Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Система воспитательной работы студентов с ОВЗ

17.06.2015 4416 7891
Наконечная Татьяна Николаевна, заместитель директора по УВР

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

На современном этапе развития системы образования повысилось внимание к проблемам воспитания молодежи.

Сегодня в изменяющихся социально-экономических условиях важно активизировать поиск эффективных путей социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они составляют особую социальную группу, испытывая значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности в силу имеющихся особенностей.

Необходимо создать оптимальные условия для безбарьерной среды и успешной адаптации студентов с ОВЗ к новой системе обучения.

Особенностью организации воспитательного процесса в ГБОУ СПО "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов" является обучение и воспитание студентов с ОВЗ (слабослышащие, глухие) и слушателей по программам профессиональной подготовки (выпускники коррекционных школ – интернатов VIII вида).

Определяющим документом организации воспитательной работы в техникуме является Концепция воспитательной работы со студентами, по которой ведется систематизированный и целенаправленный воспитательный процесс.

На основе Концепции разработана Программа развития воспитания студентов, которая определяет основные цели и задачи воспитания, содержание и основные пути развития воспитательной деятельности техникума.

Общая цель воспитания студентов в техникуме:

развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, гражданственностью.

Главной  задачей воспитательной работы со студентами с ОВЗ является  реализация индивидуальных и творческих интересов личности, активизация самостоятельности студентов с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе, формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, формирование ценностного отношения к выбранной профессии, формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству.

Для выполнения поставленных задач  разработаны и реализуются программы и подпрограммы:

- Программа "Шаг за шагом" (направленная на адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)

- Программа коррекции агрессивного поведения подростков

- Программа профилактики правонарушений

- Программа "Тренинг толерантности" (развитие толерантности в подростковом возрасте под девизом: "Россия объединяет людей")

- Профилактическая развивающая программа – "Береги здоровье  смолоду"

(формирование системы знаний и навыков здорового образа жизни у обучающихся и студентов техникума)

- Программа "Развитие и формирование нравственных качеств у обучающихся на основе активных форм и методов воспитания"

- Программа "Подготовка с семейной жизни и сознательному родительству"

Для реализации поставленных целей и задач в техникуме разработана система планирования:

- Календарный план воспитательной работы

- План работы психолого – педагогической комиссии

- План работы совета по профилактике правонарушений

- План работы педагога-психолога

- План работы педагога-психолога с детьми-сиротами

- План работы библиотеки

- План совместной работы с учреждениями по профилактической работе с подростками

- План работы социального педагога

- План совместных мероприятий с правоохранительными органами Кировского района

- План воспитательной работы общежития

- Календарь физкультурных и спортивно-массовых мероприятий

Заключены договоры с социальными центрами профилактики: центром профилактики в Кировском районе г. Волгограда "Выбор",  "Волгоградским ППМС – центром, государственным казенным учреждением социального обслуживания "Кировский центр психолого-педагогической помощи населению".

К каждому студенту с ОВЗ необходимо найти свой индивидуальный подход, помочь решить возникающие проблемы, помочь преодолеть трудности, как во время учебного процесса, так и в свободное время, с этой целью создана и работает социально-психологическая служба.

В состав службы входят:

  • Руководитель: зам. директора по УВР
  • Педагог-психолог
  • Социальный педагог
  • Библиотекарь
  • Воспитатели

Главные задачи социально-психологической службы:

  1. обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития обучающихся техникума;
  2. обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся;
  3. психолого-педагогическая диагностика обучающихся;
  4. осуществление индивидуально ориентированной психологической и социальной помощи обучающимся, с учетом их индивидуальных особенностей и социального статуса: сироты или обучающимся с ОВЗ, а также инвалидов по слуху;
  5. защита и охрана прав ребёнка и семьи, представление интересов обучающегося в государственных и общественных организациях ( комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по профилактике правонарушений, в отделах опеки и т. д.), а также оказание правовой помощи которая позволяет решать проблему преодоление межведомственных барьеров, реально осуществлять защиту и охрану прав детей-сирот, своевременно выявляя и предупреждая правонарушения, конфликтные ситуации
  6. разработка методических рекомендаций по отдельным проблемам деятельности специалистов служб ОУ; оказание консультативной помощи администрации, педагогам, специалистам служб, родителям и лицам их заменяющими по вопросам воспитания и обучения студентов

Разработана модель сопровождения студентов с ОВЗ

Субъекты

Задачи

Мастер п/о

обеспечение качественной профессиональной подготовки в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями здоровья, осуществление контроля за деятельностью студентов во время учебно-воспитательного процесса

Классный руководитель

создание благоприятных условий для развития свободного и полного раскрытия творческих способностей студентов

Социально-психологическая служба

обеспечение психолого-педагогических условий для личностного развития каждого студента, социальная поддержка студентов, оказание помощи подросткам с девиантным поведением, социально-психологическое сопровождение на весь период обучения.

