Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения профессионального образования

17.06.2015 821 1242
Ступак Татьяна Ивановна, социальный педагог

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Процесс социализации – сложный и длительный, требующий социально-педагогического сопровождения на всех этапах обучения, представляющий собой единый, непрерывный процесс складывающийся из последовательных этапов: адаптационного, формирующего и квалификационного.

Данная этапность обеспечивает последовательность, преемственность социализации студентов и слушателей ОВЗ.[4]

 На адаптационном этапе обучения студенты и слушатели испытывают жизненный кризис социального статуса.

Формирующий этап – кризис поисков ролевой идентификации

Квалификационный – поиск близости с окружающими людьми и ориентации на достижение целостности личности.

Проходя данные этапы, социальное развитие  несовершеннолетних объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая студентов не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с педагогами и со  сверстниками. Важно, чтобы студент и слушатель, выходящий из стен учебного заведения, был социально адаптированный и конкурентно-способный на рынке труда.[5]

Вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у студентов и слушателей ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия с окружающим миром через различные виды социализации и адаптации.

Адаптация к новым образовательным условиям реализации ФГОС подразумевает в том числе и социальную адаптацию. [1]

Социализация способствует  поведенческой адаптации в социум[2].

Виды деятельности

Формируемые знания, умения и навыки

Мероприятия

Ответственные

 - Поведение в общественных местах

-умение правильно вести себя при встрече и расставании

Занятие  в общежитии

 

 

 

 

Социальный педагог

 - Общение со сверстниками

 

культурно вести себя в общественных местах, в гостях, при знакомстве;

Тематические классные часы

 - Общение со старшими

- правильно вести себя со взрослыми

 

 - Поведение в гостях

- правильно вести себя со взрослыми и сверстниками

 

 

Правовая адаптация.

Цель: воспитание правовой культуры студентов и слушателей ОВЗ.

Задачи:

  1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.
  2. Закрепить знания студентов и слушателей ОВЗ понятиях: шалость, злонамеренный поступок, проступок, преступление.

Правовая грамотность – это важная составляющая социализации личности студентов и слушателей.  Правое  развитие ориентируют студентов и слушателей на самостоятельные решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных черт своей личности,  умение нести ответственность за свои поступки и принятые решения.

Одна из форм правового образования – это встречи с представителями административно-правовых органов: « ППМС Центр», экскурсии в ОП №7 УМВД России по Волгоградской области г.Волгоград,  проведении классных часов: «Подросток и закон», «дайте , дайте мне свободу» и многие другие. [5]

Адаптация к общественно полезной деятельности

Целью которой: - является  формирование у студентов и слушателей психологической и практической готовности к труду, устойчивого психологического состояния, которое характеризуется положительным отношением к труду, положительной его мотивацией, системой знаний, трудовых навыков и умений.

- подготовка студентов и слушателей к ответственному отношению к выбранной  профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.

В техникуме ведётся целенаправленная работа по подготовке  студентов и слушателей к самостоятельной жизни, через формирование общих и профессиональных компетенций.

 Положительный психолого-педагогический климат является важным аспектом для студентов и слушателей с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе, особенно это касается студентов из социальной категории сирот и лиц оставшиеся без попечения родителей. [4]

Таким образом,   особенности социализации студентов и слушателей ОВЗ в процессе получения профессионального образования можно выразить  следующей моделью социализации в нашем техникуме, которая  включает в себя:

В результате по окончанию техникума все студенты и слушатели ОВЗ устраиваются на работу по специальности успешно адаптируются в трудовом коллективе, создают семьи и находят свое место в социуме.

Список литературы

  1. Ежовкина Е.В., Рябова Н.В. К проблеме педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья// Российский научный журнал  № 5(30) — Рязань, 2012.—С. 84—89.
  2. Постановление Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1238 "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".
  3. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования //Инновации в профессиональной школе. 2012. №8. – 60 с.
  4. Валиева, Ф. М. Место средних специальных учебных заведений в социализации личности [Текст] / Ф. М. Валиева // Среднее профессиональное образование. – 2003. – № 9. – С. 40–44.
  5. Миндель А.Я., Степанова О.А. Разные возможности – равные права – общее жизненное пространство: Монография. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*