Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность:
В условиях рыночной экономики особенно возрастает значение профессионального мастерства квалифицированных рабочих. Современный рынок предоставляет новые требования к подготовке молодых специалистов. Основным условием приема на работу сегодня является не только наличие документа о получении профессионального образования, но и опыт успешной практической деятельности по полученной специальности. Социальная адаптация, занятость молодежи и подготовка к профессиональной деятельности являются одними из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодежи на труд, свободу выбора заниматься любимой профессией и эффективно использовать их потенциал в развитии экономики нашей страны и области.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО учебная и производственная практика имеет целью: комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по профессиям и специальностям, формированию общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по профессии и специальности. Программы учебной и производственной практики являются частью основной профессиональной образовательной программы, разработаны и соответствуют требованиям ФГОС СПО по специальности (профессии), утверждены на Педагогическом совете техникума. Все программы имеют внутренние и внешние рецензии, согласованны с работодателями. Учебная и производственная практика осуществляется как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями. Производственная практика в группах ОВЗ (с нарушением слуха) проводилась на основе договоров с предприятиями ООО «Учебная мебель», ООО «Волгошвейпром», а также на основе прямых договоров, заключаемых между образовательным учреждением и предприятия –социальными партнерами. Социальными партнерами техникума для групп ОВЗ (с нарушением слуха и речи) являются предприятия: ООО «Царицынская объединенная мануфактура», ООО Волгошвейпром», ООО «Сенар», ООО «Учебная мебель». Эти предприятия оказывали большую помощь не только в предоставлении баз для проведения производственной практики, но и мест для проведения стажировки преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Социальные партнеры принимают активное участие в проведении квалификационных испытаний, и государственной итоговой аттестации выпускников. Производственная практика проводилась в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки студентов.
Формы организации производственной практики студентов:
- работа в составе бригад;
- под руководством квалифицированного специалиста.
Обе формы обеспечили благоприятные условия для выполнения программ качества производственной практики.
Для контроля качества производственного обучения, в соответствии с договорами каждому студенту перед выходом на практику выдается дневник производственного обучения и программа практики. При подготовки к проведению производственной практики на каждую учебную группу:
- издается приказ о допуске студента к производственной практике;
- проводится инструктаж по охране труда с росписью в журнале;
- выдаются методические рекомендации для студентов по оформлению дневников и отчет по практике.
Руководители практики от предприятия:
- несут личную ответственность за проведение практики;
- предоставляют в соответствии с учебной программой студентам места практики, обеспечивающие наибольшую ее эффективность;
- организуют обучение студентов до начала практики правилам техники безопасности с проверкой их знаний в области охраны труда в установленном на данном предприятии порядке;
- обеспечивают выполнение графика прохождения практики;
- предоставляют студентам возможность пользоваться имеющейся на предприятии литературой, технической и другой документацией;
- обеспечивают и контролируют соблюдение обучающимися правил внутреннего трудового распорядка, установленных на данном предприятии;
- заботятся об условиях труда и быта студентов.
Рабочие места студентов были подобраны в соответствии с программами практик. Техническое оснащение и технический процесс на участках, в цехах и на рабочих местах, объем выполненных работ обеспечивал загрузку всех обучающихся на весь период обучения.
Условия работы на участках, в цехах соответствовали всем требованиям безопасности, гигиены труда и производственной санитарии.
Разработанные графики перемещения студентов по рабочим местам предприятия, обеспечили возможность каждому студенту, освоить все характерные для профессии работы согласно программам производственной практики. В течение всего периода производственной практики наряду с мастерами производственного обучения, самооценкой студентов, производится внешняя оценка со стороны представителей работодателя. На первом этапе происходит оценка степени готовности к трудовой деятельности в условиях производства, оценка уровня освоения общих компетенций. На втором этапе осуществляется оценка уровня освоения профессиональных компетенций. На третьем этапе - оценка уровня включенности студентов в трудовой процесс в рамках выполнения программы производственной практики. Постоянный контакт педагогических работников с наставниками на местах позволяет вовремя увидеть проблему и совместно найти пути ее решения. Аттестация по итогам производственной практики проводилась с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Качественная успеваемость прохождения производственного обучения на предприятиях города по всем видам практик за последние четыре года составляет 100%. Хорошая теоретическая и практическая подготовка студентов подтверждается положительными отзывами в дневниках и отчетах руководителями практик от предприятий и их положительными характеристиками, благодарственными письмами.
