Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Слагаемые развивающего обучения на уроках производственного обучения в группах ОВЗ

17.06.2015 122 150
Писанова Ольга Николаевна, мастер производственного обучения

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Современные требования к выпускникам начального профессионального образования из числа групп ОВЗ такие же как и ко всем другим.

Уметь самостоятельно приобретать знания для решения на практике поступающих проблем в жизни, труде. Уметь работать с информацией, критически мыслить, быть достаточно коммуникабельным и ответственным.

Уровень притязаний может быть разным, но состоятся как профессионал вполне возможно, и быть успешным тоже.

Образовательная деятельность в подобных группах имеет свою специфику и подходы. Обучаются в них малоспособные подростки с задержкой развития, гиперактивные, с ограниченными возможностями здоровья и дивиантным поведением.

Одни читают по слогам, другие не умеют писать, третьи не справляются с простейшими арифметическими действиями, а есть и такие кто говорит с трудом, либо не отдают отчет принятым решениям, слабая логика и плохая память не редкость.

Именно эти особенности, психофизические возможности обучающихся и необходимо учитывать в индивидуальных подходах.

Не менее важным является – эмоциональное состояние ученика, на что обычно мало обращают внимание.

Но именно эмпатические подходы доминируют и определяют успешность каждого из обучающихся в усвоении знаний, умений, приемов на каждом конкретном уроке производственного обучения.

Из шести базовых (по Полу Экману) состояний и чувств приемлимыми на уроках считаю удивление с любопытством и радость.

Наряду с решением образовательных задач по ходу урока, и просто как мастер группы, ежедневно в отношении каждого их них и вместе с ними, решаю проблемы разного порядка, влияющие на их настроение – эмоциональное состояние, одновременно выстраиваю доверительные отношения.

Укрепляется и повышается взаимная ответственность меня как мастера и каждого ученика, группы в целом. От этого зависит эффективность и результативность Развивающего обучения.

Подростки перечисленных категорий во многом очень уязвимы-отмахнуться здесь нельзя, иначе обязательно будут провалы в дисциплине и в обучении.

Работа с ними состоит не в приспособлении целей и содержания производственного обучения к отдельному ученику, а в применении форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, характеру обучающихся для достижения необходимого уровня знаний, умений, профессионализма в целом.

На первых порах, по понятным причинам, усвоение, закрепление учебного материала им дается с трудом.

Именно поэтому решающим здесь считаю Развивающее обучение с системой повторений для устойчивого закрепления знаний, умений, приемов.

Многоразовые упражнения и тренинг во всем, доведение учебного труда до необходимого уровня мастерства.

Учебная подготовка к новому уроку производственного обучения, к освоению новых тем каждого из учеников должна быть такой, чтобы умений, навыков, опыта было достаточным для перевода знаний ученика из зоны ближайшего развития в зону актуального развития, что позволяло бы им осваивать новые приемы технологических операций, решая проблемные ситуации, приобретать новые знания.

Если этого не происходит, значит ученик недостаточно подготовлен, не владеет необходимыми знаниями и умениями, и я как мастер должна помочь ему, и додать нужные знания. Отработать приемы. Устранить причины, мешающие освоению нового.

Не делать за него, а умело направлять и корректировать его учебную деятельность на самостоятельное решение им проблемных заданий и ситуаций.

Организовывать его на поиск правильных решений, тем самым создавая условия и связи развивающего обучения.

Задача состоит в том, чтобы ученики сами вырабатывали оптимальный алгоритм своих действий. В результате получаем если не точный ответ, то очень близкий к нему.

В итоге достигаем цели самостоятельного развития обучающихся, а знания, умения, полученные практическим путем самые запоминаемые и достаточно легко воспроизводимые. Дальнейший тренинг укрепляет их до автоматизма на пути к мастерству.

Развивающее обучение, его содержание проходит через весь урок производственного обучения –его составные части: водный инструктаж, текущий и заключительный.

