Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мастер-класс «Формирование доступной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха и речи)на уроках профессионального цикла по профессии«Мастер столярно-плотничных и паркетных работ»

17.06.2015 879 1684
Хмелева Светлана Юрьевна
Хмелева Светлана Юрьевна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Цели:

1. Демонстрация опыта работы педагога по использованию информационной технологии на уроках профессионального цикла при обучении студентов с нарушением слуха и речи.

2. Развитие личностных и профессиональных компетенций педагога  в условиях современных требований организации учебного процесса в рамках профессионального образования по ФГОС при обучении студентов с нарушением слуха и речи.

Основной целью организации образовательного  процесса для обучающихся из числа лиц с ОВЗ (с нарушением слуха и речи) является обеспечение доступности образования, что подразумевает создание условий для возможности и  посильности освоения содержания  образовательных программ в рамках ФГОС. Поэтому необходимо искать  новые, современные методы активного обучения, используя современные формы, средства и методы проведения уроков, позволяющие в широком спектре использовать для обучения глухих  наглядность.

Я на своих уроках профессионального цикла использую  информационную технологию.

Достоинства информационной технологии на уроках профцикла

- активизируется процесс обучения;

- экономится времени урока;

- появляется возможность увеличения объема нового материала на уроке и сокращение времени на его объяснение;

- сокращается время на подготовку к уроку;

- создается возможность выполнения виртуальных демонстрационных показов с использованием недоступного оборудования; [1]

Сурдопереводчик (переводчик-дактилолог) - это специалист, переводящий устную речь в язык жестов. Деятельность сурдопереводчика связана с высокими интеллектуальными и физическими нагрузками. Главная задача сурдопереводчика – способствовать полноценному участию глухих и слабослышащих студентов в восприятию новых знаний. ; [1]

Формы учебного сотрудничества

- «педагог – сурдопереводчик»

- «сурдопереводчик - студент»

-  «студент-студент». [2]

При выборе способов подачи теоретического материала оптимальным является  использование всех четырех видов  речи: жестовой, дактильной,  письменной, устной.

Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, фронтальная.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных средств.  Он сочетает в себе изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание студента, так как у глухих студентов увиденное воспринимается на 30% больше. Мультимедийные презентации - могут оформляться  всевозможными  картинками,  схемами,  графиками,  таблицами  и  т. п.,  может  содержать  в  себе  кроссворды,  тесты.  Она  позволяет    лучше  запечатлеть  в  сознании  студентов  образы,  дает  возможность  ближе  и  лучше  рассмотреть  какие - то  события,  факты,  схемы,  явления;  применить  игровой  момент. [3] 

Видеоматериалы. Использование видеофильма способствует развитию различных сторон психической деятельности студентов, особенно студентов с нарушением слуха и речи  и прежде всего, внимания и памяти, а также способствует практическому освоению студентами умений и получению практического опыта. Психологические особенности воздействия учебных видеороликов  на студентов (способность управлять вниманием каждого студента и всей группы в целом, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на студентов и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования общих и профессиональных компетенций по предмету.

Роль преподавателя сводится к тому, чтобы заострить внимание студентов на определенных моментах, явлениях, этапах фильма. Демонстрация видео имеет огромное значение в процессе обучения, так как во время просмотра видеоматериалов происходит зрительное восприятие,  что способствует развитию знаний и умений . Практика показывает, что студент запоминает то, что он видит в пять раз лучше.

Можно отметить, что внедрение видео в процесс обучения помогает решить многие задачи. Видео служит сильным стимулом к практическому изучению предмета профессионального цикла. У студентов  повышается самооценка и мотивация к изучению предмета. [4

Основные требования к уроку при обучении студентов с нарушение слуха и речи:

-представление материала малыми дозами;

-комплексное использование устной, дактильной, жестовой речи;

-немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;

-неоднократное  повторение,  причем  фраза  должна  повторяться  без изменения слов и порядка их следования;

-обучение  работе со зрительными образами;

-тренировка умения выделять главное, в том числе составлению презентаций. [5] 

Структура комбинированного урока, где применялись компьютерные средства.

