Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мониторинг качества производственного обучения на предприятиях в группах ОВЗ (с нарушением слуха и речи)

18.06.2015 669 1051
Воробьева Клавдия Савельевна, старший мастер

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Актуальность:

В условиях рыночной экономики особенно возрастает значение профессионального мастерства квалифицированных рабочих. Современный рынок предоставляет новые требования к подготовке молодых специалистов. Основным условием приема на работу сегодня является не только наличие документа о получении профессионального образования, но и опыт успешной практической деятельности по полученной специальности. Социальная адаптация, занятость молодежи и подготовка к профессиональной деятельности являются одними из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодежи на труд, свободу выбора заниматься любимой профессией и эффективно использовать их потенциал в развитии экономики нашей страны и области.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО учебная и производственная практика имеет целью: комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по профессиям и специальностям, формированию общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по профессии и специальности. Программы учебной и производственной практики являются частью основной профессиональной образовательной программы, разработаны и соответствуют требованиям ФГОС СПО по специальности (профессии), утверждены на Педагогическом совете техникума. Все программы имеют внутренние и внешние рецензии, согласованны с работодателями. Учебная и производственная практика осуществляется как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями. Производственная практика  в группах ОВЗ (с нарушением слуха)  проводилась на основе договоров с предприятиями ООО «Учебная мебель», ООО «Волгошвейпром», а также на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и предприятия –социальными партнерами. Социальными партнерами техникума для групп ОВЗ (с нарушением слуха и речи) являются предприятия: ООО «Царицынская объединенная мануфактура», ООО Волгошвейпром», ООО «Сенар», ООО «Учебная мебель». Эти предприятия оказывали большую помощь не только в предоставлении баз для проведения производственной  практики, но и мест  для проведения стажировки преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Социальные партнеры принимают активное участие в проведении квалификационных испытаний, и государственной итоговой аттестации выпускников. Производственная практика проводилась в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки студентов.

Формы организации производственной практики студентов:

- работа в составе бригад;

- под руководством квалифицированного специалиста.

Обе формы обеспечили благоприятные условия для выполнения программ качества производственной практики.

Для контроля качества производственного обучения, в соответствии с договорами каждому студенту перед выходом на практику выдается дневник производственного обучения и  программа практики. При подготовки к проведению производственной практики на каждую учебную группу:

- издается приказ о допуске студента к производственной практике;

- проводится  инструктаж по охране труда с росписью в журнале;

- выдаются методические рекомендации для студентов по оформлению дневников и отчет по практике.

Руководители практики от предприятия:

- несут личную ответственность за проведение практики;

- предоставляют в соответствии с учебной программой студентам места практики, обеспечивающие наибольшую ее эффективность;

- организуют обучение студентов до начала практики правилам техники безопасности с проверкой их знаний в области охраны труда в установленном на данном предприятии порядке;

- обеспечивают выполнение графика прохождения практики;

- предоставляют студентам возможность пользоваться имеющейся на предприятии литературой, технической и другой документацией;

- обеспечивают и контролируют соблюдение обучающимися правил внутреннего трудового распорядка, установленных на данном предприятии;

- заботятся об условиях труда и быта студентов.

Рабочие места студентов были подобраны в соответствии с программами практик. Техническое оснащение и технический процесс на участках, в цехах и на рабочих местах, объем выполненных работ обеспечивал загрузку всех обучающихся на весь период обучения.

Условия работы на участках, в цехах соответствовали всем требованиям безопасности, гигиены труда и производственной санитарии.

Разработанные графики перемещения студентов по рабочим местам предприятия, обеспечили возможность каждому студенту, освоить все характерные для профессии работы согласно программам производственной практики. В течение всего периода производственной практики наряду с мастерами производственного обучения, самооценкой студентов, производится внешняя оценка со стороны представителей работодателя. На первом этапе происходит оценка степени готовности к трудовой деятельности в условиях производства, оценка уровня освоения общих компетенций. На втором   этапе осуществляется оценка уровня освоения профессиональных компетенций. На третьем этапе - оценка уровня включенности студентов в трудовой  процесс в рамках выполнения программы производственной практики. Постоянный контакт педагогических работников с наставниками на местах позволяет вовремя увидеть проблему и совместно найти пути ее решения. Аттестация по итогам производственной практики проводилась с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

Качественная  успеваемость прохождения производственного обучения на предприятиях города по всем видам практик  за последние четыре года составляет 100%. Хорошая теоретическая и практическая подготовка студентов подтверждается положительными отзывами в дневниках и отчетах руководителями практик от предприятий и их положительными характеристиками, благодарственными письмами.  