Таблица 1
№ Гр. |
Профессия |
период |
Количество студентов |
Качество успеваемости |
2-6 |
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ |
2010-11г. |
6 |
100% |
2-9 |
Портной |
2010-11г. |
8 |
100% |
2-19 |
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ |
2010-11г. |
8 |
100% |
2-2 |
Портной |
2011-12г. |
5 |
100% |
2-4 |
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ |
2011-12г. |
10 |
100% |
2-20 |
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ |
2011-12г. |
8 |
100% |
2-6 |
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ |
2012-13г. |
6 |
100% |
2-9 |
Портной |
2012-13г. |
4 |
100% |
2-19 |
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ |
2012-13г. |
5 |
100% |
2-9 |
Портной |
2013-14г. |
4 |
100% |
2-6 |
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ |
2013-14г. |
6 |
100% |
2-19 |
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ |
2013-14г. |
5 |
100% |
По итогам проведения итоговой аттестации в группах ОВЗ (с нарушением слуха и речи) за последние четыре года были достигнуты высокие результаты по присвоению квалификаций. Было выпущено 66 студентов из них 26 студентов с установочным разрядом и 40 студентов с повышенным разрядом.
Анализ показал:
Использования разнообразных форм сопровождения студентов на всех этапах освоения образовательной программы способствует взаимодействию педагогического коллектива техникума и работодателя для решения проблемы повышения качества профессиональной подготовки выпускников, с учетом требований современного производства и дальнейшего их трудоустройства.
В течении четырех лет получили профессию в техникуме из групп ОВЗ ( с нарушением слуха и речи) 66 человек средний показатель трудоустройства по профессии составляет 74%, 25 % выпускников не трудоустроены по состоянию здоровья , а также проживают в других регионах.
Таблица 2
№ гр. |
профессия |
период |
количество |
трудоустроено |
Не трудоустроено |
примечание |
2-6 |
МСПиПР |
2010-11 |
6 |
6 |
- |
|
2-9 |
Портной |
2010-11 |
8 |
8 |
- |
|
2-19 |
МСПиПР |
2010-11 |
5 |
5 |
- |
|
|
итого |
|
19 |
19 |
- |
|
2-2 |
Портной |
2011-12 |
5 |
5 |
- |
|
2-4 |
МСПиПР |
2011-12 |
10 |
- |
10 |
Другие регионы |
2-20 |
МСПиПР |
2011-12 |
8 |
8 |
- |
|
|
итого |
|
23 |
13 |
10 |
|
2-6 |
МСПиПР |
2013-14 |
6 |
2 |
4 |
Другие регионы |
2-9 |
Портной |
2013-14 |
4 |
4 |
- |
|
2-19 |
МСПиПР |
2013-14 |
5 |
3 |
2 |
Другие регионы |
|
итого |
|
15 |
9 |
6 |
|
2-4 |
МСПиПР |
2014-15 |
4 |
4 |
- |
|
2-2 |
Портной |
2014-15 |
5 |
4 |
1 |
Декретный отпуск |
|
итого |
|
9 |
8 |
1 |
|
|
всего |
|
66 |
49 |
17
|
|
Анализ трудоустройства выпускников показал, что работа по содействию в трудоустройстве выпускников проводился, на должном уровне.
Студенты с нарушением слуха и речи неоднократно достойно представляли наш техникум на различных олимпиадах профессионального мастерства. За период с 2010-11год были завоеваны призовые места, а также за участие во всероссийской олимпиаде профессионального мастерства, студентка была отмечена дипломом и памятным подарком в номинации «За волю к победе».
Однако, несмотря на имеющийся положительный опыт, сохраняются проблемы трудоустройства и адаптации в трудовом коллективе, которые требуют совершенствования профессиональной подготовки с учетом запросов современного производства, включения в процесс различных служб, способствующих трудоустройству и закреплению на рабочих местах лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализ деятельности педагогического коллектива показывает необходимость:
- разработки и реализации программы дальнейшего трудоустройства выпускников совместно с предприятиями, социальными службами.
Таким образом, наш техникум кадровых ресурсов, выполняя социальный заказ, реализует принцип доступности профессионального образования для лиц с нарушением слуха и речи, а также способствует в дальнейшем их профессиональному росту.
Список литературы
1.Материалы коллегии Министерства образовании и науки Российской Федерации от 9 декабря 2009г. « О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами»
[Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: [сайт].Режим доступа:http://mon.gov.ru/
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.