Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Личностные особенности медицинской сестры и их влияние на профессиональное общение с пациентами

18.06.2015 5314 9495
Малышонок Екатерина
Малышонок Екатерина, студент

Андриевская Елена Викторовна
Андриевская Елена Викторовна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Актуальность темы.

В процессе профессиональной подготовки у медицинских сестер формируется установка на лечение болезни с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей деятельности.  Отсутствие у медсестры знаний, умений и навыков профессионального общения делает ее профессионально малопригодной. Проблема изучения личностных особенностей медицинского персонала, работающего в стационаре, приобретает особое значение.

Объект исследования: психологические характеристики профессионального общения медицинской сестры в стационаре. 

Предмет исследования: особенности личности медсестер в  стационаре, влияющие на формирование компетентности в профессиональном общении. 

Цель исследования: выявить психологические особенности личности медицинских сестер в  стационаре и соответствующие условия повышения их компетентности в общении. 

Теоретическая значимость работы.

Описана специфика личностных особенностей медицинской сестры в условиях  стационара, влияющих на эффективность ее профессионального общения с пациентами, что вносит вклад в психологию обучения. Получены дополнительные данные о необходимости усиления обучения будущих медсестер перцептивным и коммуникативным, особенно невербальным, умениям и навыкам, как важнейшим составляющим диагностического компонента профессиональной деятельности. 

Практическая значимость работы.

Разработанные рекомендации для медсестер могут быть внедрены в программу обучения ряда колледжей и училищ. Материалы исследования могут использоваться при подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских сестер, направленных на развитие влияющих на эффективность профессионального общения личностных особенностей как будущей медицинской сестры, так и практикующей; построении программы самообразования медицинской сестры. 

На особенности различных типов медицинских сестер обратил внимание Венгерский психолог И. Харди,с тем, чтобы помочь специалистам увидеть себя со стороны.

«Нервная» медицинская сестра. Эмоционально неустойчивая, вспыльчивая, раздражительная сестра склонна к обсуждению личных проблем, что может явиться серьезной помехой в успешной работе с пациентами.

Медицинская сестра материнского типа. Такая медицинская сестра выполняет свою работу с максимальной заботой и сочувствием к пациентам. Работа для таких медицинских сестер — неотъемлемое условие жизни. Забота о пациентах является жизненным призванием. Часто личная жизнь таких медицинских сестер пронизана заботой о других, любовью к людям.

Медицинская сестра-специалист. Такие медицинские сестры благодаря какому-то особому свойству личности проявляют любознательность в определенной сфере профессиональной деятельности и получают специальное назначение.

Эмпирическая база исследования: данные опросов, тестирования, наблюдений, анкетирования по совокупной выборке 30 человек (пациенты  лечебно-профилактического учреждения).  Был использован комплекс методов, включающий в себя: теоретический анализ психологической, педагогической, медицинской литературы; анализ документов; констатирующий эксперимент; анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа; методики изучения личности: тест Т. Лири;  методика Г. Айзенка,  методика «Личностная агрессивность и конфликтность».

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты. 

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

  • Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
  • Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным переменным превращается в два цифровых индекса, которые характеризуют представление субъекта по обозначенным параметрам.

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.

Данные тестирования.

В результате проведенного мной тестирования было выявлено, что 77% опрошенных пациентов видели медицинскую сестру материнского типа. 17% «нервная медсестра, 6% -медсестра - специалист.

Мною выявлено, что 7% персонала подвержены «Авторитарному» типу отношений, 10% набрали «Зависимый» и «Подчиняемый» тип отношений. Одинаковое количество процентов набрали три вида типов: «Эгоистичные», «Подозрительные»,  «Агрессивные».

По 17% каждый набрали «Дружелюбный» и «Альтруистический» тип отношений.

Также, рассматривая тип межличностных отношений медицинской сестры и пациента, я не могла не заметить разную возрастную категорию персонала. Выделилось три категории:

  1. Возраст от 20 до 30 лет
  2. Возраст от 31 до 41 года
  3. Возраст от 42 до 52 лет

В  процентном соотношении наличие кадров в стационаре:

60% работающих это медицинские сестры возрастом 20 – 30 лет, 33% это медицинские сестры возрастом от 31 - 41 года. И только 7% работающих стационара это медицинские сестры возрастом от 42 – 52 лет.

Проведя исследование по типам медицинской сестры, я получила следующие данные:

В возрасте 20 – 30 лет преобладает Материнский тип медицинской сестры – 50%. «Специалист» набрала 33%, а «Нервная» медицинская сестра 17%.

Преобладание «Материнского типа» связано с тем что у молодых медицинских сестер после выпуска из учебного заведения еще остался стереотип об идеальном образе медицинской сестры,  33%  медицинская сестра «Специалист», «Нервная» медицинская сестра набрала 17%, потому что среди молодых специалистов есть те, которые недовольны  выбором профессии,  работой и заработной платой.

В возрасте 31 – 41 год заметно сократился % «Материнского» типа (28%) и повысился % «нервозности» медицинской сестры (29%). Большинство сестер «матерей» устали выполнять роль заботливой и всем помогающей женщины, наступает разочарование в профессии и работе, а у кого-то еще осталось с начала работы в стационаре. Зато заметно увеличился % медицинской сестры «Специалиста» (43%). Ведь за эти годы работы научили тому, что раньше было не под силу и увидено то, что нельзя было представить.

Исследование показало, что в возрасте 42 – 52 года на первый план вышла «Нервная» медицинская сестра (47%), видимо усталость от работы преобладает над желанием работать, раздражение происходить от малейшей просьбы пациента или слова сказанного им не в той тональности, такая медицинская сестра мечтает об уходе на отдых. Но и профессионализм медицинских сестер этого возраста находится на высоте, медицинская сестра «Специалист» (41%)  знает всё манипуляции безупречно, может выполнять их с «закрытыми глазами».

Выводы:

  1. Пациенты видят и желают видеть с собой медицинскую сестру «Материнского типа, подбодряющую словом и ласковым жестом, которая умеет с высоким качеством выполнить данные ей указания, поэтому среди «матерей» они хотят видеть и медицинскую сестру «Специалиста». А вот «Нервную» личность рядом с собой видеть никто не хочет, но некоторые пациенты встречали ее, находясь на лечении в стационаре, что оказывало на них еще более угнетающее действие наравне с болезнью.
  2. Преобладание молодого персонала над более старшим обуславливается тем, что молодые медицинские сестры более стрессоустойчивые, чем более старшего возраста, пациентов много, работа тяжёлая, поэтому устраиваются молодые: не каждый человек в возрасте может это выдержать. У них больше рвения и желания работать, они готовы работать на износ.

Заключение.

Тема, освещенная мною вданнойисследовательской  работе, имеет большое значение для медработников, в особенности для меня – будущей медсестры. Поэтому мне эта тема интересна и при ее написании я делала для себя определенные выводы, которые мне помогут в моей будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Грандо. А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. Киев, Головное издательство «Вища школа», 1982г., 168 стр.
  1. Матвеев. В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Москва, «Медицина», 1989г., 178 стр.
  1. Шкуренко. Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г., 352 стр.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*