Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация дидактического принципа наглядности на уроках общеобразовательных дисциплин для обучающихся с нарушением слуха и речи

18.06.2015 1030 1669
Тушева Наталья Николаевна
Тушева Наталья Николаевна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Актуальность

На современном этапе развития общества одним из главных направлений является выполнение социального заказа на высокообразованную, всесторонне развитую личность, проявляющую социальную активность, целеустремленность, самостоятельность, готовую принимать решения, в ситуации выбора брать на себя ответственность за его реализацию. Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов - одна из приоритетных задач, которую призвано решать любое демократическое государство. Особое значение при этом имеет получение профессионального образования, качественных профессиональных навыков и умений лиц с нарушением слуха. В среднем профессиональном учреждении при получении профессионального образования основой общности студентов с нарушением слуха и здоровых студентов являются государственные образовательные стандарты, обязательные для тех и других. Только при таком подходе к обучению студентов с ОВЗ можно рассчитывать, что после окончания техникума они, как профессионалы, могут быть конкурентоспособны на рынке труда. Известно, что нарушение в развитии слуха требует специальной организации образовательного процесса, структурирования образовательной среды. Образовательная среда учреждений системы СПО рассчитана на нормально развивающегося обучающегося и отвечает его потребностям. В отношении неслышащего студента возникает необходимость в изменении, дополнении основных компонентов образовательной среды

Обучение студентов ОВЗ является важнейшим элементом комплексной реабилитации, которая обеспечивает полную самостоятельность и экономическую независимость граждан с ограниченными возможностями. Сегодня профессиональное образование студентов с нарушением слуха  и речи  должно соответствовать запросам социума, где основной акцент делается  на формирование и приобретение профессиональных и общих компетенций.    

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования определён свой набор общих компетенций, независимо от специальности, который направлен на развитие профессионального мировоззрения специалиста.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами;

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Личностные особенности слабослышащих, влияющие на процесс их профессионального обучения:

  1. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на интеллектуальную сферу ограничен, взаимодействие со средой обеднено, затруднено общение с окружающими людьми, в то время как необходимым условием успешного психического и интеллектуального развития каждого человека является разнообразие и возрастание сложности внешних воздействий. Вследствие этого, психическая и интеллектуальная деятельность зачастую упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и менее разнообразными, что является препятствием в освоении сложных профессиональных навыков, требующих применения разнообразных и комбинированных действий.
  2. У студентов с нарушением слуха гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, так как основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрение. Восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека.

Исходя из  общих компетенций, которыми должны обладать выпускники, освоившие основную профессиональную программу по специальности начального профессионального и среднего профессионального образования,  а также с учетом личностных особенностей студентов с нарушением слуха и речи,  преподаватели техникума строят свою работу.

При переходе на новые стандарты наш техникум реализовал принцип доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Студенты с нарушением слуха и речи  стали получать не только профессию «Портной» и «Мастер столярно – плотничных и паркетных работ», но и среднее полное образование.

При организации учебного процесса, преподаватели  общеобразовательных дисциплин в целях эффективного обучения студентов с нарушением слуха и речи, адаптировали программы под эту категорию студентов, сделав содержательную часть материала доступной.  Стоит отметить, что разработка программ, по которым обучаются студенты с ОВЗ, требует  высокой квалификации и опыта работы  преподавателей. Поэтому со студентами с нарушением слуха работают преподаватели,   имеющие 1 и высшую квалификационные  категории. При разработке программ по дисциплинам ООД  преподавателями особое внимание было уделено:

  1. Подбору и структурированию материала.
  2. Подбору средств предметно – образной наглядности, средств знаковой (условной) наглядности, средств динамической наглядности.

Акцентированное внимание именно этим набором средств реализации стандарта и повышением образовательной доступности изучаемого материала, связано со спецификой обучения  лиц с нарушением слуха. Большое внимание необходимо уделять зрительному восприятию, как важному источнику информации.

