Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность
На современном этапе развития общества одним из главных направлений является выполнение социального заказа на высокообразованную, всесторонне развитую личность, проявляющую социальную активность, целеустремленность, самостоятельность, готовую принимать решения, в ситуации выбора брать на себя ответственность за его реализацию. Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов - одна из приоритетных задач, которую призвано решать любое демократическое государство. Особое значение при этом имеет получение профессионального образования, качественных профессиональных навыков и умений лиц с нарушением слуха. В среднем профессиональном учреждении при получении профессионального образования основой общности студентов с нарушением слуха и здоровых студентов являются государственные образовательные стандарты, обязательные для тех и других. Только при таком подходе к обучению студентов с ОВЗ можно рассчитывать, что после окончания техникума они, как профессионалы, могут быть конкурентоспособны на рынке труда. Известно, что нарушение в развитии слуха требует специальной организации образовательного процесса, структурирования образовательной среды. Образовательная среда учреждений системы СПО рассчитана на нормально развивающегося обучающегося и отвечает его потребностям. В отношении неслышащего студента возникает необходимость в изменении, дополнении основных компонентов образовательной среды
Обучение студентов ОВЗ является важнейшим элементом комплексной реабилитации, которая обеспечивает полную самостоятельность и экономическую независимость граждан с ограниченными возможностями. Сегодня профессиональное образование студентов с нарушением слуха и речи должно соответствовать запросам социума, где основной акцент делается на формирование и приобретение профессиональных и общих компетенций.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования определён свой набор общих компетенций, независимо от специальности, который направлен на развитие профессионального мировоззрения специалиста.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами;
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Личностные особенности слабослышащих, влияющие на процесс их профессионального обучения:
Исходя из общих компетенций, которыми должны обладать выпускники, освоившие основную профессиональную программу по специальности начального профессионального и среднего профессионального образования, а также с учетом личностных особенностей студентов с нарушением слуха и речи, преподаватели техникума строят свою работу.
При переходе на новые стандарты наш техникум реализовал принцип доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Студенты с нарушением слуха и речи стали получать не только профессию «Портной» и «Мастер столярно – плотничных и паркетных работ», но и среднее полное образование.
При организации учебного процесса, преподаватели общеобразовательных дисциплин в целях эффективного обучения студентов с нарушением слуха и речи, адаптировали программы под эту категорию студентов, сделав содержательную часть материала доступной. Стоит отметить, что разработка программ, по которым обучаются студенты с ОВЗ, требует высокой квалификации и опыта работы преподавателей. Поэтому со студентами с нарушением слуха работают преподаватели, имеющие 1 и высшую квалификационные категории. При разработке программ по дисциплинам ООД преподавателями особое внимание было уделено:
Акцентированное внимание именно этим набором средств реализации стандарта и повышением образовательной доступности изучаемого материала, связано со спецификой обучения лиц с нарушением слуха. Большое внимание необходимо уделять зрительному восприятию, как важному источнику информации.
Учитывая психологические особенности студентов используются методические приемы от простых к сложным. Основным типом урока является комбинированный, так как качественное восприятие материала у этой категории студентов не более 20 минут.
Особое значение в обучении слабослышащих придается соотношению между словом учителя и наглядностью. В техникуме существует служба сурдопереводчиков, которая помогает при проведении уроков теоретического обучения. Благодаря сурдопереводчикам происходит полноценное обеспечение образовательного процесса.
На своих уроках преподаватели применяют различные формы учебного сотрудничества в совместной учебной деятельности такие как: «педагог – сурдопереводчик», «сурдоперево – студент», «студент- студент».
Сочетание слова и средств наглядности повышает познавательную активность и ведет к положительной динамике качества знаний.
Реализуя принцип наглядности на уроках ООД преподаватели особое внимание уделяют:
Все это дает возможность студенту двигаться в удобном для него темпе, что очень важно для студентов с ОВЗ. Условием успешного восприятия новой темы является: конкретность, доступность, последовательность.
Использование мультимедийных технологий открывают большие возможности для повышения интереса у студентов. Урок становиться ярким увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей и новизны такой формы работы студентов, тем более с нарушением слуха и речи. Мультимедийная презентация удобный и эффективный способ представления информации, так как визуальное восприятие позволяет усвоить информации на 30% больше.
В целях обеспечения эффективного обучения студентов с нарушением слуха и речи более 60% учебного материала представлено в виде медиакомплексов по предметам ООД, 100% учебного материала структурировано в конспекты, схемы, таблицы, диаграммы. Преподаватели также разработали комплекты контрольно измерительных материалов с учетом личностных особенностей слабослышащих студентов.
Структура учебного материала по предметам ООД позволяет студентам работать как самостоятельно, так и под руководством преподавателя, многократно возвращаясь к пройденным темам, осуществлять оперативный самоконтроль продвижения по учебной программе.
Таким образом, у студентов с нарушением слуха, в процессе обучения формируются целый ряд личностных особенностей:
- творческая и познавательная активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);
- набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;
- навыки общения, потребность в нем;
- адекватная самооценка и уровень притязаний.
Использование различные дидактических средства обучения на уроках ООД способствует:
В результате освоения общих и профессиональных компетенций обеспечивается выполнение требований ФГОС, реализуется принцип доступности профессионального образования для лиц с ОВЗ, что способствует в дальнейшем обеспечить их полную самостоятельность и экономическую независимость.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.