Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНа современном этапе развития системы образования повысилось внимание к проблемам воспитания молодежи.
Сегодня в изменяющихся социально-экономических условиях важно активизировать поиск эффективных путей социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как они составляют особую социальную группу, испытывая значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности в силу имеющихся особенностей.
Необходимо создать оптимальные условия для безбарьерной среды и успешной адаптации студентов с ОВЗ к новой системе обучения.
Особенностью организации воспитательного процесса в ГБОУ СПО "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов" является обучение и воспитание студентов с ОВЗ (слабослышащие, глухие) и слушателей по программам профессиональной подготовки (выпускники коррекционных школ – интернатов VIII вида).
Определяющим документом организации воспитательной работы в техникуме является Концепция воспитательной работы со студентами, по которой ведется систематизированный и целенаправленный воспитательный процесс.
На основе Концепции разработана Программа развития воспитания студентов, которая определяет основные цели и задачи воспитания, содержание и основные пути развития воспитательной деятельности техникума.
Общая цель воспитания студентов в техникуме:
развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, гражданственностью.
Главной задачей воспитательной работы со студентами с ОВЗ является реализация индивидуальных и творческих интересов личности, активизация самостоятельности студентов с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе, формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, формирование ценностного отношения к выбранной профессии, формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству.
Для выполнения поставленных задач разработаны и реализуются программы и подпрограммы:
- Программа "Шаг за шагом" (направленная на адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
- Программа коррекции агрессивного поведения подростков
- Программа профилактики правонарушений
- Программа "Тренинг толерантности" (развитие толерантности в подростковом возрасте под девизом: "Россия объединяет людей")
- Профилактическая развивающая программа – "Береги здоровье смолоду"
(формирование системы знаний и навыков здорового образа жизни у обучающихся и студентов техникума)
- Программа "Развитие и формирование нравственных качеств у обучающихся на основе активных форм и методов воспитания"
- Программа "Подготовка с семейной жизни и сознательному родительству"
Для реализации поставленных целей и задач в техникуме разработана система планирования:
- Календарный план воспитательной работы
- План работы психолого – педагогической комиссии
- План работы совета по профилактике правонарушений
- План работы педагога-психолога
- План работы педагога-психолога с детьми-сиротами
- План работы библиотеки
- План совместной работы с учреждениями по профилактической работе с подростками
- План работы социального педагога
- План совместных мероприятий с правоохранительными органами Кировского района
- План воспитательной работы общежития
- Календарь физкультурных и спортивно-массовых мероприятий
Заключены договоры с социальными центрами профилактики: центром профилактики в Кировском районе г. Волгограда "Выбор", "Волгоградским ППМС – центром, государственным казенным учреждением социального обслуживания "Кировский центр психолого-педагогической помощи населению".
К каждому студенту с ОВЗ необходимо найти свой индивидуальный подход, помочь решить возникающие проблемы, помочь преодолеть трудности, как во время учебного процесса, так и в свободное время, с этой целью создана и работает социально-психологическая служба.
В состав службы входят:
Главные задачи социально-психологической службы:
Разработана модель сопровождения студентов с ОВЗ
Субъекты |
Задачи |
Мастер п/о |
обеспечение качественной профессиональной подготовки в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями здоровья, осуществление контроля за деятельностью студентов во время учебно-воспитательного процесса |
Классный руководитель |
создание благоприятных условий для развития свободного и полного раскрытия творческих способностей студентов |
Социально-психологическая служба |
обеспечение психолого-педагогических условий для личностного развития каждого студента, социальная поддержка студентов, оказание помощи подросткам с девиантным поведением, социально-психологическое сопровождение на весь период обучения. Воспитание целостной личности обладающей активной жизненной позицией |
Сурдопереводчик |
сопровождение студентов во время учебно-воспитательного процесса, внеклассных мероприятий, сопровождение студентов во внеурочное время |
Воспитатель общежития |
осуществление контроля за деятельностью студентов с ОВЗ проживающих в общежитии в вечернее и ночное время
|
Социальные партнеры |
проведение мероприятий согласно совместных планов работы, оказание бесплатной помощи студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации |
Основные направления воспитательной работы: социально-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
В воспитательной системе техникума используются три ступени общетехникумовских форм организации воспитательной деятельности:
первая ступень – массовые мероприятия.
