Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация и подготовка проведения педагогического совета по теме: «Педагогические технологии, их влияние на формирование профессиональной компетентности участников образовательного процесса»

30.12.2011 1082 6208
Макарова О.А., Заместитель директора по ТО, заслуженный учитель Российской Федерации

Чужакова Ольга Викторовна
Чужакова Ольга Викторовна, председатель цикловой комиссии

Няндомский железнодорожный колледж
Предлагаемая методическая разработка предназначена для работы педагогических работников по изучению современных педагогических технологий.

Вид разработки представлен развернутым  протоколом заседания методической комиссии преподавателей естественно – научного цикла. Содержание методической разработки представляет собой план по подготовке и проведению методического мероприятия.

Форма его проведения – педагогический совет образовательного учреждения.

Методическая разработка заседания цикловой комиссии преподавателей
естественно – научного цикла Няндомского железнодорожного техникума

Тема:  Организация и подготовка проведения педагогического совета по теме:
«Педагогические технологии, их влияние на формирование профессиональной компетентности участников образовательного процесса».

                                    Авторы:  Заместитель директора по ТО
                                                    Няндомского  железнодорожного техникума
                                                   - О.А. Макарова

Председатель цикловой комиссии
преподавателей естественно – научного цикла
Няндомского железнодорожного техникума
- О.В.Чужакова

План.
1. Введение.
2. Опыт применения  Открытых Образовательных Модульных Мультимедиа  Систем (ОМС) (в рамках подготовки к педагогическому совету).
3. Организация работы по подготовке и проведению педсовета: «Педагогические технологии, их влияние на формирование профессиональной компетентности участников образовательного процесса».
4. Реализация плана.
5. Заключение.

1. Введение.

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Для решения этого социального заказа  наше образовательное учреждение должно предоставить своему выпускнику условия, обеспечивающее следующие возможности:
- вовлечение его в активный познавательный процесс;
- применение его знаний на практике, в решении самых разнообразных производственных и жизненных задач, стандартных и не стандартных ситуаций и проблем;
- совместную работу в сотрудничестве;
- широкое общение со сверстниками;
- свободный доступ к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме и возможности ее исследования;
- постоянного испытания его интеллектуальных, физических и нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения решать их. Эти качества личности плюс  усвоенные знания и  комплекс профессиональных навыков и умений (социально приемлемых алгоритмов действия в типичных ситуациях) позволяют достичь интегрированного результата – компетентности.
Одна из тем методической работы нашего техникума: «Учебное занятие как форма профессиональной компетентности участников образовательного процесса»

Цель  работы  – изучить и внедрить в работу преподавателей техникума  передовой педагогический опыт, новые педагогические технологии или их элементы.

Единый план методической работы техникума включал в себя  проведение  педагогического совета по теме:
«Педагогические технологии, их влияние на формирование профессиональной компетентности участников образовательного процесса».  В техникуме была создана творческая группа по его  подготовке и проведению, в основе которой были члены цикловой комиссии преподавателей естественно – научного цикла.
 Дидактическая цель данной методической разработки – обобщение работы коллектива Няндомского железнодорожного техникума по изучению и внедрению современных педагогических технологий.  Предполагаемый результат - методическая помощь для всех педагогических коллективов, желающих рассмотреть данный вопрос на педагогическом или методическом советах.

2. Изучение технологии Открытых Образовательных Модульных Мультимедиа  Систем (ОМС).

Заседание цикловой комиссии по  вопросу подготовки педагогического совета проходило в начале учебного года.  На  заседании было рассмотрено два вопроса:
1. Выступление преподавателя химии  об  изучении и использовании в своей работе технологии Открытых Образовательных Модульных Мультимедиа  Систем (ОМС).
2.Обсуждение вариантов и принятие плана работы по подготовке и проведению педсовета.

Вопрос 1.  Вступительное слово председателя цикловой комиссии.