Учитывая психологические особенности студентов используются методические приемы от простых к сложным. Основным типом урока является комбинированный, так как качественное восприятие материала у этой категории студентов не более 20 минут.

Особое значение в обучении слабослышащих придается соотношению между словом учителя  и наглядностью. В техникуме существует служба сурдопереводчиков, которая помогает при проведении уроков теоретического обучения. Благодаря сурдопереводчикам происходит полноценное обеспечение образовательного процесса.

На своих уроках преподаватели применяют различные формы учебного сотрудничества в совместной учебной деятельности такие как: «педагог – сурдопереводчик», «сурдоперево – студент», «студент- студент».

Сочетание слова и средств наглядности повышает познавательную активность и ведет к положительной  динамике качества знаний.

Реализуя принцип наглядности на уроках ООД преподаватели особое внимание уделяют:

  1. Подбору и структурированию материала:
  • представление информации небольшими блоками, в печатном виде, на слайдах презентации, на мониторе компьютера;
  • последовательное выполнение отдельных частей задания с периодическим контролем выполнения каждой части и внесением необходимых корректировок;

Все это дает возможность студенту двигаться в удобном для него темпе, что очень важно для студентов с ОВЗ. Условием успешного восприятия новой темы является: конкретность, доступность, последовательность.

  1. Подбору средств предметно - образной наглядности, которые помогают компенсировать недостаточность чувственного опыта; обеспечить формирование четких образов новых предметов и явлений, актуализацию образов прошлого опыта студентов.
  2. Подбору средств знаковой (условной) наглядности, которые облегчат процесс преобразования мышления.
  3. Подбору средств динамической наглядности, позволяющей студентам увидеть предмет в действии, процессе развития.

Использование мультимедийных технологий открывают большие возможности для повышения  интереса у студентов. Урок становиться ярким увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей и новизны такой формы работы студентов,  тем более с нарушением слуха и речи. Мультимедийная презентация удобный и эффективный способ представления информации, так как визуальное восприятие позволяет усвоить информации на 30% больше.

В целях  обеспечения эффективного обучения студентов с нарушением слуха и речи более 60%  учебного материала представлено в виде медиакомплексов по предметам ООД, 100% учебного материала структурировано в конспекты, схемы, таблицы, диаграммы. Преподаватели  также разработали комплекты  контрольно измерительных материалов с учетом личностных особенностей слабослышащих студентов.

Структура учебного материала по предметам ООД позволяет студентам работать как самостоятельно, так  и под руководством преподавателя, многократно возвращаясь к пройденным темам, осуществлять оперативный самоконтроль продвижения по учебной программе.

Таким образом,  у студентов  с нарушением слуха, в процессе обучения формируются  целый ряд личностных особенностей:

- творческая и познавательная активность личности, высокий уровень саморегуляции (сюда включаются навыки организации межличностных контактов);

- набор интеллектуально-личностных характеристик, которые свидетельствуют об эрудиции, культуре личности, критичности ума и др., которые определяют способность адекватно воспринимать и оценивать участников совместной деятельности;

- навыки общения, потребность в нем;

- адекватная  самооценка и уровень притязаний.

Использование  различные  дидактических средства обучения на уроках ООД способствует:

  • реализации равных возможностей для лиц с ОВЗ в системе общего и профессионального образования.
  • реабилитации личности в конкретной интегрированной среде обучения;
  • формированию общих и профессиональных компетенций предусмотренных ФГОС;

В результате освоения общих и профессиональных компетенций обеспечивается выполнение требований ФГОС, реализуется принцип доступности профессионального образования для лиц с ОВЗ, что способствует в  дальнейшем обеспечить их  полную самостоятельность и экономическую независимость.

Список литературы

  1. http://nsportal.ru/
  2. http://revolution.allbest.ru/psychology/00005054_0.html
  3. http://spotot-tambov.ucoz.ru/stg_plos/monitoring_adaptacii_obuchajushhikhsja-studentov_s.pdf
  4. http://medznate.ru/docs/index-4590.html?page=6
  5. http://festival.1september.ru/articles/614948/



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*