Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Преподавание терапии в Амурском медицинском колледже

19.06.2015 343 485
Михайлова Галина Дмитриевна
Михайлова Галина Дмитриевна, преподаватель

Фроленко Елена Николаевна
Фроленко Елена Николаевна, преподаватель сестринского дела в терапии

Амурский медицинский колледж

Стремительное изменение условий жизни требует от системы профессионального образования формирования нового подхода к обучению, где приоритетом становится подготовка профессионально компетентного специалиста, обладающего творческой личностной позицией  в отношении приобретаемой профессии. Профессионально компетентныйспециалист должен обладать системой знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности. Эти качества начинают закладываться при изучении дисциплины профессионального модуля  «Сестринский уход в терапии» по специальности «Сестринское дело».

Механизмом формирования профессиональных компетенций по дисциплине является учебная программа, в основу которой положен модульно-компетентностный подход. Данный  подход предполагает системное изменение содержания и структуры профессионального образования и представляет собой единую систему определения целей, отбора и структурирования содержания учебного материала, организационного и технологического обеспечения подготовки специалиста на основе выделения востребованных работодателями компетенций, освоение которых происходит посредством модульного построения профессионального образования.

Модульно - компетентностная система обучения в преподавании дисциплины  обеспечивает движение профессиональной деятельности студентов   от   учебных занятий  через имитационное и неимитационное моделирование,  учебно-профессиональную  практику  к собственно профессиональной деятельности.

Цели, задачи и содержание учебной дисциплины«Сестринский уход в терапии» ориентированы на формирование личности будущих медицинских сестёр.

Основные задачи, которые  реализуются в процессе обучения студентов терапии:формирование  представлений о сущности и социальной значимости дисциплины в будущей профессиональной деятельности;формирование представлений о том, что теоретические знания, практические умения по осуществлению ухода за пациентами и клиническое мышление являются важным элементом современной культуры медицинской сестры;формирование у студентов  личностного опыта учебной деятельности и  выработка профессиональных компетенций, которые  необходимы  для становления и развития  специалиста, рационально мыслящего и действующего в профессиональной деятельности;формирование положительного ценностного отношения к учебной дисциплине  в целом.

Для решения этих задач в процессе  обучениядисциплине «Сестринский уходв терапии» широко используются  активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, различного рода тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Кроме обязательного  программного материала используется дополнительный,  который  включает в себя исторические сведения о предмете, освещение различных заболеваний в художественной литературе, примеры из практики. Дополнительный материал подчеркивает  значимость в той части мировоззрения, которая формируется в ходе учебно-познавательной деятельности на занятиях ипоказывает  ценность знаний  для будущей профессиональной деятельности.

При чтении лекций и проведении семинаров предлагаются вопросы, побуждающие студентов к рассуждению, самостоятельным выводам и обобщениям. Также на лекциях создаются проблемные ситуации, которые решаются в процессе восприятия и осмысления.

Большое значение имеет реализация принципа наглядности, а именнодемонстрация фильмов, слайдов, таблиц, схем, использование мультимедийных технологий, что позволяет  мобилизовать внимание и активизировать познавательную деятельность студентов.

Важнейшей составляющей образовательного процесса является самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий, а также в контакте с преподавателем вне рамок расписания (на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий), в библиотеке, дома, в общежитии, на занятиях при выполнении студентом конкретных заданий по самостоятельной работе.

В процессе изучения  дисциплины организация самостоятельной работы студентов представляет единство трёх взаимосвязанных форм: аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под руководством преподавателя, внеаудиторная самостоятельная работа, творческая, в том числе научно-исследовательская работа. Для активного овладения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо понимание учебного материала и его творческое восприятие.

Особое значение в подготовке медицинской сестры имеет формирование профессиональных компетенций, что занимает большую часть времени практического  занятия. На  занятиях студенты под  руководством преподавателя самостоятельно отрабатывают манипуляции профессионального модуля с использованием алгоритмов, таблиц, видеоматериалов, муляжей, фантомов. 

Практикуется решение проблемных ситуаций, которые  затем рецензируются другой группой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышает роль самостоятельной работы, усиливает стремление к качеству её выполнения, способствует формированию профессиональной речи и клиническому мышлению.

