Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность темы нашей статьи определяется специфическими противоречиями, возникающими в процессе педагогической деятельности при работе с детьми с ограниченными возможностями: противоречие между уровнем развития мышления учащихся и уровнем развития их словесной речи. Особенно сложным является противоречие между задачами, стоящими перед глухими учащимися, в усвоении определенных знаний, умений и навыков, и реальными их возможностями, обусловленными значительным отставанием в развитии мышления и речи.
Основной завершающей целью обучения русскому языку в системе СПО является совершенствование коммуникативных умений: навыков более быстрого восприятия и понимания речи, свободного оформления своих мыслей и чувств. умение участвовать в общении, излагать свои мысли логично, содержательно, грамотно (будет ли это письмо, рассказ об увиденном, прочитанном и т.д.). Обучение студентов связанной речи – это обучение конструированию текстов [7, С. 190].
Исходя из выше сказанного, выделяются различные типы упражнений по развитию речи, проводимые мною на занятиях: 1) словотолкование; 2) группировка по тематике; 3) анализ образцовых текстов; 4) составление словосочетаний, предложений, связного текста.
Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Наша работа направлена на «снятие» или «уменьшение» таких коммуникативных барьеров [1, С. 10 – 11].
В педагогической практике мы обнаружили, что в процессе воспроизведения запомнивших слов у слышащих и глухих одно слово заменяется другим, близким по смыслу. Однако у глухих детей замены редко бывают полноценными. Замены у глухих бывают по внешнему сходству (угол-уголь, дрожит-держит); по смысловому родству (кисть-краска, земля-песок); по внешнему сходству и смысловому родству (сел-сидел, выбрали-собрали). Это объясняется тем, что слово для глухих — это не один элемент, а совокупность нескольких элементов, последовательность слогов, букв в слоге, целый образ слова. При запоминании может произойти пропуск букв, перестановка букв, слогов, слова могут сливаться в одно, ими также плохо воспринимается переносное значение слова. Это также результат недостаточной расчлененности значений слов [2, С. 25].
Глухие студенты не могут передать содержание текста своими словами, поэтому стремятся к дословному его воспроизведению. Это связано не только с тем, что у них маленький словарный запас, но и тем, что используемые глухими слова «инертны», «малоподвижны», застыли в определенных сочетаниях (Л.В. Занков, Д.М. Маянц). Без специального обучения речь у глухого не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении, поэтому мы пытаемся обогатить и «раздвинуть» коммуникативные навыки обучающихся.
У глухого овладение устной и письменной речью может идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для глухого некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.
Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий, неправильный выбор слов, искажение звукового состава слова, ошибки в сочетании слов в предложении, пропуски слов. Например: Я иду школу. Моя друг пригласил кино.
В своей работе над формированием и развитием коммуникативных навыков мы уделяем особое внимание решению коррекционно-развивающих задач обучения: обогащению словарного запаса студентов, уточнению значений известных слов, преодолению аграмматизмов и недостатков произношения, созданию условий для речевого общения, расширению речевой практики, развитию слухового восприятия и речевого слуха детей, развитию познавательной деятельности обучающихся, совершенствованию мыслительных операций, формированию интеллектуальных, организационных и учебных умений.
Основная задача развития связной (монологической) речи для глухих – научить их излагать свои мысли, чувства и желания в нескольких предложениях, а также строить развернутый монолог о своих переживаниях и впечатлениях, о просмотренном фильме, проделанной работе – обо всем, что происходит в их жизни, т.е. научить создавать текст, высказывание. Для достижения этой большой и сложной цели, учитель заранее и глубоко продумывает всю систему работ по развитию связной речи [11, С. 43].
Итак, в общей проблеме обучения связной речи глухих учащихся выделяют три аспекта: 1) обучение восприятию и пониманию связного текста; 2) использование текста как методического средства для формирования (коррекции) тех или иных сторон речевой деятельности глухих учащихся; 3) обучение продуцированию, порождению текста, имея в виду связную монологическую речь как предмет, цель обучения. Мы осуществляем работу по развитию речи глухих студентов на основе взаимодействия и единого функционирования элементов различных уровней языковой системы – фонетического, словообразовательного, лексического и грамматического.