Из многолетней практики и опыта работы с данной категорией обучающихся сложилась методика развивающего обучения, которая состоит из своих слагаемых и ряда требований к организации и проведению уроков п/о, а именно:

-учебная информация не должна быть избыточной подкрепляться примерами из жизни;

-как можно чаще использовать наглядный материал, плакаты, схемы, интеллект-карты;

-обучение от простого к сложному;

-сложные операции разбивать на простые с использованием пошаговых технологий;

-объем заданий выдавать индивидуально посильные;

-малейший положительный результат или усилия ученика поощрять;

-на личном примере с наглядной демонстрацией показывать и доказывать доступность приемов для них;

-управлять учебным процессом так, чтобы они работали самостоятельно, решали проблемные, но посильные задания, определяли собственные ошибки, упущения и исправляли их;

-умений, навыков, знаний и опыта должно быть достаточным для освоения новых знаний, приемов технологических операций, решения проблемных и тестовых заданий.

-сами тестовые задания желательно наглядно-практического вида и содержания.

Совершенствуя методику работы, использую видеоинтерактивный метод, когда на показ без аудио-сопровождения учебного видеоролика ученики быстро реагируют комментариями и ответами, закрепляя для себя учебный материал, при необходимости используется фиксация изображения.

Метод инновационен по сравнению с простым показом учебного фильма.

При этом методе по ходу видеоряда можно организовать наводящими вопросами брейнсторминг учеников, когда опрашиваемые оперативно определяют вид работы, технологический процесс, предугадывают последующую операцию, материал, инструмент и т.д. Мастер оценивает и корректирует ответы.

Интерактивный метод кажется простым, но именно при его использовании активизируется и развивается память, мышление, реакция.

Он дает возможность ученику проявить себя, вырабатывается навык высказывать свои мысли, что для ОВЗ обучающихся приобретает чуть ли не первостепенное значение и важность.

У них развиваются вербальные, интуитивные способности, улучшается контактность, коммуникабельность, необходимые в их дальнейшей социализации.

Метод можно использовать как контрольно-проверочный и в индивидуальной работе.

В любом случае у учеников он вызывает живой интерес, повышает их познавательную активность и как следствие всегда положительный результат - успешное закрепление учебного материала.

На это же направлена проводимые конкурсы профмастерства внутри учебной группы, но при этом имеются свои особенности:

- характер конкурса учебно-практический

- критерии оценки должны быть простыми и доступными в понимании конкурсантами, как на обычном уроке

- все требования к заданию должны быть знакомы им прежде уже выполнились ими.

- участники вправе сравнивать, видеть, как выполняют задание другие, что только улучшает соревновательность

- всем разрешено пользоваться модулями пошаговых технологий

- при нарушении условий конкурса участники от конкурса не отстраняются, а поведение и выполнение задания их доброжелательно корректируется мастером п/о

- выдача задания по теоретическим знаниям производится при равенстве набранных балов конкурсантами на практическом задании

- теоретические задания только по теме конкурса

- результаты и итоги конкурса обосновываются, упущения и ошибки оглашаются обязательно после того, как самим конкурсантам было предложено определить их.

Наряду с такими преимуществами практического конкурса профмастерства как простота, доступность минимум затрат он вызывает резкий рост интереса к профессии у обучающихся.

Применим, как для проверки уровня освоения отдельных технологических операций, так и всего уровня подготовки.

Эффективно мобилизует слабоуспевающих к результативному производственному обучению.  

Повышают заинтересованность учеников и эффективность развивающего обучения, игровые моменты «Инструктор», «Контролер», мини- викторины, патриотические настрои-десятиминутки о героических и примечательных местах, лучших людях города, познавательные фильмы по архитектуре и строительству, внутригрупповые конкурсы профмастерства, в поддержку Черкасовского движения-ремонтно-отделочные работы помещений техникума, участие в «Неделях профессий» и другое мотивирует и мобилизует обучающихся с ОВЗ на успешное овладение профессий.

Список литературы

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, Москва 1998г., с. 270
  2. Каунов А.М. Технология Модульно-рейтинговая концепция. Волгоград 2007г., с. 192
  3. Клоков И.В. Пошаговый евроремонт Питер 2009г., с. 271



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*