Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках производственного обучения в группе коррекции

17.06.2015 251 305
Подшивалова Надежда Ивановна, мастер п/о

Шурупова Светлана Николаевна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Творческое отношение к труду, развитие логического мышления, анализ собственной деятельности, оценка качества выполняемых работ, развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие коммуникативности

 - задачи активизации учащихся в процессе производственного обучения.

Активизация обучающихся в процессе производственного обучения способствует самостоятельному и творческому выполнению ими под руководством мастера учебно-производственных работ, направленному на успешное овладение профессией. Сам процесс производственного обучения заставляет учащихся быть активными. Содержание производственного обучения способствует сознательному применению теоретических знаний при выполнении учащимися практических работ. Успех практической подготовки учащихся, активизация их в процессе обучения зависит от характера учебного материала, конкретных дидактических целей, а также выбора методов.

Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в социальной адаптации лиц, окончивших коррекционные образовательные учреждения VIII вида. Наиболее острая проблема подготовки к жизни и труду учащихся с нарушением интеллекта.

Мышление учащихся с нарушением интеллекта развивается по тем же законам, что и в норме. У них формируются такие же, как и у учеников с нормальным интеллектуальным развитием. Виды мышления (наглядно-образное, наглядно - действенное и словесно-логическое), действия (предметные, образные, умственные), операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) и формы (понятия, суждения, умозаключения). Однако мыслительная деятельность у таких учеников развивается значительно медленнее и в более поздние сроки. Образовательная (усвоение знаний, умений, навыков) и воспитательная функции способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся включающей учащихся в учебную деятельность, которая способствует их развитию. К основным составляющим такой деятельности относится:

  • непонимание учащимися учебного материала;
  • непосредственная связь теоретических знаний с практической работой;
  • развитие самостоятельности учащихся в выполнении учебных заданий и умение контролировать их результаты;
  • формирование положительных моментов учения.

Учащиеся испытывают затруднения в осуществлении мыслительных действий необходимых для решения учебных задач. Их мышлению свойственна тугоподвижность.

Мыслительные операции протекают у учащихся своеобразно. Наблюдается фрагментарность анализа, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или наоборот ограничение оснований для обобщений.

Ученики коррекционных групп недостаточно критично относятся к результатам своей мыслительной деятельности и далеко не всегда стремятся себя проверить. Они не выражают желания самостоятельно их улучшить. В этом немалую роль играет ограниченность знаний и интересов учащихся, а также пассивность, сниженная мотивация, равнодушное отношение к выполненному заданию.

Вместе с тем, все учащиеся с нарушением интеллекта могут адекватно оценить результат своей мыслительной деятельности в том случае, если ими решаются доступные по содержанию, не очень сложные проблемные задачи.

На уроках производственного обучения использую различные методы активизации учащихся:

- словесно- наглядные;

- словесно- демонстрационные;

- практические.

Моя задача, как мастера производственного обучения, состоит в том, чтобы с основной формой обучения - уроком - шире практиковать и использовать разные формы (индивидуальную, фронтально- групповую)  и средства обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся. Следует учитывать также, что познавательная деятельность учащихся развивается и совершенствуется в процессе обучения. В соответствии с этим  усложняю содержание и формы самостоятельной работы учащихся на уроках производственного обучения.

Активизация познавательной деятельности учащихся начинает  происходить в процессе обучения и от навыков работы с книгой. Это первоначальные навыки работы с книгой должны получить дальнейшее развитие в процессе обучения, они получают обобщенные навыки и умения проводить аналогии, устанавливать ассоциации, различать черты общего к частным. Эффективность этого приема активизации познавательной деятельности учащихся обусловлена тем, что умозаключения по аналогии облегчают переход от известного к неизвестному и составляют непременную часть творческого мышления.

Учащиеся с помощью упражнений приобретают навыки выполнения определенных видов работ по оштукатуриванию различных поверхностей от простого к сложному. При разработке дидактического материала выдерживаю принцип от простого к сложному, доступность и посильность выполнения, учитываю индивидуальные особенности учащихся. Карточки составляю с целью развития у студентов  логического мышления и с учетом межпредметных связей.

Наглядные пособия, применяемые в условиях практического обучения, выполняют две функции: при объяснении нового материала являются основным источником знаний; используются со специальной целью как вспомогательный материал.

Письменное инструктирование обеспечивает наиболее широкие возможности использования его как средства для управления самостоятельной деятельностью студентов, являющееся дополнительным источником словесной информации, позволяет сохранить  инструкцию в течение всего периода обучения и, следовательно, создает возможность повторного обращения обучающихся  к ней для получения тех или иных дополнительных сведений. Важным качеством письменной инструкции  является и то, что она позволяет передать информацию о том, что и как должен делать студент, выполняя задание. Следовательно,  те студенты, которые могут самостоятельно работать с инструкционными картами, не ждут объяснения мастера, так же с помощью инструкционной карты можно проверить правильность выполнения задания другими студентами, т.е. осуществить взаимоконтроль. Инструкционные карты развивают у студентов навыки чтения и способствуют  усвоению предлагаемого материала.

Карточки - задания с рисунками помогают развивать зрительную память  при выборе инструментов и правильно использовать в последовательности подготовки поверхности. Выполнение  подобного задания подготавливают  студентов к сознательному, активному усвоению и способствуют более глубокому осмыслению при выполнении практических заданий. Использование карточек - заданий позволяет варьировать методические приемы в проведении вводного инструктажа для активизации студентов.

Карточки контроля служат для выработки навыков контроля, самоконтроля, самостоятельности в работе. Анализ качества выполненных работ и определение причин брака самими студентами активизирует их и способствует формированию технического мышления. Проводя контроль, студенты мысленно воспроизводят анализ своих действий.

