Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Техническое творчество на уроках производственного обучения, как средство формирования профессиональных и коммуникативных компетенций студентов групп ОВЗ, обучающихся по профессии портной

17.06.2015 903 1434
Суходолова Людмила Станиславовна
Суходолова Людмила Станиславовна, мастер производственного обучения

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

ГБОУ СПО «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов» сегодня – это ведущий центр многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов. Образовательный процесс включает подготовку специалистов среднего звена, подготовку квалифицированных рабочих, дополнительную подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов. Кроме этого, техникум реализует специальные программы подготовки квалифицированных рабочих для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Со многих городов нашей страны ГБОУ  СПО  «ВПТКР» поступают юноши и девушки с ограниченными возможностями (нарушением слуха), учиться по профессиям «портной», «мастер столярно-плотничных и паркетных работ». Развитие компьютерных технологий и появление интернета позволяют узнать о нашем учебном заведении большему количеству выпускников школ. Ребята с нарушением слуха, зайдя на сайт ГБОУ СПО «ВПТКР», могут получить всю информацию. Студенты с нарушением слуха участвуют в спортивных мероприятиях, художественной самодеятельности, обучаются по профессии. Школьные годы глухих ребят прошли в специализированных школах. Они обучались отдельно от слышащих по специальной программе. В нашем техникуме студенты с нарушением слуха, вместе со слышащими, они встречаются на всех мероприятиях техникума, общаются на переменах вместе проживают в общежитиях. В нашем техникуме есть служба сурдопереводчиков, которые помогают создать все условия для интеграции глухих в общество слышащих.

Главная задача при обучении глухих студентов, подготовить квалифицированные, конкурентоспособные рабочие кадры. Чтобы помочь студентам с ограниченными возможностями успешно овладевать профессиональными компетенциями, нужно помнить, что их обучение должно основываться на зрительной и механической памяти, т.к. слуховая у них отсутствует. Большая часть памяти студентов с нарушением слуха основывается на личном практическом опыте. На уроках производственного обучения нужно стараться расширять все методы, которые формируют практические навыки. Нужно помочь обучающимся из большого потока информации выбрать главное, выстроить в строгой технологической последовательности, а затем проработать и закрепить эту информацию на уроках производственного обучения. Чтобы обучающиеся на уроках производственного обучения чувствовали себя комфортно, при работе нужно применять форму  сотрудничества, стараться вызвать познавательный интерес к профессии. Личностно-ориентированный принцип обучения, направленный на фактические способности глухих студентов, помогает формированию доступной среды для обучения. Формы уроков и методы обучения необходимо применять с учетом ограниченных возможностей обучающихся. Цель образования должна быть направлена, на освоение профессиональных компетенций которые подготовят их успешной самореализации на протяжении всей жизни в интересах самой личности и общества.

Приоритетной целью при обучении становится воспитание личности специалиста, мотивированного и готового к самореализации и саморазвитию, и способного самостоятельно и эффективно реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал в деятельности по избранной профессии. Раскрыть творческие способности помогает занятие техническим творчеством на уроках производственным обучением.

Особенно важным является развитие творческого мышления обучающихся именно в области выбранной ими профессии, т.к. это залог формирования творческого интеллекта высококвалифицированного рабочего. В этой связи большое значение приобретает тесная взаимосвязь технического творчества с программой учебного материала. Значительная роль в этом процессе отводится межпредметным связям. Занятие техническим творчеством постоянно требует от студентов активного использования разнообразных знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе изучении спец. технологии, материаловедении и т.д. Например: при изготовлении русского сарафана из бархата, применяются знания по предметам: спец. технологии, конструированию, материаловедению и оборудованию.

Чтобы производственное обучение не было однообразным, необходимо привлекать обучающихся к различным видам деятельности. Например: при изготовлении картины «коровка», обучающиеся знакомятся с технологией выполнения картины «пейчворк». Техника «пейчворк» проста, поэтому доступна обучающимся уже вначале обучения.

Аналогично выполнялось панно «День Победы». При работе над Ордином Победы использовалась ручная вышивка бисером и паетками, что является элементами отделки. Стихи, на военную  тематику, вышиты ручными стежками. Эта картина сложная в исполнении, здесь закрепляются и углубляются профессиональные умения и навыки на уровне мастерства в сочетании самостоятельности технического мышления, это основа технического творчества. Рекомендуется выполнять на 2-м и 3-м курсе. Одно из коммуникативных средств для студентов кадровых ресурсов являются интернет-конкурсы. На Всероссийском конкурсе зимняя сказка своими руками костюм «Снегурочки» занял 1-е место.

Каждый костюм это большой труд и обучающиеся очень рады, когда их изделия используются на различных мероприятиях.  Например: «русский костюм» который изготовили Алфимов Антон и Рыбалова Лера, одевала солистка смотра художественной самодеятельности  на праздники «масленица».  В празднике «масленица» с большим удовольствием принимали участие студенты групп ОВЗ. Они танцевали, изображали народные гуляния и составляли неотъемлемую часть смотра художественной самодеятельности. И еще одним из важных уроков, развивающих коммуникативные компетенции можно назвать урок  «Общение», который проводится на 3-м курсе. Студенты демонстрируют наиболее яркие свои работы и дипломные изделия.  На итоговом уроке, студенты групп ОВЗ, что для достижения высокого мастерства надо много трудится. Только благодаря труду можно достигнуть высокого уровня мастерства. Они психологически готовы к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникших задач.

Список литературы

  1. Д.И. Кругляков  «Настольная книга мастера профессионального обучения». Издательский центр «Академия» 2010г.
  2. Т. Екшурская, Е. Юдина, И.Белова «Модная одежда своими руками» 2010г.
  3. Журнал «Burda moden»
  4. Журнал «Costumer.narod.ru»
  5. http://burdastyle.ru/ 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*