Таблица 1

 Гр.

Профессия    

период

Количество

студентов

Качество

успеваемости

2-6

Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

2010-11г.

                   6

      100%

2-9

Портной

2010-11г.

                   8

      100%

2-19

Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

2010-11г.

                   8

      100%

2-2

Портной

2011-12г.

                   5

      100%

2-4

Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

2011-12г.

                   10

      100%

2-20

Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

2011-12г.

                   8

      100%

2-6

Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

2012-13г.

                   6

      100%

2-9

Портной

2012-13г.

                  4

      100%

2-19

Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

2012-13г.

                  5

      100%

2-9

Портной

2013-14г.

                   4

      100%

2-6

Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

2013-14г.

                   6

      100%

2-19

Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

2013-14г.

                   5

      100%

По  итогам проведения итоговой аттестации в группах ОВЗ (с нарушением слуха и речи) за последние четыре года были достигнуты высокие результаты по присвоению квалификаций. Было выпущено 66 студентов из них 26 студентов с установочным разрядом и 40 студентов с повышенным разрядом.

Анализ показал:

  1. Производственная практика в условиях предприятий организована на должном уровне.
  2. Распределение студентов по рабочим местам предприятий способствовало формированию у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретения опыта практической работы по профессии  позволило в полном объеме реализовать требования ФГОС.

Использования разнообразных форм сопровождения студентов на всех этапах освоения образовательной программы способствует взаимодействию педагогического коллектива техникума и работодателя для решения проблемы повышения качества профессиональной подготовки выпускников, с учетом требований современного производства и дальнейшего их трудоустройства.  

В течении четырех лет получили профессию в техникуме из групп ОВЗ ( с нарушением слуха и речи) 66 человек средний показатель трудоустройства по профессии составляет 74%, 25 % выпускников не трудоустроены  по состоянию здоровья , а также проживают  в других регионах.

Таблица 2

№ гр.

профессия

период

количество

трудоустроено

         Не     трудоустроено

примечание

2-6

МСПиПР

2010-11

       6

        6

          -

 

2-9

Портной

2010-11

       8

        8

           -

 

2-19

МСПиПР

2010-11

       5

        5

          -

 

 

итого

 

       19

        19

          -

 

2-2

Портной

2011-12

       5

         5

          -

 

2-4

МСПиПР

2011-12

       10

         -

         10

Другие регионы

2-20

МСПиПР

2011-12

        8

        8

         -

 

 

итого

 

        23

        13

         10

 

2-6

МСПиПР

2013-14

       6

        2

           4

Другие регионы

2-9

Портной

2013-14

       4

         4

            -

 

2-19

МСПиПР

2013-14

        5

         3

            2

Другие регионы

 

итого

 

        15

         9

            6

 

2-4

МСПиПР

2014-15

        4

         4

           -

 

2-2

Портной

2014-15

        5

          4

           1

Декретный отпуск

 

итого

 

        9

          8

            1

 

 

всего

 

        66

          49

            17

                          

 

Анализ  трудоустройства выпускников показал, что работа по содействию в трудоустройстве выпускников  проводился, на должном уровне.

Студенты с нарушением слуха и речи неоднократно достойно представляли наш техникум на различных олимпиадах профессионального мастерства. За период с 2010-11год были завоеваны призовые  места, а также за участие во всероссийской олимпиаде профессионального мастерства, студентка была отмечена дипломом и памятным подарком в номинации «За волю к победе».

Однако, несмотря на имеющийся положительный опыт, сохраняются проблемы трудоустройства и адаптации в трудовом коллективе, которые требуют совершенствования профессиональной подготовки с учетом запросов современного производства, включения в процесс различных служб, способствующих трудоустройству и закреплению на рабочих местах лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализ деятельности педагогического коллектива показывает необходимость:

- разработки и реализации программы дальнейшего трудоустройства выпускников совместно с предприятиями, социальными службами.

Таким образом, наш техникум кадровых ресурсов,  выполняя социальный заказ,  реализует принцип доступности профессионального образования для лиц с нарушением слуха и речи, а также способствует в  дальнейшем их профессиональному росту.

Список литературы

1.Материалы коллегии Министерства образовании и науки Российской Федерации от 9 декабря 2009г. « О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами»  

[Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: [сайт].Режим доступа:http://mon.gov.ru/




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*