Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНа современном этапе стало очевидным фактом то, что тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В связи с перспективами дальнейшего изучения проблемы реализации проверки и контроля знаний по информатике и ИКТ на последующих этапах, мы решили подробнее рассмотреть данную форму контроля и проверки знаний.
Разработка тестов требует не только большого практического опыта, но и специальных знаний и навыков. Тесты отличаются от других инструментов контроля, во-первых, стандартизированной процедурой организации выполнения, во-вторых, однозначностью интерпретации ответов и, наконец, наличием заранее продуманной системы оценивания результатов. Тестовые задания должны быть краткими, лаконичными, не допускать двусмысленного толкования. Любой тест должен, как минимум, содержать инструкции по заполнению, само задание и ответы.
Анализ опыта тестирования в зарубежных странах показывает, что в последнем столетии тестирование приобрело широкий масштаб во многих странах мира. В развитых странах создаются национальные службы для контроля за результатами образования и мониторинга его качества. Страны ведут систематические научные исследования в области педагогических измерений.
На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результата с заранее заданными параметрами качества, что. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное - тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная по организации — автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.
Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностных качеств учителя. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована. Следует добавить, что в мировой практике тестирование достаточно широко распространено.
Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся.
Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать вопросы, которые включат в себя как тесты с вариантами выбора, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе учащегося. Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы.
Контроль и проверка знаний по информатике и ИКТ в форме тестирования предполагает получение широкого диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая Грачевой Л.П система тестирования [1] сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая форма контроля и проверки знаний, тестирование нацелено на определение степени достижения результатов обучения. В отличие от устной аттестации, суммирующий тест содержит разноплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку индивидуальных достижений учащихся.
Предлагаемая система тестирования предназначена для определения уровня обученности учащегося на основании некоторых критериев по оценке знаний, умений и навыков. Критерии выбраны, исходя из требований к уровню подготовки, зафиксированных в рамках базового минимума и на основании требований к индивидуальным результатам обучения курсу информатики, существующих в реальной практике.
Данная система контроля в тестовой форме содержит несколько групп заданий.
Группа 1.
Содержит тестовые задания, предназначенные для оценки глубины усвоения материала:
Группа 2.
В этой категории содержится набор небольших по объему практических заданий, при выполнении которым учащийся должен продемонстрировать практическое применение технологий.
Практическое задание в тестовой форме отличается от любого другого практического задания:
- учащемуся предлагается шаблон-заготовка;
- пункты задания строго прописаны;
- заранее определены критерии оценки, учащиеся ознакомлены с ними;
- результат выполнения оценивается при сравнении с контрольным образцом.
Такая форма контроля имеет ряд преимуществ:
- осуществляется проверка обученности на значительно большем материале курса информатики и ИКТ;
- уменьшается продолжительность проверки как для учащегося, так и для учителя (на каждую группу из 10—12 учащихся требуется 60 минут). Основное время учителя или методиста уходит на подготовку материалов для тестирования;
- повышается мотивация по подготовке учащегося: осознание необходимости повторить большую часть материала, естественный интерес к тестированию, новизна формы организации, гуманизм в отношении экзаменуемого — учащийся получает некоторое право на ошибку;
- объективность тестирования;
Проверка и контроль знаний в форме тестирования является инструментом управления. При использовании тестовых технологий руководитель, не обязательно специалист в области информатики и ИКТ, в состоянии определить уровень подготовки учащихся, объективность его оценивания. Тестирование позволяет организовать отслеживание (мониторинг) уровня и степени подготовки учащихся. Тесты обладают вариативностью благодаря модульной организации (допускают развитие без изменения структуры). При их подготовке могут уточняться отдельные вопросы и задания, возможно дополнение новыми разработками. Сами тесты могут быть разграничены по уровням сложности или изменены наборы тестовых заданий при формировании вариантов [1].
Примеры тестов [ Приложении 1].
Требования к материалам тестирования.
При подготовке материалов следует проанализировать тесты для подготовки материалов по итоговой аттестации в форме тестировании всего рекомендуется сформировать:
- 4 комплекта тестов с альтернативными ответами (по 60—80 вопросов),
- 12 тестовых заданий (по 3 задания на каждый вариант),
- 12 практических заданий.
При подготовке вариантов необходимо учитывать время тестирования 40 - 45 минут). В это время входит:
- 2-3 минуты — организация;
- 5 - 7 минут — инструктаж учащихся;
- 15 минут — на тест с альтернативными ответами:
- 5 - 8 минут — выполнение тестового задания;
- 10 минут — выполнение практического задания.
Критерии оценки.
При выставлении оценки можно руководствоваться следующими показателями:
1) при выполнении тестовых заданий учитываются:
- объем задания;
- правильность выполнения;
2) при выполнении практического задания следует обращать внимание на:
- объем задания;
- правильность выполнения;
- использование эффективных методов и приемов.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.