Воспитание целостной личности обладающей активной жизненной позицией

Сурдопереводчик

сопровождение студентов во время учебно-воспитательного процесса, внеклассных мероприятий, сопровождение студентов во внеурочное время

Воспитатель общежития

осуществление контроля за деятельностью студентов с ОВЗ проживающих в общежитии в вечернее и ночное время

 

Социальные партнеры

проведение мероприятий согласно совместных планов работы, оказание бесплатной помощи студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации

Основные направления воспитательной работы: социально-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

В воспитательной системе техникума используются три ступени общетехникумовских форм организации воспитательной деятельности:

первая ступень – массовые мероприятия.

В качестве традиционных, проводятся следующие мероприятия:

- "День знаний"

- общетехникумовские линейки

- День здоровья

- игра "Что? Где? Когда?" между студентами и педагогами

- День учителя

- Новогодний праздник

- Спортивный праздник "А ну-ка парни"

- "Международный женский день"

-  Мероприятия, посвященные Дню Победы

- Выпускные мероприятия ("Последний звонок", вручение дипломов)

вторая ступень – групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива учебных групп.

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Это гибкая форма воспитательного взаимодействия и форма общения классного руководителя и его воспитанников. Классные руководители выбирают разные формы его проведения для создания, укрепления и сплочения коллектива. Для выбора тем и содержания классного часа учитываются нравственные представления и интересы обучающихся/студентов.

В группах имеются планы воспитательной работы, которые планируется с учетом месячного плана воспитательной работы с указанием конкретных мероприятий, дат, ответственных за проведение мероприятий, дневники педагогических наблюдений.

Во всех кабинетах, за которыми закреплены группы, есть уголок группы, где вывешивается информация о жизни группы, ее успехи.

Главная задача педагога – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для  всех членов коллектива.

Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между студентами, формирование у них коммуникативных умений.

третья ступень – индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:

- индивидуальная работа студентов с заместителем директора по УВР, педагогом-психологом, социальным педагогом, индивидуальное консультирование классными руководителями студентов по вопросам организации учебно-познавательной деятельности в рамках учебного курса;

- работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством мастера, преподавателя.

Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать студента, открыть его таланты, расположить к себе, завоевать доверие.

Для обеспечения занятости студентов во внеурочное время, в техникуме работают спортивные секции «Мини-футбол», «Настольный теннис», "Здоровый образ", проводятся спортивные праздники.

Работает театральная студия «Резонанс», где студенты обучаются сценическому искусству, художественному слову, вокалу.

Студенты с ОВЗ принимают активное участие во всех мероприятиях которые проводятся в техникуме,  в олимпиадах, конкурсах, художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях.

Ни одно спортивное соревнование или мероприятие в техникуме не проходит без участия студентов групп ВОГ.

Сборная команда девушек заняла в 2014 г. – 3 место, в 2015 г. -  первое место по мини-футболу в открытом первенстве Волгограда среди обучающихся государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и третье место по настольному тениссу.

Студенты участвовали в легкоатлетическом пробеге, посвященном 70-й годовщине Победы в ВОВ – команда техникума заняла 3 место.

 Принимали участие в  Военно-историческом, легкоатлетическом фестивале, посвященном Победе в Сталинградской битве и подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Студенты с нарушением слуха принимают участие во Всероссийских спортивных соревнованиях, являются победителями и призерами соревнований по пулевой стрельбе, футболу.

В марте 2014 г. студенты побывали на Паралимпийских играх в г. Сочи где болели за наших спортсменов.

Студенты 2 курса в 2014 - 2015 учебном году награждены дипломами победителей 1 степени Всероссийского дистанционного конкурса рисунков "Отечества достойные сыны":

В техникуме создана и работает театральная студия "Резонанс". Активными участниками студии являются студенты с ОВЗ.

Подготовлены и проведены мероприятия ко Дню Знаний, ко Дню учителя, Новому году, 72 годовщине Сталинградской битвы, 23 февраля, к 8 Марта, к 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

Участники театральной студии «Резонанс» принимали участие. в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности «Я вхожу в мир искусств».

Студенты посещают музеи, выставки, по приглашению Волгоградской епархии Храм Святого Пророка Иоанна Предтечи посетили Свято Вознесенского Дубовский женский монастырь на престольный праздник Вознесения Господня.

Участвуют совместно с депутатами в городских субботниках по уборке территории города, принимали участие во Всероссийской акции "Чистый берег.

Две студентки 2 курса по профессии "Портной" являются именными стипендиатами Правительства Волгоградской области.

Студенты групп ВОГ являются отличниками в учебе, каждый имеет свое увлечение – рисуют, вышивают, поют, танцуют, вместе отдыхают.

В феврале побывали в Волгоградском институте бизнеса на Ассамблеи отличников.

Педагогический коллектив старается, чтобы студенты вышли из стен техникума настоящими гражданами, получили профессию и были настоящими специалистами и гражданами своей страны.

Список литературы

  1. Иванова Г.П., Шакирова Э.Ф. Методика формирования социальной активности студентов педагогического колледжа. – М: МГПУ, 2009.
  2. Колсникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высш. учебн. заведений. – М.: Академия, 2007. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*