Цель работы педсовета «Педагогические технологии, их влияние на формирование профессиональной компетентности участников образовательного процесса»– определение путей повышения профессиональной компетентности преподавателей техникума. Изучая природу средств создания компетентности, приходим к выводу,  что успешность преподавателей и студентов во многом зависит от способов и техники работы,  позволяющих ставить четкие цели и добиваться результата. Считаем, что все преподаватели нашей цикловой комиссии в совершенстве владеют традиционными классно – урочными технологиями, знакомы и применяют в своей работе технологию метода проектов, кейс – технологию (или метод анализа  конкретной ситуации), технологию деловой игры, технологию модульного обучения. На протяжении многих лет работы нашей цикловой комиссии мы  рассматривали вопросы изучения и применения названных технологий, но на  современном этапе  невозможно представить работу педагога  без применения в работе компьютерных программных технологий , которые представлены в электронных образовательных ресурсах сети Интернет, например, на портале ФЦИОР  ( ФЦПРО,http://www.fcprj.ru), а именно компьютерной программы  « Уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия» и Открытые Образовательные Модульные Мультимедиа Системы (ОМС).  Изучали их, апробировали, проводили индивидуальные консультации для преподавателей техникума члены  цикловой комиссии естественно – научного цикла.

В рамках подготовки педагогического совета, они сообщат о том, что привлекает их в применении компьютерных технологий, что представляют собой ОМС, и как, на их взгляд,  применение этой технологии формирует профессиональную компетентность учащихся.

Сообщение реподавателей химии и демонстрация применения ОМС на уроках химии.

Применение на уроках современных компьютерных технологий, в частности программы ОМС,  привлекает нас удивительными свойствами:
  - интерактивностью,  позволяющей развивать активную деятельность учащихся,так как ОМС представляют материал по изучаемому предмету  учебными объектами, которыми учащиеся могут манипулировать, и  процессами, в которые учащиеся могут  вмешиваться;
 - мультимедийностью, т.е. представлением учебных объектов множеством различных способов: графики, фото, видео, анимации, звука;
- имитационным моделированием,  позволяющим наблюдать изменения сущности изучаемого объекта или процесса,  его вида и качеств;
- коммуникативностью -  возможностью непосредственного общения,
- оперативностью представления информации.

ОМС представляют собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. При этом каждый электронный учебный модуль (ЭУМ) является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи: получения информации, выполнения практического задания, контроля за знаниями учащихся. Например, при изучении темы углеводородов я использовала материал, представленный на  информационном модуле «Алканы»
Модуль состоит из 12 частей, в которых представлены общие понятия об углеводородах, классификация углеводородов, типы визуализации органических молекул, электронное строение алканов и другая учебная информация по данной теме. Все это не заменяет преподавателя, а способствует лучшему усвоению знаний, т.к. все свойства ОМС (мультимедийность, интерактивность и др.) присутствуют в данном модуле в полной мере.

Учащимся предлагается виртуальная лабораторная работа « Получение метана» и тесты по теме «Алканы», разного уровня сложности. Демонстрацию любой части можно повторить при необходимости несколько раз. Учащиеся могут копировать программу или материал модуля на электронные носители и выполнять домашнее задание, используя информацию этого модуля.

ОМС и «Уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия» представляют информационный материал для уроков по многим областям. Преподаватели техникума апробировали компьютерные уроки математики, физики, химии, МХК, литературы, истории и считают, что  организация работы учащихся с применением компьютерных программ формирует их позитивное отношение к обучению и  качества личности, необходимые  для  жизни в современном обществе.

2. План работы по подготовке и проведению педсовета: «Педагогические технологии, их влияние на формирование профессиональной компетентности участников образовательного процесса».

Проведя диагностику профессионального развития педагогических работников техникума, становления их новых профессиональных компетенций,  направленных на формирование компетенций учащихся, было принято решение о плане подготовки и проведения педагогического совета «Педагогические технологии, их влияние на формирование профессиональной компетентности участников образовательного процесса».

План подготовки.

1. Изучить классификацию педагогических технологий и их источники.
 
2. Апробировать в своей работе и обобщить собственный опыт по применению технологий  реализации компетентностного подхода (или их элементов):
-технологию модульного обучения; 
-кейс – технологию или метод анализа  конкретной ситуации;
-игровые технологии;
-метод проектов;
-технологию традиционного урока;
-технологию применения открытых модульных мультимедийных систем.

3.  Подготовить и провести презентации выбранных технологий, с целью донести до всех преподавателей техникума основные принципы представленных технологий.

4. Провести открытые уроки  по применению данных технологий или их элементов.

Было предложено основную  часть работы педагогического совета провести в форме групповой работы, причем, c соблюдением всех требований к этому виду деятельности, а именно: “случайное” формирование групп, “случайный” выбор задания, “случайное” распределение ролей в каждой группе, четкое задание для каждой группы по созданию проекта и его защита. Каждая группа могла обратиться к консультанту, работающему в другой группе (роль консультанта была у преподавателя, делавшего до педсовета презентацию определенной педтехнологии).

