Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ условиях реформирования российского образования, модернизации профессионального образования, интенсификации интегрирования российской системы образования в европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса перед средним профессиональным образованием ставятся новые задачи. Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые, квалифицированные специалисты, готовые к партнёрским отношениям, сотрудничеству, принятию конструктивных решений, стремящихся к непрерывному профессиональному росту, имеющие чёткие ценностные ориентации и испытывающие ответственность за судьбу своей страны.
В разные периоды развития общества процесс обучения создавал свои условия культурного и личностного становления будущего профессионала в соответствии с социальным заказом. Современная подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает не только формирование определённого набора знаний и умений у студентов, но и его стремление к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитие способностей, в которых может возникнуть необходимость в их последующей профессиональной деятельности.
Урок является основной организационной формой обучения. Практика показывает, что использование шаблонной схемы проведения уроков приводит к снижению эффективности деятельности как обучаемого, так и обучающего субъектов. Реформирование системы образования России детерминировано мировыми тенденциями глобализации, которая требует подготовки более разносторонне развитого специалиста. Поэтому, исходя из актуальности проблемы развития форм обучения, современные педагоги-новаторы создают новые разновидности так называемых «нетрадиционных уроков», направленных на совершенствование подготовки будущих специалистов, одной из которых является «интегрированные уроки».
Интегрированные уроки расширяют сферу деятельности участников учебного процесса и вместе с тем создают новые условия реализации личности. Урок, проводимый двумя и более учителями, создаёт качественно новую психологическую атмосферу в классе, непривычную для любого из участников процесса, где только, при условии, что каждый является активным субъектом совместной деятельности возможно достижение конечной цели работы. Участники таких уроков не только получают и совершенствуют знания и умения, но и формируют такие умения делового общения как: терпимость, эмпатия, толерантность, самопознание, что особенно важно для настоящих и будущих учителей.
По мысли известного отечественного психолога В.Д. Парыгина: «Общение – это сложный и многогранный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга. И как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга». Контакты, организуемые в разных видах профессиональной деятельности, где необходимо скоординировать усилия её участников для решения тех или иных общих задач являются условием развития социально-образовательной среды и её субъектов.
Традиционная педагогика признаёт ведущую роль учителя в образовательном процессе. В связи с гуманизацией образования наметилась тенденция к изменению характера взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися и соответственно преподавателем и студентом. Интегрированные уроки, проводимые двумя и более преподавателями , формируют более ценностные отношения у всех участников к самому процессу деятельности непосредственно. Позиция принятия другого таким, каков он есть, одинаково значима для каждого участника взаимодействия, но каждый из них может испытывать свои трудности в установлении и поддержании контакта и в воздействии на сознание и поведение других субъектов. В результате каждый участник такого урока расширяет знания о том, как общаться, упражняется в применении адекватных способов поведения, овладевает навыками конструктивных взаимодействий, как в ситуации успеха, так и неудачи.
Преодоление психологических затруднений возможно благодаря решению конкретных задач ситуативного общения. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетентности, как составной части компетентности профессионала. По определению В.А. Лапшина: «Коммуникативная компетентность – это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. В её состав входят:
1) Умение ориентироваться в социальных ситуациях;
2) Умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
3) Умение выбирать и реализовывать адекватные способы».
Интегрированный урок рождает изменённые условия овладения предметом и вместе с тем требует новых видов коммуникации. Интеграция в рамках урока требует от каждого субъекта очень быстрого переключения и адаптации.
Урок, проводимый двумя и более
учителями, лишает общение авторитарности и приобретает форму групповой работы.
Не раз было экспериментально доказано, как отечественными, так и зарубежными
методистами, что групповая работа является наиболее прогрессивным видом
формирования коммуникативной компетентности.
Решение проблемы,выдвинутой одним учебным предметом , позволяет обсуждать его в рамках другого учебного предмета с меньшим психологическим напряжением и неуверенностью в неправильности ответа. Такой приём позволяет учащимся раскрыться и создаёт новый опыт общения.
Одновременное изучение двух и более предметов предполагает задания, которые включают в себя решение нескольких задач, что формирует масштабность и многогранность мышления студентов. Участники обсуждения проблемы, имеющие индивидуальные достижения в изучаемых областях вносят свой вклад в реализацию поставленных этой проблемой задач. Более сложная сущность заданий интегрированного урока позволяет корректировать сознание и действия участников процесса. У студентов формируются разнообразные навыки, позволяющие им выявлять ошибки и заблуждения и находить не один вид стратегий исправлять эти ошибки. В свою очередь взаимодействие преподавателей создаёт условия для более адекватного и самокритичного анализа их педагогической деятельности. Такой подход ставит приоритетом не то, что каждый участник учебного процесса должен делать, а как. И, самое главное, даёт понимание целесообразности предлагаемых действий. Так как любой урок предполагает оценку работы студента, перед последним стоит задача раскрыть в своём ответе знание и/или видение проблемы более разносторонне. С помощью межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания будущих специалистов, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и формировании личности профессионала.
На интегрированном уроке обозначенная тема раскрывается с различных точек зрения средствами нескольких предметов. Самостоятельность предметов, их разобщённость являются одной из причин фрагментарности усвоения отдельных дисциплин и порождают серьёзные трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Целью интегрированных уроков является не столько усвоение определённых знаний, сколько развитие различных видов мышления и творческой активности студентов. Это позволяет использовать содержание нескольких учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
К сожалению, в настоящий момент ещё не найдены конкретные пути реализации идеи интегрированного обучения. Отсутствует целостное теоретическое обоснование в целесообразности их проведения.Нет однозначного ответа на вопрос: все ли предметы учебного цикла интегрируются или только смежные.Не предусмотрены программами и не имеют места в постоянном расписании.
Интегрированный урок требует большой подготовительной работы. Прежде всего, определяются цели и задачи урока. При разработке плана урока необходимо учесть совокупность поставленных задач и определить тип урока. Структура такого урока должна быть предельно чёткой и компактной. Необходимо соблюдение логической взаимообусловленности и взаимообязанности материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока. Эффективность урока будет зависеть от того насколько широко предполагается использовать на нём различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности студентов. Он не достигает своей цели и является чисто механическим соединением различных предметов, если отдаётся предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Так же не следует забывать о постоянном оперативном контроле. Процесс разработки урока, проводимого двумя и более учителями, - это ещё и поиск ключевых компетенций, смежных для нескольких дисциплин и их развитие в рамках развития личности будущего специалиста. Конструирование интегрированных уроков повышает профессионализм преподавателей вовнедрении и анализе современных передовых технологий.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.