Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Тестирование как одна из основных форм проверки и контроля знаний на уроках информатики и ИКТ

19.06.2015 288 367
Дурнева Алёна Юрьевна
Дурнева Алёна Юрьевна, студентка 5 курса

Щербакова Евгения Викторовна
Щербакова Евгения Викторовна, преподаватель информатики

Мезенский педагогический колледж

На современном этапе стало очевидным фактом то, что тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. В связи с перспективами дальнейшего изучения проблемы реализации проверки и контроля знаний по информатике и  ИКТ на последующих этапах, мы решили подробнее рассмотреть данную форму контроля и проверки знаний.

Разработка тестов требует не только большого прак­тического опыта, но и специальных знаний и навыков. Тесты отличаются от других инструментов контроля, во-первых, стандартизированной процеду­рой организации выполнения, во-вторых, однозначностью интерпретации ответов и, наконец, наличием заранее продуманной системы оценивания результатов. Тестовые задания должны быть краткими, лаконичными, не допускать двусмысленного толкования. Любой тест должен, как минимум, содержать инструкции по заполнению, само задание и ответы.

Анализ опыта тестирования в зарубежных странах показывает, что в последнем столетии тестирование приобрело широкий масштаб во многих странах мира. В развитых странах создаются национальные службы для контроля за результатами образования и мониторинга его качества. Страны ведут систематические научные исследования в области педагогических измерений.

На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизиро­ванной обработки результата с заранее заданными параметрами качества, что. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быст­рым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащих­ся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавле­ния слов, формул, терминов и пр. Главное - тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и хра­ниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная по организации — автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.

Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностных качеств учителя. В результате уча­щийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более ши­роком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворе­чивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована. Следует добавить, что в мировой практике тестирование достаточно широко распространено.

Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся.

Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разрабо­тать вопросы, которые включат в себя как тесты с вариантами выбора, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию клю­чевых слов в письменном ответе учащегося. Существует еще несколько ти­пов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приве­денном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы.

Контроль и проверка знаний по информатике и  ИКТ в форме тестирования предполагает получение широкого диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая  Грачевой Л.П система тестирования [1] сформирована с учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая форма контроля и проверки знаний, тестирование нацелено на определение степени достижения результа­тов обучения. В отличие от устной аттестации, суммирующий тест содержит разноплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку индивидуальных достижений учащихся.

Предлагаемая система тестирования предназначена для определения уровня обученности учащегося на основании некоторых критериев по оценке зна­ний, умений и навыков. Критерии выбраны, исходя из требований к уровню подготовки, зафиксированных в рамках базового минимума и на основании требований к индивидуальным результатам обучения курсу информатики, существующих в реальной практике.

Данная  система контроля в тестовой форме содержит несколько  групп за­даний.

Группа 1.

Содержит тестовые задания, предназначенные для оценки глубины усвоения материала:

  • задания рассчитаны на проверку понимания материала;
  • при выполнении задания учащийся должен уметь анализировать, рассуж­дать раскрывать смысл терминов, понятий и пр.

Группа 2.

В этой категории содержится набор небольших по объему практических за­даний, при выполнении которым учащийся должен продемонстрировать практическое применение технологий.

Практическое задание в тестовой форме отличается от любого другого прак­тического задания:

- учащемуся предлагается шаблон-заготовка;

- пункты задания строго прописаны;

- заранее определены критерии оценки, учащиеся ознакомлены с ними;

- результат выполнения оценивается при сравнении с контрольным об­разцом.

Такая форма контроля имеет ряд преимуществ:

- осуществляется проверка обученности на значительно большем материа­ле курса информатики и ИКТ;

- уменьшается продолжительность проверки как для учащегося, так и для учителя (на каждую группу из 10—12 учащихся требуется 60 минут). Основное время учителя или методиста уходит на подготовку мате­риалов для тестирования;

- повышается мотивация по подготовке учащегося: осознание необходимости повторить большую часть материала, естественный интерес к тести­рованию, новизна формы организации, гуманизм в отношении экзаменуемого — учащийся получает некоторое право на ошибку;

- объективность тестирования;

Проверка и контроль знаний в форме тестирования является инструментом управ­ления. При использовании тестовых технологий руководитель, не обяза­тельно специалист в области информатики и ИКТ, в состоянии определить уро­вень подготовки учащихся, объективность его оценивания. Тестирование позволяет организовать отслеживание (мониторинг) уровня и степени подготовки учащихся. Тесты обладают вариативностью благодаря модульной организации (допускают развитие без изменения структуры). При их подготовке могут уточняться отдельные вопросы и задания, возможно дополнение новыми разработками. Сами тесты могут быть разграничены по уров­ням сложности или изменены наборы тестовых заданий при формиро­вании вариантов [1].

Примеры тестов [ Приложении  1].

Требования к материалам тестирования.

При подготовке материалов следует проанализировать тесты  для подготовки материалов по итоговой аттестации в форме тестировании всего рекомендуется сформировать:

- 4 комплекта тестов с альтернативными ответами (по 60—80 вопросов),

- 12 тестовых заданий (по 3 задания на каждый вариант),

- 12 практических заданий.

При подготовке вариантов необходимо учитывать время тестирования 40 - 45 минут). В это время входит:

- 2-3 минуты — организация;

- 5 - 7 минут — инструктаж учащихся;

- 15 минут — на тест с альтернативными ответами:

- 5 - 8 минут — выполнение тестового задания;

- 10 минут — выполнение практического задания.

Критерии оценки.

При выставлении оценки можно руководствоваться следующими показате­лями:

1) при выполнении тестовых заданий учитываются:

- объем задания;

- правильность выполнения;

2) при выполнении практического задания следует обращать внимание на:

- объем задания;

- правильность выполнения;

- использование эффективных методов и приемов.

Список литературы

  1. Сборник тестов по информатике. Базовый курс (Из опыта работы учителя высшей категории Грачевой Л.П.) / Авт.-сост.: Грачева Л.П.; МО РМ, МРИО. - Саранск. 2007. - 51 с.
  2. http://vrbsh.narod.ru/ - Современный урок. Требования к современному уроку. (Методические рекомендации учителю).
  3. Панкратова Л.П., Челак Е.Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – Спб.: БХВ-Петербург, 2004. – 448



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*