Таким образом, связная речь в рамках обучения русскому языку в системе СПО является одновременно и целью обучения, и средством расширения словарного запаса, средством формирования структурных элементов языка более высокого уровня (словосочетаний, предложений, фрагментов текста). Из этого также вытекает важное положение о том, что овладеть закономерностями употребления слов, структурой предложения и средствами связи между ними можно, лишь практически их используя в связных высказываниях [12, С. 422 – 423].
Все выше описанные направления по развитию связной речи у учащихся с ограниченными возможностями очень хорошо «актуализируются» и «отшлифовываются» на уроках написания изложения.
Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии. В основе изложений лежит подражание языку. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление.
В процессе работы над текстом обучающиеся учатся анализировать, синтезировать, выделять главное. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение. Задача студента при написании изложения состоит в том, чтобы логически последовательно, своими словами, без искажения смысла передать содержание прочитанного, используя новые слова и образные выражения из текста [10, С. 15 – 18].
Изложение используется не только с целью и развитием связной речи, но и для формирования навыков чтения с губ и слухо-зрительного восприятия.
Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствуются навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств, в соответствии с задачей и условиями общения.
В своей педагогической работе уроки изложений с вариантами дополнений нами проводятся по следующему плану:
Проблема накопления словаря с дальнейшим использованием его в различных формах речи глухими учащимися (устной и письменной), очень остро ощущается в современной образовательной парадигме.
Итак, в освоении письменной и устной речи у обучающихся с нарушениями слуха имеется целый ряд физических и психологических проблем, осложняющих процесс обучения. Глухие учащиеся испытывают трудности в понимании текстов. Справиться с этими проблемами обучающиеся могут только с помощью педагога. Анализ и воспроизведение текста успешнее проводят те учащиеся, чей уровень речевого и общего развития выше. Преподавателю необходимо формировать словесную речь глухих детей в единстве с развитием словесно-логического мышления. При этом важно грамотно использовать методы и приемы обучения.
На понимание текста задачи влияет ряд факторов:
а) степень близости содержания текста к имеющемуся у глухого школьника жизненному опыту и знаниям.
б) знание глухими детьми значений слов, входящих в состав предложений.
в) характер связей, объединяющих отдельные слова в предложения, предложения – в абзацы, абзацы – в рассказ.
г) композиционно-стилистические особенности текста [12, С. 422].
Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, техникум дает возможность сделать их равноправными членами общества, адаптироваться в нем. Приведем пример из нашей педагогической практики работы с глухими студентами: студентка группы 2-12 Губанова И. принимала участие в XX региональной научно-практической конференции старшеклассников и студентов (март 2015 г.) по направлению «Педагогика. Психология» со статьей «Основные критерии сформированности нравственной культуры подростков (на материале уроков литературы)» (сертификат), студентка группы 2-12 Червакова Е. принимала участие в недели русского языка и литературы на уровне ОУ в конкурсе «Чтецов» (май 2015 г.) и заняла 1 место, студент гр. 2-20 Черныщов Д. принимал заочное участие во всероссийском конкурсе «Научная лаборатория» со статьей «Ведущие философские концепции формирования нравственной культуры (на примере уроков гуманитарного цикла)», диплом 3-е место (май 2015).
Овладевая языком, обучающийся с ограниченными возможностями приобретает средство познания всех культурных ценностей своего народа. Глухой, овладев словесной речью, может вступать в более широкие и разнообразные связи с людьми, с обществом, может продолжать образование и совершенствовать свои знания.
Для успешного обучения глухого языку, развития его речи необходима совокупность условий, которые, с одной стороны, способствуют развитию у глухого желания пользоваться словесной речью, а с другой – обеспечивают практику в ней, закрепление полученных в классе знаний и навыков по русскому языку – это есть речевой режим. Без него успехов не будет.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.