Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка по проведению олимпиады по дисциплине «Русский язык»

26.12.2011 454 2840
Шахпаронян Элеонора Витальевна
Шахпаронян Элеонора Витальевна, преподаватель гуманитарных дисциплин

Армавирский машиностроительный техникум

… Искусство слова - самое сложное,

требующее от человека наибольшей

внутренней культуры, филологических

знаний и филологического опыта.

Д.С. Лихачёв. «Письма о добром», № 44

 

Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. В ходе урока учитель раскрывает перед учащимися богатство русского языка, его многообразные возможности, приучает их вдумчиво относиться к слову, бороться за культуру речи.


Большую роль в  развитии интереса к русскому языку играет внеклассная работа.

Олимпиада – это мероприятие, позволяющее воспитать у учащихся любовь к русскому языку, усилить интерес к лингвистическим знаниям, так как лингвистика – одна из интереснейших наук.


Предлагаемые задания бывают трех видов:

- тестовые задания с выбором ответа;

- вопросы;

- творческие задания.


Тестовые задания с выбором ответа

Алгоритм ответа на задание:

  1. Внимательно прочитать задание;
  2. Выяснить количество верных ответов (из предложенных)
  3. Если есть сомнения в правильности ответа, то следует идти методом исключения.
  4. Если ответ необходимо вписать в специальную таблицу, то надо сделать это аккуратно.

Вопросы

  1. Внимательно прочитать вопрос, на который необходимо ответить.
  2. Подробно объяснить свой ответ или варианты ответа (можно использовать схемы, таблицы)

Творческие задания

  1. Внимательно прочитать задание.
  2. Грамотно выстроить свои рассуждения.
  3. Прочитать получившийся ответ: нет ли повторов, верно ли выделены абзацы, верны ли утверждения и примеры, как построены предложения.

Цель олимпиады - не просто проверить знания и умения обучающихся по тем или иным разделам лингвистики, а прежде всего, выявить талантливых ребят, оценить  лингвистический кругозор участников.


Пособие может быть использовано учителем при проведении олимпиады по русскому языку или как дополнительная информация на уроках в 10 классе.

 

                         Олимпиада по дисциплине  «Русский язык»


На выполнение олимпиадной работы отводится 1 ч 30 мин. Работа состоит из __ заданий.

 

Задание 1. Выберите правильный вариант.(За каждый правильный ответ 1 б.)

Становление русского литературного языка связано с именами многих известных русских учёных: М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова. Особая роль в развитии русского языка принадлежит... .

а) Н.В. Гоголю

б) Ф.М. Достоевскому

в) А.С. Пушкину


Задание 2. Назовите качества хорошей речи. (За каждый правильный ответ 0.5 б.)


Задание 3. Поставьте ударение в следующих словах: (За каждый правильный ответ 0.5 б.)

Квартал, копировать, униженные, щекотно, мельком, баловать, озлобить, ржаветь, афера, подростковый, ломоть, красивее.


Задание 4. Подберите русские эквиваленты к пословицам из разных языков. (За каждый правильный ответ 1 б.)

а) На какую гору пришёл, такую песню и пой.

б) Рис рассыпал – собрать можно, слово скажешь – назад не вернёшь.

в) Один волк не кусает другого волка.


Задание 5. Определите вид речевых ошибок, допущенных в данных предложениях: (За каждый правильный ответ 2 б.)

1. Слово употребляется в несвойственном ему значении

А. Из ее глаз беззвучно текли слёзы.

2. Речевая избыточность

 

Б. Базаров – это яркий представитель. Он нигилист.

3. Повторение однокоренных слов

 

В. Увлечение народным фольклором привело его в ансамбль.

4. Нарушена сочетаемость слов

 

Г. Гуманизм и доброта противопоказаны жестокости и равнодушию.

5. Речевая недостаточность

 

Д. Это характеризует характерные черты нашего времени.


Задание 6. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм.

(За каждый правильный ответ 2 б.)

а) День был пасмурный.

б) У страха глаза велики.

в) Наша команда – победитель.

г) Набрали ягод – кот наплакал.


Задание 7. Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие. (За каждый правильный ответ 3 б.)

1. Если нас вояка тот или иной захочет спровоцировать войной, - наш ответ: нет!     (В. Маяковский)

А. Олицетворение

2. В огне, жуками всех систем, жужжат автомобили.  (В. Маяковский)

Б. Сравнение

3. Годами когда – ни будь в зале концертной

Мне Брамса сыграют, - тоской изойду. (Б.Пастернак)

В. Ирония

4. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

(А.Пушкин)

Г. Синекдоха

 

Д. Метонимия

 

Задание 8. Как сказать правильно: поезд сошел с рельсов или сошел с рельс? Объясните свой ответ. (За правильный ответ с объяснением 9 б. без объяснения 1 б.)


Задание 9. Георгий, Юрий и Егор. Одинаковы ли эти имена? – такой вопрос возникает у многих. А как думаете вы? (За правильный ответ 15  б.)


Задание 10. Установите соответствие. (За каждый правильный ответ 2 б.)

1. Определённо-личное предложение

А. Вот море, вот пермские дремучие места.

2. Неопределенно-личное предложение

Б. С утра морозило.

3. Безличное предложение

В. После дела за советом не ходят.

4. Назывное предложение

Г. Через два часа снова буду говорить с врачом.

5. Обобщенно-личное предложение

Д. Проснулся ночью.


Задание 11. Назовите способ словообразования существительного подмастерье. (За правильный ответ 5 б.)


Задание 12. Какие имена существительные относятся к ж.р? (За  правильный ответ 7 б.)

а) авеню;   б) пенальти;   в) бра;г) кольраби;   д) забияка.


Задание 13. Корень   -вяз-  с разными приставками может дать больше 30 глаголов. А сколько таких глаголов помните вы? (За каждые 5 слов 2 б.)


Задание 14. Сосновый бор имеет круглую форму, с диаметром 80 км. Как далеко медведь может забежать в этот бор? (За правильный ответ 8 б.)


Задание 15. КУМЕКАТЬ. Подобрать к слову однокоренные слова, выделить корень. (За каждое слово 1б.)


Задание 16. Словоерс. Объясните значение.(За правильный ответ 20 б.)

Подсказка. Всем известны строчки из «Евгения Онегина»:

… Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с. Таков был общий глас.


Задание 17. К какой группе языков относится русский язык? (За правильный ответ 2 б.)

а) западнославянская;

б) восточнославянская;

в) южнославянская.


Литература:

1. Казбек-Казиева, ММ. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы М.: Айрис-Пресс, 2008.

2. Люстрова З.Н. , Л.И.Скворцов, Дерягин В.Я. Беседы о русском слове  М. , «Знание», 1978

3. Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. - Волгоград: Учитель, 2008.

4.Симакова, Е.С. Русский язык. Экспресс - репетитор для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.

5. Тесты по русскому языку: 10-11 классы: к учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой «Русский язык 10-11 класс» / Составитель В.П. Сычева, - М.: Издательство « Экзамен», 2007.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*