные ценности закладываются в семье, об этом идет речь на родительских собраниях по темам: «Трудный ребенок», «Конфликт а нашей жизни», «Как себя вести в обществе».

Все перечисленные мероприятия не только помогают в формиро­вании сплоченного коллектива, но и способствуют воспитанию  коллектива, формированию нравственных ценностей нашей молодежи.   

Список литературы

  1. Райгородский Д.Я. Психология личности. – М. 2002.
  2. Лихачев Д.А. Педагогика. – М. 1998.
  3. Макаренко С.М. Воспитание. – 1998. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*