План был предложен коллективу техникума, с указанием дат презентаций педагогических технологий, презентаций открытых уроков,  открытых уроков, указанием методической литературы и  фамилий преподавателей, которые будут осуществлять этот план.

                                         План проведения педагогического совета.

1. Вступление: обоснование изучения данного вопроса, цели и задачи, основные понятия, определение профессиональной компетентности преподавателя и учащегося, определение педагогической технологии, основные принципы и классификация педагогических технологий

2. Сообщение: педагогические  технологии, формирующие профессиональную компетентность преподавателя и учащегося

3. Работа членов педагогического совета в группах. Задание для группы:
а) изучить (по предложенному материалу для каждого члена группы) краткую информацию о педагогической технологии;
б) на основе этой информации, мнения об открытом уроке, где демонстрировалась данная технология, и собственного педагогического опыта создать наглядный материал, в котором необходимо отразить выполнение основных принципов технологии, привлекательность
её применения при подготовке специалистов железнодорожного транспорта, положительные и отрицательные её стороны , по мнению группы.

4. Защита проекта каждой группы, при участии преподавателей, применяющих в своей работе данную технологию или её элементы.

5. Заключение. Подведение итогов деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения  на педагогическом совете, обмен мнениями о достижении цели, поставленной перед педсоветом.

6. Проект решения педсовета.

7. Поготовительный этап.
Для проведения педагогического совета была создана рабочая группа, которая оформляла:
- стенд с основными понятиями данной темы;
- стенд о классификации педагогических технологий;
- стенд с фотографиями открытых уроков;
- стенд с литературой по педагогическим технологиям;

8. Хронометраж работы педсовета:
- вступление -  10 минут;
- основное сообщение по теме – 15 минут;
- работа в группах – 20 минут;
- защита проектов – 30 минут;
- заключение – 5 минут;
- проект решения педсовета – 5 минут.

4. Реализация плана  (представлена в фотографиях)


5. Заключение.

Существуют четыре уровня профессиональной компетентности:
а) нарушение правил по незнанию (отсутствие опыта или средств);
б) знание и соблюдение правил;
в) осмысленное нарушение правил (с целью достижения лучшего результата деятельности);
г) полное изменение правил.
Высшая профессиональная компетентность – творчество, создание новых правил.

 Педагогический совет, план работы которого мы здесь представили,  достиг своей цели - определил пути повышения  уровня профессиональной компетентности преподавателей. Считаем, что только непрерывное обновление собственного опыта заставляет преподавателя задуматься о том, на какой уровень профессиональной компетентности он выводит своих выпускников, выполняя социальный заказ.

Результатом использования представленного материала считаем:
- шесть открытых уроков преподавателей техникума, на которых демонстрировалось применение современных педагогических технологий или их элементов;
- шесть ярких презентаций педагогических технологий, на которых преподаватели представляли основные принципы технологий
 и анализировали собственный опыт работы;
- индивидуальная консультационная работа преподавателей, применяющих технологию, с преподавателями, желающими изучать её и провести  «пробные» уроки;
- четыре « пробных» урока молодых преподавателей техникума по применению кейс – технологии и технологии применения ОМС;
- активное продолжение работы коллектива по данной теме.

Представленный материал можно использовать в любом образовательном учреждении:
- для методической работы всего педагогического коллектива;
- для работы отдельной цикловой комиссии любого профиля;
- для методической индивидуальной работы преподавателя.

Литература.
  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – Москва, 2001.
  2. Интернет в гуманитарном образовании. Под редакцией  Е.С. Полат – Москва, 2000.     
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – Москва, 2001.
  4. Полат Е.С. Педагогические технологии 21 века. Современные проблемы образования. – Тула, 2002.
  5. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии.  НОУ  Центр «Педагогический поиск», журнал «Завуч» №5, 2005, с. 38 – 50.
  6. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно – блочная технология в работе учителя. – Москва, МИОО, 2002, с. 69.
  7. Обновление содержания образования в школе. Сборник тезисов научно – практической конференции. – Архангельск, 2006, с.60 -62, 79 – 81, 107 – 109, 155 -157, 203 – 205.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*