Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование универсальных учебных действий обучающихся с помощью информационных технологий в условиях реализации ФГОС

18.06.2015 247 315
Колесниченко Ирина Анатольевна, заместитель директора по УВР

Профессиональное училище № 44 г.Николаевск

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жиз­ни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. ИКТ-компетентность - это способность обучающихся использовать информа­ционные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Одним из основных положений нового ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реали­зации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. Использование ИКТ принципи­альным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современном массовом образовании.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» озна­чает умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенство­ванию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин «УУД» можно определить как сово­купность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса. Выделяют четыре блока УУД: личностные, регулятивные, позна­вательные и коммуникативные. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, непосредственно к сфере коммуника­тивных действий относятся два: это общение и взаимодействие (коммуни­кация) и работа в команде, т.е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Рассматривая учение как информационный процесс, можно говорить о необходимости целенаправленного развития способности учеников к работе с разными источниками и разными видами предоставления инфор­мации, то есть об использовании информационно-коммуникационных тех­нологий в формировании УУД школьников.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности. «Завтра» наших детей - это инфор­мационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, сис­тематизировать извлекать нужную информацию необходимо, и помощни­ком в этом должен стать взрослый человек – родитель или учитель.

Учение в значительной степени представляет собой обработку ин­формации, включающую в себя процедуры наблюдения, слушания, гово­рения, чтения, письма, решения математических задач, запоминания сти­хов. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как одно из ключевых условий повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использо­вания учебного времени. Изучая разные предметы, ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуника­тивными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования, поэтому обучающихся необходимо подготовить к реальному процессу взаимодействия с миром.

Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы де­тей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стиму­лировать. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», педа­гог должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы ини­циировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»» Чтобы быть готовым к этому, следует осмыс­лить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создать условия для формирования универсальных учебных действий.

Поэтому обучающихся необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем са­мым формированию у них  ИКТ-компетентности и формированию универсаль­ных учебных действий. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетра­ди или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя успешнее, чаще об­ращается к изученному материалу, тщательнее выполняет задания, которые являются для него более интересными, что и повышает качество обучения.

Одним из значительных преимуществ (и в работе учителя и в работе обучающегося), обеспечиваемым применением ИКТ, является простота внесе­ния изменений (в том числе - исправлений ошибки, улучшений, дополне­ний) в работу. В ходе создания своего продукта, обучающийся легко исправля­ет возникающие по ходу дела ошибки, добавляет новые детали, расширяет отдельные компоненты. В ходе взаимодействия с другими возникает си­туация учета предложений по улучшению. Это представляется очень важ­ным элементом формирующейся системы образования в целом.

Обучающиеся активно занимаются проектной деятельностью, начиная с недолговременных проектов, постепенно переходя к долговременным, от индивидуальных к групповым и общегрупповым. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллек­тивной работы и межличностного общения.

Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосред­ственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало вос­питанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необхо­димо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний обучающихся и, как следствие, повышению качества обучения.

ФГОС изменяет и роль учителя, который перестает быть единствен­ным носителем знания, а становится проводником в мире информации. Необходимо не просто формировать или развивать необходимые интел­лектуальные и личностные качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок. Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка, дать возможность сделать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор. Ученик в таком союзе сам понимает цель, выбирает способы реше­ния и сам оценивает результат. Коммуникативная деятельность в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников со взрос­лыми и сверстниками сопровождается яркими эмоциональными пережи­ваниями, ведет к усложнению эмоциональных оценок за счет появления интеллектуальных эмоций и, в конечном счете, способствует формирова­нию толерантного отношения друг к другу.

Формирование универсальных учебных действий является целена­правленным системным процессом, который реализуется через все пред­метные области и внеурочную деятельность.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в процессе обуче­ния. Мультимедийное сопровождение на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учи­тель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» помиру зна­ний, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Ученик становится активным субъектом учеб­ной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, поощряющего оригинальные находки, симулирующего активность, инициативу и само­стоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными.

Включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий кур­са, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет детям принимать уча­стие в конкурсах, творческих проектах училищного, районного, всероссий­ского и международного уровней.

Решающим фактором развития интеллектуального потенциала ребен­ка выступает организация урочной и внеурочной предметной деятельности с использованием информационных технологий, в ходе которой создаются условия для формирования коммуникативных УУД, обеспечивающих со­циальную компетентность и поисковую активность личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий позво­ляет сформировать систему теоретических знаний, являющихся основой последующей практической деятельности, предоставляет возможность творческого самовыражения, создает условия для целостного развития ре­бенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы и, в целом, позволяет более эффективно формировать коммуникативную компе­тентность обучающегося и подготовить к реальному взаимодействию с миром.

Список литературы

  1. Беляева, Л.А. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам / Л.А. Беляева, Н.В. Иванова // Иностранные языки в шко­ле. - 2008. - № 4. С. 36.
  2. Денисова, Ж.А. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием / Ж.А. Денисова, М.К. Денисов // Иностранные языки в шко­ле. - 2008. - № 3. С. 20.
  3. Ефременко, В.А. Применение информационных технологий на уроках ино­странного языка /В.А. Ефременко //Иностранные языки в школе. - 2007. - № 8. С. 18.
  4. Женина, Л.В. История. Методические рекомендации по использованию ин­формационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / Л.В. Женина, А.А. Маткин / под ред. И.Г. Семакина. - Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
  5. Информационные технологии - шаг в будущее // Учитель. - 2002. -№ 4. С. 53.
  6. Кочергина, И.Г Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в обучении анг­лийскому языку /И.Г. Кочергина //Иностранные языки в школе. -2009. - № 3.
  7. Новые информационные технологии для образования / Ин-т ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - М., 2000.
  8. Сергеева, М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку / М.Э. Сергеева //Педагог. - 2005. - № 2. С. 162-166.
  9. Синегубова, Н.М. Информационные технологии на уроках английского язы­ка /Н.М. Синегубова // Школа. - 2006. - № 2. С. 43-44.
  10. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в сис­теме образования /Е.С. Полат. - М., 2000. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*