Карты контроля помогают студенты самостоятельно проверить качество выполненной работы или не допустить ошибки в технологической последовательности.

На уроках используются задания «Полубуквы». Дописав их, студенты смогут постепенно запомнить терминологию. Задание «Книжная полка» применяется на этапе изучения терминологии и  способствует закреплению знаний «Анаграммы» выдаются на занятиях для  закрепления знаний и способствуют развитию логического мышления.

Задание «Путаница» является элементом игры и развивает внимательность студентов.

Для контроля знаний студентов применяются карты программированного  опроса с графическим изображением, где студенты находят правильный    ответ и соответственно расставляют цифры. Обязательным условием развития познавательной активности студентов  в условиях программированного опроса является индивидуализация обучения, предоставление студентам  возможности самостоятельно выполнять предлагаемые задания в свойственном им темпе, обеспечивающем сознательное усвоение материала.

Для фронтального опроса используются «диктанты» составленные на определенные темы или разделы.

Карточки - подсказки используются для предупреждения дефектов в работе.

Для развития внимательности разработаны карточки «Шифровки», «Ребусы».  Эти задания пробуждают и повышают интерес к урокам производственного обучения и помогают усваивать материал. Работа  с ребусами может быть как индивидуальной так и микрогруппой ( 2-3 человека) и в том и другом случае может быть введен принцип соревновательности: кто расшифрует ребус первым и правильно, тот получает оценку «отлично». Прежде чем вводить самостоятельную работу с ребусами, необходимо выявить, умеют ли студенты работать с ними и при необходимости инструктаж, например, даю информацию, когда не существовало письменности, люди передавали информацию с помощью рисунков. Рисуночное письмо- это первый шаг к букве и созданию письменности.

Ребус- это загаданное в картинках слово, загадка, состоящая в том, что в место слов в нем поставлены знаки, фигуры, нарисованные предметы, названия которых надо отгадать. При отгадывании ребусов надо знать условности: иногда перед знаком или нарисованным предметом стоит одна или две кавычки. Это значит, что в слове, которое надо назвать по знаку или рисунку, необходимо отбросить одну или две первые буквы. Если предмет нарисован в перевернутом виде это значит- слово надо читать с конца. Применяя ребусы для проверки усвоения определенного круга понятий и терминов, полезно выдавать вместе с карточками- ребусами  памятки с правилами их разгадывания. Такой  вид работы развивает смекалку, логическое мышление, способствует более прочному усвоению терминологии.

На уроках производственного обучения могут быть использованы познавательные игры, составленные с учетом знаний учащихся. В соответствии с выбранной целью, с целью повторения или закрепления материала можно использовать игры - загадки, которые могут быть представлены в виде:

- игры «Ромашка».

- игры «Светофор».

Игра «Ромашка» может проводиться 2-3 учащимися. Вызвать к доске участников игры и по сигналу начинают вытягивать лепестки, ответы записывать на доске, номеруя. Когда лепестки закончатся, учащиеся вслух зачитывают вопросы, группа проверяет их правильность записи на доске. Таким образом,  задействована вся группа.

Кроссворды как дидактическая интеллектуальная игра хороши тем, что развивают умственные способности, концентрацию внимания, активизируют память, процессы самообразования. В учебном процессе кроссворды применяю для проверки качества усвоения знаний, для привлечения и поддержания внимания, обучающихся в процессе изложения нового материала, а также ранее пройденного, как основы понимания новой темы.

Разгадывая кроссворд, студенты вынужден вспомнить существенные признаки и характеристики изученных явлений технологических процессов, предметов. Как занимательная форма проверки знаний кроссворды способствуют повышению учебной мотивации, интереса к изучаемой профессии. Кроссворды применяю для индивидуальной работы, в целях проверки усвоения знаний, для работы в микрогруппах.

Разработанные и апробированные дидактические материалы подтвердили свою эффективность. Выпустив две группы, проанализировав, пришла к выводу, что активизация студентов, заключается:

-в многообразии методических приемов изучения и закрепления нового учебного материала;

-в использовании разносторонних средств наглядности;

-в самостоятельной работе студентов.

Такие методы активизируют деятельность студентов на уроке, развивают самостоятельность, ответственность, мышление, внимательность, наблюдательность, устойчивые практические навыки при выполнении практических работ. Идет  не только освоение профессии, но и максимальное закрепление уже имеющихся навыков, адаптация студентов в техникуме, в рабочем коллективе, в обществе.

Результат обучения с применением элементов игры непосредственно влияет на повышение уровня усвоения знаний, умений на уроках производственного обучения. Игра облегчает сложный и трудный процесс овладения студентами коррекционной группы,   знаниями, умениями и навыками труда; удовлетворяют потребность в увлекательной деятельности; обеспечивают устойчивую добровольную дисциплину, она формирует заинтересованность в коллективных делах.

По результатам наблюдений можно сделать вывод, что те студенты, которые пришли учиться по желанию, добиваются хороших результатов и готовы к концу первого курса обучения работать и жить в обществе самостоятельно. 

Список литературы

  1. Кибирева, Г.М. Дидактический материал по спецтехнологии по профессии «Штукатур» [Текст]:дидактический материал / Г.М.Кибирева. - М.:ИРПО,2006.-85с.
  2. 2.Кулинова, Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта [Текст]: методическое пособие / Г.П.Кулинова.-М.:Аркти,2006.-104с.
  3. 3.Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения  [Текст] : учебное пособие /Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова.- М.: Академия,2006.-175с 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*