  1. проверка ранее усвоенных знаний;
  2. изложение нового материала;
  3. восприятие и осознание учащимися нового материала;
  4. осмысление, обобщение и систематизация знаний;
  5. постановка домашнего задания.

Применение  компьютерных средств эффективно  на  всех  стадиях  педагогического  процесса:  на  этапе  предъявления  учебной  информации,  на  этапе  усвоения  учебного  материала , на  этапе  повторения  и  закрепления  усвоенных  знаний  и  умений,  на  этапе  промежуточного  и  итогового  контроля  и  самоконтроля  достигнутых  результатов  обучения.  Такой  подход  позволяет  индивидуализировать  процесс  обучения. Применение новых информационных технологий в образовательной сфере позволяет эффективно решать многие трудные задачи традиционной педагогики. К ним следует отнести в первую очередь обеспечение творческой, самостоятельной работы студентов учреждений профессионального образования над учебным материалом в интерактивном, режиме, возможность реализации дифференцированного и индивидуального подхода к студентам, высокую информативность, высокоуровневую помощь и консультирование, что позволяет  решить  чрезвычайно важную задачу современной образовательной системы – задачу самообучения.

При использовании информационных средств обучения на разных этапах урока,  структура урока не нарушается, но выделяется время для смены деятельности, предоставляется возможность пообщаться между собой, что снимает напряженность, дает время на отдых, что  особенно важно, учитывая физиологические особенности студентов с нарушением слуха и речи. [6]  Применение информационных средств на примере урока «Укладка ламинированного паркета  замковым способом»

1.Лекция

2.Презентация

3.Видеофильм-схема  http://www.youtube.com/watch?v=SNWPrB-lvbo

4.Видеофильм http://www.youtube.com/watch?v=JwaUuBPkR7k

5.Контроль знаний

Чередование видов учебной деятельности и средств обучения: лекция, презентация, видеофильм-схема, видеоролик, заполнение таблицы при проверке знаний.

Комплексное использование  форм, методов, приемов и средств  обучения и контроля формируют доступную среду для обучения  студентов с нарушение слуха и речи. Происходит формирование положительных личностных качеств, их морально-психологическая и профессиональная подготовка к самостоятельной жизни. Они чувствуют себя комфортно в социуме, свободно общаются и живут в обществе слышащих.

Работа с аудиторией.

Применить компьютерные средства обучения на уроке 1 сентября.

Тема «Знакомство ……..»

Мой вариант.

I) Тест для знакомства с группой

1. ФИО студента

2. Контактный телефон

3. ФИО родителей, контактный телефон

4. Почему Вы пошли учиться в училище

А) не хочу работать Б) получить профессию

5.Как узнали о нашем училище

А) родители подсказали Б) друзья подсказали В) нашел в Интернете

6. Почему выбрали эту профессию

А) больше некуда идти Б) хочу работать своими руками

7. Что вам больше нравится

А) учиться Б) работать  В) ничего не делать

8. Чем любите заниматься в свободное время:

А) спорт (какой), Б) рисование, В) танцы, Г) лежать на диване

II) Мультимедийная презентация «Информация об учебном заведении»

III) Мультимедийная презентация «Моя профессия – Мастер столярно-плотничных и паркетных работ». Представляют студенты.

IV) Видеоролик студента: рассказ об изучаемых предметах, учебной и производственной практика, спортивных секциях.

Рефлексия

1. Была ли Вам полезна информация?

2. Будите ли Вы использовать данную информацию на своих уроках?

Ваши предложения, рекомендации, дополнения

Список литературы

1. Зайцева, Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: учебник для вузов/Г.Л.Зайцева.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-192с.

Интернет-ресурсы:

1.http://olga-sol-ileck.narod.ru/lessons_rus_1.htm

2.http://prof.labor.ru/profinvalid/hearing/sign-lang

3.http://bestreferat.ru/referat-137883.html

4.http://fan-5.ru/better/article-202976.php

5.http://www.docme.ru/doc/382845/publikaciya

6.http://festival.1september.ru/articles/516641




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*