Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаИнформационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. ИКТ-компетентность - это способность обучающихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Одним из основных положений нового ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. Использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современном массовом образовании.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин «УУД» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса. Выделяют четыре блока УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, непосредственно к сфере коммуникативных действий относятся два: это общение и взаимодействие (коммуникация) и работа в команде, т.е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Рассматривая учение как информационный процесс, можно говорить о необходимости целенаправленного развития способности учеников к работе с разными источниками и разными видами предоставления информации, то есть об использовании информационно-коммуникационных технологий в формировании УУД школьников.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать извлекать нужную информацию необходимо, и помощником в этом должен стать взрослый человек – родитель или учитель.
Учение в значительной степени представляет собой обработку информации, включающую в себя процедуры наблюдения, слушания, говорения, чтения, письма, решения математических задач, запоминания стихов. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как одно из ключевых условий повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени. Изучая разные предметы, ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования, поэтому обучающихся необходимо подготовить к реальному процессу взаимодействия с миром.
Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», педагог должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»» Чтобы быть готовым к этому, следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создать условия для формирования универсальных учебных действий.
Поэтому обучающихся необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности и формированию универсальных учебных действий. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя успешнее, чаще обращается к изученному материалу, тщательнее выполняет задания, которые являются для него более интересными, что и повышает качество обучения.
Одним из значительных преимуществ (и в работе учителя и в работе обучающегося), обеспечиваемым применением ИКТ, является простота внесения изменений (в том числе - исправлений ошибки, улучшений, дополнений) в работу. В ходе создания своего продукта, обучающийся легко исправляет возникающие по ходу дела ошибки, добавляет новые детали, расширяет отдельные компоненты. В ходе взаимодействия с другими возникает ситуация учета предложений по улучшению. Это представляется очень важным элементом формирующейся системы образования в целом.
Обучающиеся активно занимаются проектной деятельностью, начиная с недолговременных проектов, постепенно переходя к долговременным, от индивидуальных к групповым и общегрупповым. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.
Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний обучающихся и, как следствие, повышению качества обучения.
ФГОС изменяет и роль учителя, который перестает быть единственным носителем знания, а становится проводником в мире информации. Необходимо не просто формировать или развивать необходимые интеллектуальные и личностные качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок. Проникновение в проблему ребенка позволит учителю увидеть ее с позиции самого ребенка, дать возможность сделать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор. Ученик в таком союзе сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Коммуникативная деятельность в рамках специально организованного учебного сотрудничества учеников со взрослыми и сверстниками сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, ведет к усложнению эмоциональных оценок за счет появления интеллектуальных эмоций и, в конечном счете, способствует формированию толерантного отношения друг к другу.
Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в процессе обучения. Мультимедийное сопровождение на уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» помиру знаний, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, поощряющего оригинальные находки, симулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Уроки с применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и наиболее наглядными.
Включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах училищного, районного, всероссийского и международного уровней.
Решающим фактором развития интеллектуального потенциала ребенка выступает организация урочной и внеурочной предметной деятельности с использованием информационных технологий, в ходе которой создаются условия для формирования коммуникативных УУД, обеспечивающих социальную компетентность и поисковую активность личности.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет сформировать систему теоретических знаний, являющихся основой последующей практической деятельности, предоставляет возможность творческого самовыражения, создает условия для целостного развития ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы и, в целом, позволяет более эффективно формировать коммуникативную компетентность обучающегося и подготовить к реальному взаимодействию с миром.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.