Таким образом, формы самостоятельной работы студентов, используемые на практических занятиях,  достаточно разнообразны – это графологические структуры;схемы лекарственной терапии; задачи с конкретными проблемами; тесты различной степени сложности; алгоритмы оказания неотложной медицинской помощи;обязательные и разноуровневые задания, рассчитанные на определённую оценку при индивидуальной, парной, групповой формах работы;деловые игры, тематика которыхсвязана с конкретными клиническими ситуациями;методы обучения «у постели больного», «обучение медицине в палатах» (У. Ослер), курации пациентов;обсуждение докладов, рефератов, творческих и курсовых работы.

В процессе практики студенту предоставляется возможность проявить себя в самостоятельной работе: наблюдать за пациентом, выполнять лечебно-  диагностические назначения, работать в процедурном кабинете, на посту медсестры.Работая с пациентом, студент учится обобщать полученные данные, решать вопросы сестринского ухода, высказывать своё мнение, составлять памятки пациенту о диетическом питании, рекомендации в отношении труда и отдыха.

Данные виды самостоятельной работы приучают студентов грамотно неформально пользоваться имеющимися теоретическими знаниями, справочной литературой. Студенты понимают, что теоретические знания предмета необходимы для приобретения устойчивых умений в решении профессиональных задач.

Самостоятельная работатакже используется в организации внеаудиторной деятельности студентов, когда преподаватель  работает с конкретной личностью, с её сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями,  видит и развивает лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации, а также создает психолого-дидактические условия развития интеллектуальной инициативности и мышления на занятиях.

Для внеаудиторной самостоятельной работы чаще всего применяется   изучение литературных источников, работа с периодической печатью, тематические обзоры по периодике, написание рефератов, докладов, курсовых работ для участия в студенческих научно-практических конференциях. Кроме того,  студенты готовят мультимедийные презентации учебных тем, беседы по вопросам профилактики различных заболеваний для пациентов; составляют  кроссворды, графические  диктанты, глоссарии, тесты, самостоятельно решают  ситуационные задачи; готовят наглядные пособия.

Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов преподавателями разработаны комплексы методического обеспечения дисциплины: тексты лекций, учебные и методические пособия, банки заданий и задач, тестовые задания, что позволяет организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.

Для определения результативности самостоятельной работы студентов используются активные методы контроля, такие как входной контроль знаний и умений студентов в начале изучения дисциплины.  Осуществляется текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях и  промежуточный контроль по окончанию изучения дисциплины, самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины, итоговый контроль по дисциплине в виде зачёта и экзамена, контроль остаточных знаний и умений спустя определённое время после завершения изучения дисциплины.

Применение различных видов самостоятельной работы способствует улучшению качества подготовки сестринского персонала, позволяет студентам проявить свои творческие способности в учебной, внеаудиторной деятельности, самореализовать себя в профессиональной деятельности путём совершенствования профессионального компетентности и критического осмысления своих действий и способностей.

Для реализации возможностей студентов оборудован учебный кабинет на базе лечебно-профилактического учреждения. Учебный кабинет функционально пригоден для организации деятельности студентов не только для изучения предмета, но и для проведения дополнительной работы. В кабинете имеется обязательная нормативная документация, учебно-методические комплексы, комплекты средств обучения, дидактические материалы типовых заданий, тестовых заданий, ситуационные задачи для диагностики качества обучения. Имеется достаточное количество  технических средств обучения (компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор). Разработаны и широко применяются картотеки индивидуальных заданий, фантомы, муляжи, тренажеры. Имеются исследовательские и реферативные работы студентов, разработанные ими презентации по темам курса терапии, сборники ситуационных задач, кроссвордов, алгоритмов манипуляций и методические пособия для самостоятельной  работы студентов.

Результативность формирования профессиональной компетентности по окончании изучения дисциплины характеризуется положительно, если студент может:работать самостоятельно,формулировать цели своей профессиональной деятельности, концентрировать внимание на выявлении и решении профессиональноориентированных задач, используя при этом новые технологии,плодотворно сотрудничать, планировать и качественно организовывать собственную профессиональную деятельность, видеть и реально оценивать свою профессиональную деятельность с точки зрения эффективности и целесообразности.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 
  2. Богданова Л.А. Технология коллективного способа обучения: Методические рекомендации / Л.А. Богданова, Л.Н. Вавилова. Кемерово, 2007.
  3. Вербицкий А.А. Деловая игра как модель профессиональной деятельности. Новосибирск, 1985.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*