Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Метод проектов в обучении английскому языку в 5-9 классах

18.06.2015 372 499
Мельникова Ирина Александровна
Мельникова Ирина Александровна, преподаватель английского языка

Федорищева Екатерина Руслановна
Федорищева Екатерина Руслановна, студентка 5 курса

Мезенский педагогический колледж

Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование языковой компетенции. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации, способную решать, поставленные перед ней языковые задачи. Но как помочь развить такую личность, как мотивировать на подобные действия?

На сегодняшний день известно множество методов и приемов, направленных на развитие  личности, но в данной работе мы обращаем внимание на современный и наиболее результативный метод, а именно: метод проектов в обучении английскому языку. Так в чем же главные преимущества его доминирования над всеми остальными. Во-первых, это его прагматическая направленность на результат; во-вторых, этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности; и, в-третьих, он позволяет  интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы.Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Проектная методика основывается на личностно - деятельностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самими школьниками познавательно - коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик.

Ведущие положения проектной методики основаны:

  • на учете особенностей личности учащихся;
  • на связи идеи проекта с реальной жизнью;
  • на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, которая предполагает субъектно-субъектное, равнопартнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
  • на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
  • на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ.

Проектная методика является:

  • продуктивным обучением, в основе которого лежит отличная от традиционной парадигма образования: «ученик-учебник-учитель» и проективные приемы обучения: самостоятельное планирование, прогнозирование, принятие решений, детальная разработка личностно-значимой проблемы, научное исследование. 

При рассмотрении классификации типов проектов в методике существуют следующие: исследовательские проекты, творческие проекты, ролево–игровые проекты, информационные проекты,практико-ориентированные проекты.

По признаку предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты.

По характеру координации: проекты с открытой, явной координацией, проекты со скрытой координацией.

По характеру контактов выделяют: внутренние и международные проекты

По количеству участников проекта выделяют: личностные проекты,парные проекты, групповые проекты.

По продолжительности проведения могут быть: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

Необходимо заменить очевидный факт, что в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешенными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентировочные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся,  подобрать необходимый материал или дать рекомендации учащимся, где можно его найти. Надо продумать, какую помощь можно оказать учащимся, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Кроме того, важно иметь в виду необходимость отслеживания деятельности каждого учащегося на всех этапах работы над проектом. С этой целью используют возможности само- и взаимоконтроля. На уроки защиты проектов можно пригласить других учителей иностранного языка, которые могут выступить как эксперты. Характер внешней оценки в большей степени зависит как от типа проекта, так и от его темы, условий проведения.

С целью выявления интереса к использованию проектов на уроках английского языка в образовательных учреждениях Орловской области мы провели  анкетирование  среди учащихся 5-8 классов, их родителей и учителей английского языка  по вопросам использования проектов на уроках английского языка, которое позволило выявить  в целом положительное отношение учащихся, их родителей и учителей к методу проектов, увидеть проблемы в том, что не все родители хорошо знакомы с проектной деятельностью, осуществляемой современной школой. Учащимся иногда не хватает материалов для создания проекта на иностранном языке. Кроме того, они испытывают языковые сложности. Наши собственные наблюдения показали, что использование проектной методики все еще уступает место  применению традиционного подхода в процессе обучения.

В ходе исследования проблемы,нами был разработан и апробирован учебный проект обобщающего урока по теме “WelcometoLondon ”, проведенного в 5-х классах  Должанской СОШ  Орловской области.Проанализировав анкеты учащихся и учитывая их мнение, для создания проекта мы выбрали тему “WelcometoLondon”  Работа началась с тщательного отбора информации, поскольку данный раздел очень обширный и  затрагивает не только достопримечательности, но и традиции.   

поТипу проект: ролево-игровой с элементами исследовательской и творческой деятельности; монопроект с открытой координацией; внутренний, групповой, краткосрочный.

Цель проекта: Обобщение и систематизация знаний учащихся о    достопримечательностях Лондона. Научиться создавать проект в рамках урока.

На подготовительном  этапе учащиеся были разделены на мини-группы по 3-4 человека. Для того чтобы отправиться в путешествие по Лондону, учащимся было необходимо приобрести билеты. Для этого они играли в игру «AgreeorDisagree».После приобретения билетов учащиеся становятся туристами и отправляются в путешествие. Учитель предлагает им вспомнить знакомые достопримечательности и узнать их на картинке.

Далее задача усложняется: ученикам предлагается описание места сопоставить его с названием. Для этого им раздаются мини тексты.

Затем для закрепления материала учащиеся просматривают видео ряд об известных местах Лондона и отвечают на вопрос «Почему туристы стремятся увидеть эти места?», используя подготовленную  конструкцию как образец.

Следом мы перешли к основному этапу, который включал в себя изготовление рекламных буклетов.

На заключительном  этапе состоялась защита проектов в устной форме.От каждой мини-группы выступал 1-2 ученика,которые представляли свой буклет. Ученикам предлагалась оценить буклеты своих одноклассников и выбрать наиболее удачный по их мнению.

Итак, анализируя данный урок, можно сказать, что использование  проектной деятельности активизировало деятельность учащихся, сделало занятие более увлекательным,  помогло овладеть программным лексическим материалом. Считаем, что  проекты  могут служить хорошим помощником учителю в его профессиональной деятельности.

Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к следующему выводу: метод проектов является одним из лучших приемов для развития языковой компетенции, так как он позволяет создать нужную мотивацию, побуждает сравнивать, обобщать, делать выводы, обучает поиску, дифференциации и идентификации проблем. Одним словом, способствует развитию личностных качеств обучающихся.

Трудностями использования проектной методики со стороны учащихся являются: языковые сложности, недостаточная способность к самостоятельному критическому мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ ее использования в учебном процессе, направленных на устранение возникающих трудностей. Тема использования метода проектов на уроках английского языка не только не потеряла своей актуальности, но и приобрела большую популярность, благодаря широкому распространению средств научно-технического прогресса, свободному доступу к сети Интернет.

В целом, проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, уровень самостоятельности школьников и способствует сплочению  коллектива.

Список литературы

  1. Аралова Р.М. Из опыта работы по проектной методике / Р.М. Араловой // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 1. - С. 35-36
  2. Биболетова М.З. Учебник по английскому языку для пятого класса "EnjoyEnglish", 2012
  3. Современная методика обучения иностранным языкам Под ред.Н.Д. Гальсковой, - Москва; Издательство “Аркти”,2004.- С.10
  4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 8-12 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*