В качестве традиционных, проводятся следующие мероприятия:
- "День знаний"
- общетехникумовские линейки
- День здоровья
- игра "Что? Где? Когда?" между студентами и педагогами
- День учителя
- Новогодний праздник
- Спортивный праздник "А ну-ка парни"
- "Международный женский день"
- Мероприятия, посвященные Дню Победы
- Выпускные мероприятия ("Последний звонок", вручение дипломов)
вторая ступень – групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива учебных групп.
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Это гибкая форма воспитательного взаимодействия и форма общения классного руководителя и его воспитанников. Классные руководители выбирают разные формы его проведения для создания, укрепления и сплочения коллектива. Для выбора тем и содержания классного часа учитываются нравственные представления и интересы обучающихся/студентов.
В группах имеются планы воспитательной работы, которые планируется с учетом месячного плана воспитательной работы с указанием конкретных мероприятий, дат, ответственных за проведение мероприятий, дневники педагогических наблюдений.
Во всех кабинетах, за которыми закреплены группы, есть уголок группы, где вывешивается информация о жизни группы, ее успехи.
Главная задача педагога – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива.
Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между студентами, формирование у них коммуникативных умений.
третья ступень – индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:
- индивидуальная работа студентов с заместителем директора по УВР, педагогом-психологом, социальным педагогом, индивидуальное консультирование классными руководителями студентов по вопросам организации учебно-познавательной деятельности в рамках учебного курса;
- работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством мастера, преподавателя.
Перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать студента, открыть его таланты, расположить к себе, завоевать доверие.
Для обеспечения занятости студентов во внеурочное время, в техникуме работают спортивные секции «Мини-футбол», «Настольный теннис», "Здоровый образ", проводятся спортивные праздники.
Работает театральная студия «Резонанс», где студенты обучаются сценическому искусству, художественному слову, вокалу.
Студенты с ОВЗ принимают активное участие во всех мероприятиях которые проводятся в техникуме, в олимпиадах, конкурсах, художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях.
Ни одно спортивное соревнование или мероприятие в техникуме не проходит без участия студентов групп ВОГ.
Сборная команда девушек заняла в 2014 г. – 3 место, в 2015 г. - первое место по мини-футболу в открытом первенстве Волгограда среди обучающихся государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и третье место по настольному тениссу.
Студенты участвовали в легкоатлетическом пробеге, посвященном 70-й годовщине Победы в ВОВ – команда техникума заняла 3 место.
Принимали участие в Военно-историческом, легкоатлетическом фестивале, посвященном Победе в Сталинградской битве и подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Студенты с нарушением слуха принимают участие во Всероссийских спортивных соревнованиях, являются победителями и призерами соревнований по пулевой стрельбе, футболу.
В марте 2014 г. студенты побывали на Паралимпийских играх в г. Сочи где болели за наших спортсменов.
Студенты 2 курса в 2014 - 2015 учебном году награждены дипломами победителей 1 степени Всероссийского дистанционного конкурса рисунков "Отечества достойные сыны":
В техникуме создана и работает театральная студия "Резонанс". Активными участниками студии являются студенты с ОВЗ.
Подготовлены и проведены мероприятия ко Дню Знаний, ко Дню учителя, Новому году, 72 годовщине Сталинградской битвы, 23 февраля, к 8 Марта, к 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне.
Участники театральной студии «Резонанс» принимали участие. в областном смотре-конкурсе художественной самодеятельности «Я вхожу в мир искусств».
Студенты посещают музеи, выставки, по приглашению Волгоградской епархии Храм Святого Пророка Иоанна Предтечи посетили Свято Вознесенского Дубовский женский монастырь на престольный праздник Вознесения Господня.
Участвуют совместно с депутатами в городских субботниках по уборке территории города, принимали участие во Всероссийской акции "Чистый берег.
Две студентки 2 курса по профессии "Портной" являются именными стипендиатами Правительства Волгоградской области.
Студенты групп ВОГ являются отличниками в учебе, каждый имеет свое увлечение – рисуют, вышивают, поют, танцуют, вместе отдыхают.
В феврале побывали в Волгоградском институте бизнеса на Ассамблеи отличников.
Педагогический коллектив старается, чтобы студенты вышли из стен техникума настоящими гражданами, получили профессию и были настоящими специалистами и гражданами своей страны.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.