Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном образовании

18.06.2015 2152 3886
Пахомова Наталья Александровна, заместитель директора по УВР

Профессиональное училище № 58 п.Дубовка

В ГБОУ НПО «ПУ № 58» обучаются выпускники коррекционных школ с нарушениями умственного развития. К лицам с нарушениями умственного развития (умственно отсталым) относят детей, подростков, взрослых со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Специфической особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций − отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Все это приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых людей в обществе.

В нашем профессиональном образовательном учреждении данная категория обучающихся имеют возможность обучаться по таким  профессиям как «Штукатур» «Маляр» и «Швея». Для успешного освоения данных профессий организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального обучения.  Дословно «сопровождать» означает «идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». М.Р. Битянова отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого обучающегося в образовательной среде.

На наш взгляд, в условиях инклюзивной практики, психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения (рис. 1):

  • обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,
  • обучающихся с условно нормативным развитием и их родителей,
  • педагогов, участвующих в инклюзивной практике.

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования является обеспечение диагностического, коррекционно-реабилитационного психологического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рис. 1. Участники психолого-педагогического сопровождения в едином образовательном пространстве

Психолого-педагогическое сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования осуществляется при решении следующих задач:

- организация комплексной диагностики уровня актуального развития обучающихся;

- отслеживание динамики развития обучающихся специалистами;

- разработка и реализация комплексных программ сопровождения;

- разработка и реализация программ профилактической работы;

- организация консультативной работы.

Основными принципами психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования являются:

- приоритет интересов сопровождаемого;

- непрерывность сопровождения;

- целенаправленность сопровождения;

- систематичность сопровождения;

- гибкость сопровождения;

- комплексный подход к сопровождению;

- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.

Функции психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования заключаются в:

- выявление проблем в обучении, развитии и воспитании;

- определение степени выраженности проблемы и влияния на развитие, обучение и воспитание.

- организации консультаций для специалистов, педагогов, родителей (законных представителей).

- разработке и реализации индивидуальных  программ сопровождения.

Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования осуществляется по следующим направлениям:

- обоснование выбранной образовательной траектории;

- психолого-педагогическое сопровождение эмоционального и личностного развития;

- стимулирование развития познавательной деятельности;

- формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Алгоритм взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

№№ п/п

Направления и этапы работы

Специалисты

Способы и средства работы

Результаты работы

1. Психолого-педагогическая сопровождение эмоционального и личностного развития обучающихся

1.1.

Нивелирование последствий психологического стресса

и неадекватных методов воспитания

педагог-психолог,

социальный педагог

все виды терапии, беседы

определение стиля педагогического взаимодействия

1.2.

Формирование положительной 

«Я-концепции»

педагог-психолог

психолого-педагогический тренинг

изменение форм и стиля поведения

1.3.

Формирование процессов саморегуляции

педагог-психолог,

преподаватель,

мастер п/о

психолого-педагогический тренинг,

методы самоконтроля

формирование произвольного вида внимания, способов регулирования поведенческих

и эмоциональных реакций

1.4.

Формирование адекватного уровня самооценки

педагог-психолог,

преподаватель,

мастер производствен-ного обучения

психолого-педагогический тренинг,

дифференцир. задания,участия в конкурсах, спортивных мероприятиях.

формирование способов самоконтроля

 и самооценки поведения и деятельности

1.5.

Формирование социально-психологического норматива

преподаватель,

мастер п/о

деловые и деятельностные игры, моделирование и анализ социальных ситуаций, психолого-педагогический тренинг

формирование продуктивных форм поведения

 

 

 

1.6.

Формирование стилей антикризисного поведения

педагог-психолог,

преподаватель,

мастер п/о

деловые и деятельностные игры, моделирование и анализ социальных ситуаций, психолого-педагогический тренинг

формирование продуктивных форм поведения

 

 

 

1.7.

Формирование коммуникативной компетентности в групповом взаимодействии

педагог-психолог, преподаватель,

мастер п/о

деловые и деятельностные игры, моделирование и анализ социальных ситуаций, психолого-педагогический тренинг

формирование продуктивных форм поведения

2. Формирование познавательной деятельности обучающихся

2.1.

Формирование мнемической деятельности

педагог-психолог, преподаватель,

мастер п/о

коррекционные

и  дидактические упражнения

формирование словесно-логического вида памяти

2.2.

Формирование общеинтеллектуальных умений

педагог-психолог, преподаватель,

мастер п/о

коррекционные

и дидактические упражнения

формирование словесно-лигического вида мышления

2.3.

Формирование технического и прикладного творчества

мастер п/о

 

формирование профессионального творчества

Своего рода режиссером психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является классный руководитель, который выполняет роль тьютора. Классный руководитель на каждого обучающегося с ОВЗ составляет и ведёт «Индивидуальную программу сопровождения».

Индивидуальная программа сопровождения содержит следующие разделы:

  1. Особенности обучающегося и способы помощи;
  2. Образовательные потребности при переходе на инклюзивное обучение;
  3. Рекомендации для преподавателей;
  4. Цели и задачи обучения по отдельным предметам;
  5. План коррекционно-развивающей работы;
  6. Рекомендации для родителей;
  7. Мониторинг достижений обучающегося: результаты тестирования, контрольных работ, участия в конкурсах;
  8. Использование индивидуальных средств обучения;
  9. Социальные навыки.

В конечном итоге цель  психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ  -  создание оптимальных условий для раскрытия и развития личности каждого обучающегося, помощь в дальнейшей успешной социализации выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

  1. Ботьева О.В. Социальная педагогика. Томск, изд. Томского политехнического университета, 2011.
  2. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.Учебное пособие.- М.: Союз, 2011. - 364 с.
  3. Калмыков Г.А. Общая и социальная педагогика в вопросах и ответах. М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.
  4. Калмыков Г.А. Социальная педагогика, часть 2. Теоретические вопросы социальной педагогики. М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.
  5. Олигофренопедагогика. Учебное пособие. Воронкова Валентина Васильевна, Алышева Татьяна Викторовна, Васенков Геннадий Васильевич. – М.: Дрофа, 2009.
  6.  Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Л.М. Шипицына, Е. Казакова, М. Жданова. М.: Владос, 2003.
  7. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Ред. В.И. Лубовский. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
  8. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
  9.  Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2008.
  10.  Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Л.М. Шипицына, Е. Казакова, М. Жданова. М.: Владос, 2003. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*