Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интегрированный урок как способ повышения профессиональной компетентности студентов в процессе развития потенциала будущего специалиста

26.12.2011 347 1699
Третьякова Р.В., преподаватель

Иванова Галина Александровна
Иванова Галина Александровна, преподаватель общих гуманитарных дисциплин

Мезенский педагогический колледж

В условиях реформирования российского образования, модернизации профессионального образования, интенсификации интегрирования российской системы образования в европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса перед средним профессиональным образованием ставятся новые задачи. Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, квалифицированные специалисты, готовые к партнёрским отношениям, сотрудничеству, принятию конструктивных решений, стремящихся к непрерывному профессиональному росту, имеющие чёткие ценностные ориентации и испытывающие ответственность за судьбу своей страны.


В разные периоды развития общества процесс обучения создавал свои условия культурного и личностного становления будущего профессионала в соответствии с социальным заказом. Современная подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает не только формирование определённого набора знаний и умений у студентов, но и его стремление к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитие способностей, в которых может возникнуть необходимость в их последующей профессиональной деятельности.


Урок является основной организационной формой обучения. Практика показывает, что использование шаблонной схемы проведения уроков приводит к снижению эффективности деятельности как обучаемого, так и обучающего субъектов. Реформирование системы образования России детерминировано мировыми тенденциями глобализации, которая требует подготовки более разносторонне развитого специалиста. Поэтому, исходя из актуальности проблемы развития форм обучения, современные педагоги-новаторы создают новые разновидности так называемых «нетрадиционных уроков», направленных на совершенствование подготовки будущих специалистов, одной из которых является «интегрированные уроки».


Интегрированные уроки расширяют сферу деятельности участников учебного процесса и вместе с тем создают новые условия реализации личности. Урок, проводимый двумя и более учителями, создаёт качественно новую психологическую атмосферу в классе, непривычную для любого из участников процесса, где только, при условии, что каждый является активным субъектом совместной деятельности возможно достижение конечной цели работы. Участники таких уроков не только получают и совершенствуют знания и умения, но и формируют такие умения делового общения как: терпимость, эмпатия, толерантность, самопознание, что особенно важно для настоящих и будущих учителей.


По мысли известного отечественного психолога В.Д. Парыгина: «Общение – это сложный и многогранный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга.  И как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».  Контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия её участников для решения тех или иных общих задач являются условием развития социально-образовательной среды и её субъектов.


Традиционная педагогика признаёт ведущую роль учителя в образовательном процессе. В связи с гуманизацией образования наметилась тенденция к изменению характера взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися и соответственно преподавателем и студентом. Интегрированные уроки, проводимые двумя и более преподавателями , формируют более ценностные отношения  у всех участников к самому процессу деятельности непосредственно. Позиция принятия другого таким, каков он есть, одинаково значима для каждого участника взаимодействия, но каждый из них может испытывать свои трудности в установлении и поддержании контакта и в воздействии  на сознание и поведение других субъектов. В результате каждый участник такого урока расширяет знания о том, как общаться, упражняется в применении адекватных способов поведения, овладевает навыками конструктивных взаимодействий, как в ситуации успеха, так и неудачи.

Преодоление психологических затруднений возможно благодаря решению конкретных задач ситуативного общения. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетентности, как составной части компетентности профессионала. По определению В.А. Лапшина: «Коммуникативная компетентность – это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. В её состав входят:

1) Умение ориентироваться в социальных ситуациях;

2) Умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

3) Умение выбирать и реализовывать адекватные способы».


Интегрированный урок рождает изменённые условия овладения предметом и вместе с тем требует новых видов коммуникации. Интеграция в рамках урока требует от каждого субъекта очень быстрого переключения и адаптации.

Урок, проводимый двумя и более учителями, лишает общение авторитарности и приобретает форму групповой работы. Не раз было экспериментально доказано, как отечественными, так и зарубежными методистами, что групповая работа является наиболее прогрессивным видом формирования коммуникативной компетентности.


Решение проблемы,выдвинутой одним учебным предметом , позволяет обсуждать его в рамках другого учебного предмета с меньшим психологическим напряжением и неуверенностью в неправильности ответа. Такой приём позволяет учащимся раскрыться и создаёт новый опыт общения.


Одновременное изучение двух и более предметов предполагает задания, которые включают в себя решение нескольких задач, что формирует масштабность и многогранность мышления студентов. Участники обсуждения проблемы, имеющие индивидуальные достижения в изучаемых областях вносят свой вклад в реализацию поставленных этой проблемой задач. Более сложная сущность заданий интегрированного урока позволяет корректировать сознание и действия участников процесса. У студентов формируются разнообразные навыки, позволяющие им выявлять ошибки и заблуждения и  находить не один вид стратегий исправлять эти ошибки. В свою очередь взаимодействие преподавателей создаёт условия для более адекватного и самокритичного анализа их педагогической деятельности. Такой подход ставит приоритетом не то, что каждый участник учебного процесса должен делать, а как. И, самое главное, даёт понимание целесообразности предлагаемых действий. Так как любой урок предполагает оценку работы студента, перед последним стоит задача раскрыть  в своём ответе знание и/или видение проблемы более разносторонне. С помощью межпредметных связей  не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания будущих специалистов, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и формировании личности профессионала.


На интегрированном уроке обозначенная тема раскрывается с различных точек зрения средствами нескольких предметов. Самостоятельность предметов, их разобщённость являются одной из причин фрагментарности усвоения отдельных дисциплин  и порождают серьёзные трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Целью интегрированных уроков является не столько усвоение определённых знаний, сколько развитие различных видов мышления и творческой активности студентов. Это позволяет использовать содержание нескольких учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.


К сожалению, в настоящий момент ещё не найдены конкретные пути реализации идеи интегрированного обучения. Отсутствует целостное теоретическое обоснование в целесообразности их проведения.Нет однозначного ответа на вопрос: все ли предметы учебного цикла интегрируются или только смежные.Не предусмотрены программами и не имеют места в постоянном расписании.

Интегрированный урок требует большой подготовительной работы.  Прежде всего, определяются цели и задачи урока. При разработке плана урока необходимо учесть совокупность поставленных задач и определить тип урока. Структура такого урока должна быть предельно чёткой и компактной. Необходимо соблюдение логической взаимообусловленности и взаимообязанности материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока. Эффективность урока будет зависеть от того насколько широко предполагается использовать на нём различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности студентов. Он не достигает своей цели и является чисто механическим соединением различных предметов, если отдаётся предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Так же не следует забывать о постоянном оперативном контроле. Процесс разработки урока, проводимого двумя и более учителями, - это ещё и поиск ключевых компетенций, смежных для нескольких дисциплин и их развитие в рамках развития личности будущего специалиста. Конструирование интегрированных уроков повышает профессионализм преподавателей вовнедрении и анализе современных передовых технологий.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*