Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация образовательной среды как фактора обеспечения условий реализации доступности образовательных услуг

17.06.2015 363 505
Шуваева Людмила Александровна, заместитель директора по учебной работе

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Сегодня проблема формирования доступной среды является одной из приоритетных в обществе, пути решения данной проблемы предлагаются на разных уровнях и реализуются во всевозможных проектах.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Мы, как образовательная организация, видим создание доступной среды для всех граждан общества не только в создании условий для физической доступности лиц, но в первую очередь в равной возможности получить достойное образование наряду с другими гражданами общества, и дальнейшей реализации личности, формировании гражданина с равными правами и возможностями.

Профессиональное образование обеспечивает вхождение обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья во множество разнообразных социальных взаимодействий, что создает и расширяет базу для адаптации. Развиваются общественные навыки, коллективизм, организаторские способности, умение налаживать контакты и сотрудничать с разными людьми. Формируется мировоззрение и гражданская позиция.

В своей работе коллектив техникума опирается на следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413);

- Приказ Минтруд России от 04.08.2014 г.    № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (в ред. Постановлений правительства РФ от 10.03.2000 n 212, от 23.12.2002 n 919, от 01.02.2005 n 49, от 18.08.2008 n 617, от 10.03.2009 n 216);

- Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса  (утверждены Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотаревой 26.12.2013 г. № 06-2412вн);

- Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утверждены Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М.Золотаревой 20.04.2015 г. № 06-830вн).

ГБОУ СПО «ВПТКР» - техникум достаточно молодой, но с богатой историей. Образован после объединения двух профессиональных училищ, в одном из которых, ПУ № 21 традиционно в течение многих лет велась подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня  в техникуме два учебных корпуса, реализуются две ступени среднего профессионального образования, ведется профессиональное обучение, есть очное и заочное отделение. Контингент техникума составляет более 600 человек, из которых около 14% - лица с ограниченными возможностями здоровья.

Рис. 1. Особенности контингента ГБОУ СПО «ВПТКР»

Профессиональное обучение по профессиям Штукатур и Швея в  техникуме получают лица, окончившие специальные коррекционные школы 7 и 8 вида, обучаются в течение 10 месяцев и получают рабочую квалификацию. Подготовка ведется в отдельных группах.

Традиционно в техникуме ведется подготовка квалифицированных рабочих из числа лиц с ОВЗ (глухие и слабослышащие) по профессиям Портной и Мастер столярно-плотничных и паркетных работ на базе 9 классов с получением среднего общего образования. Срок обучения составляет на данный момент 2г. 5 мес., начиная со следующего года срок обучения – 2г. 10 мес. Подготовка ведется в отдельных группах.

В группах по профессии Мастер отделочных строительных работ обучаются глухие и слабослышащие студенты вместе со здоровыми обучающимися. Специальность Садово-парковое и ландшафтное строительство осваивают студенты с инвалидностью по соматическим заболеваниям. Обучаются в инклюзивных группах.

Рис. 2. Программы подготовки лиц с ОВЗ

Таким образом, преимущественно в техникуме обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья  - инвалиды по слуху и с интеллектуальными нарушениями.

Для таких категорий обучающихся основным способом формирования доступных условий для получения образования является создание адаптированных программ обычных дисциплин и профессиональных модулей, разработка специализированного дидактического материала, применение специфических форм и методов обучения и контроля, разработанных специально с учетом особенностей студентов и обучающихся.

С нового учебного года мы вводим блок адаптационных учебных дисциплин, в который входят следующие дисциплины:

"Психология личности и профессиональное самоопределение"

"Коммуникативный практикум"

"Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний"

Кроме того, в  техникуме создана психолого-педагогическая служба, которая призвана оказывать помощь не только студентам, но и педагогам техникума в выборе средств и методов обучения и воспитания, работают сурдопереводчики, обеспечивающие связь между педагогом и студентами. Совместные мероприятия, в которых участвуют ребята с ОВЗ, их победы и достижения помогают им чувствовать себя полноправными членами студенческого коллектива.

Таким образом, создание адаптированных образовательных программ  совместно с расширением социальных возможностей  ориентированы на решение следующих задач:

- создание в образовательной организации условий, необходимых для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и адаптации;

- повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование в образовательной организации толерантной социокультурной среды.

Список литературы

  1. Приказ Минтруд России от 04.08.2014 г. № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»
  2. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (утверждены Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М. Золотаревой 26.12.2013 г. № 06-2412вн)
  3. Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утверждены Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М.Золотаревой 20.04.2015 г. № 06-830вн).



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*