Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мастер-класс «Применение интегральной образовательной технологии на уроках химии как основа формирования доступной среды для студентов ОВЗ (с нарушением слуху и речи) по профессии «Портной»

17.06.2015 260 345
Максимова Вера Ивановна
Максимова Вера Ивановна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Цель мастер - класса: способствовать повышению профессионального уровня и обмену опытом между участниками мастер - класса, расширению кругозора и приобщению к новейшим педагогическим технологиям.

Задачи мастер - класса:

- передать свой опыт участникам мастер - класса путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка участниками методических подходов и приемов реализации интегральной технологии;

- рефлексия собственного профессионального мастерства преподавателя - мастера;

- оказать помощь участникам мастер - класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер – класса участники:

- изучают разработку по теме мастер - класса;

- участвуют в обсуждении полученных результатов;

- задают вопросы, получают консультации;

- высказывают свои предложения по реализации, обсуждаемой технологии.

Структура мастер – класса:

  1. Представление педагогической концепции интегральной технологии.
  2. Представление учебного занятия
  3. Проведение имитационной игры (урока)
  4. Моделирование занятия на основе данной технологии
  5. Рефлексия

Ход мастер – класса

1. Представление  педагогической концепции технологии.

Интегральная образовательная технология разработана Вячеславом Валерьяновичем Гузеевым.

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой - либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.        

Интегральная технология обеспечивает  переход от традиционных методов обучения к новым информационным. Внедрение интегральной технологии изменило подход к обучению от трансляционного к организационному, обеспечивающему развитие студентов через деятельность по решению задач на основе самостоятельной обработке информации. Вследствие этого и сам образовательный процесс выстроился как работа с задачами, дающая простор инициативе и самостоятельной деятельности студентов.

Минимальной единицей учебного процесса в интегральной технологии является урок, в котором выделяются постоянная и переменная части.

А) Постоянная часть - блок: изучение нового материала. При изучении нового материала в начале блока внимание уделяется только общеобязательному – основному объему. Для этого элемента блока, предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать студентам материал урока. Можно использовать беседу, рассказ. Параметры блока зависят от течения процесса и чувствительности к информации обратной связи. Принцип деятельности требует, чтобы изученный обязательный материал немедленно был отработан на задачах.

Б) Переменная часть - блок: тренинг- минимум. Задачи минимального уровня планируемых результатов обучения, умение их решать отрабатываются до автоматизма. Для этого блока урока используется деятельностный подход с параллельным контролем, с комментированием. Это обеспечивает предметное и личностное развитие студентов через коммуникативную активность и групповую динамику на основе кооперативной мотивации. Имеется система непрерывной обратной связи и динамического управления процессом внутри блока, что позволяет проявлять инициативу студентам и поощрять их прогресс. В тоже время ни один из студентов, традиционно называемых «слабыми», не чувствует дискомфорта, так как все характеристики их состояния имеют временно ситуативный характер и не оглашаются.

Все приемы педагогической техники также направлены на обеспечение психологической комфортности студентов, что позволяет увеличить предметно-содержательную нагрузку их труда.

Интегральная технология обеспечивает каждому студенту право и возможность продвинуться в предмете настолько глубоко, насколько он хочет и может.

2. Представление учебного занятия

Урок по теме «Волокна» проводится в группе по профессии «Портной».    

Цель урока: изучить волокна, их свойства. Сравнить волокна с тканями в изделиях.

Задачи урока:

Образовательный аспект: изучить классификацию, свойства волокон.

Развивающий аспект: развить умения сравнивать волокна, устанавливать причинно – следственную связь: происхождение волокна – свойства ткани – цена товара.

Воспитательный аспект: организовывать собственную деятельность, чувство ответственности за свою работу.

А) Постоянная часть - блок: изучение нового материала:

Теоретическая часть урока – блок: индуктивная лекция. Активизирует мыслительную деятельность студентов, способствует к построению рассуждений, умений пользоваться источниками (опоры: учебник, рисунки, таблицы, схемы). В результате студенты самостоятельно составляют конспект  при педагогической поддержке.

Содержит:

■  мотивацию учебной деятельности через постановку проблемы: студенты выбирают экспертную группу из трех человек, которые проводят экспресс – анализ и делают заключение о составе нескольких образцов тканей.

■  актуализацию знаний: задача экспертной группы визуально, на ощупь или другими способами определить из каких волокон сделаны эти ткани. Экспертная группа проводит работу и дает заключение

■  первичное усвоение новых знаний: студенты совместно с преподавателем рассматривают рис.41 – 44 о волокнах и их происхождении. Ведется беседа, в процессе которой выясняется, что волокна различаются по происхождению. Перед студентами ставиться задача, самостоятельно составить конспект, в котором будет даны понятие «Волокна» и их классификация.

■ Первичная проверка понимания: студенты зачитывают определение, классификацию волокон, если есть ошибки, вносят корректировку понятий через обсуждение материала.

Б) Переменная часть - блок: тренинг - минимум: задачи минимального уровня планируемых результатов обучения, умение их решать отрабатываются до автоматизма. Для этого блока урока используется деятельностный подход с параллельным контролем и комментированием.

Содержит:

■ 1 этап интегрирования - знакомство с волокнами по средствам  наглядного учебного пособия. На этом этапе студенты знакомятся с образцами волокон, сравнивают их на ощупь, а также по цвету, мягкости, жесткости, пользуясь аннотацией к пособию.

■ 2 этап - интегрирование понятия органические полимеры (волокна) в предмет  материаловедение по профессии «Портной»

На этом этапе студенты сравнивают волокна наглядного пособия и образцы тканей, с которыми работают на уроках производственного обучения. Определяют сходство на уровне осязания.

■ 3 этап - интегрирование понятия  волокна через свойства ткани  в изготовление предметов одежды с учетом формирования компетенции здоровьясбережения.

На этих этапах студентам необходимо решить проблему: установить причинно – следственную связь между происхождением волокна – свойствами ткани – цены товара. Поиск решения лежит через сравнение волокон наглядного пособия, образцов тканей, готовых изделий. Определяют сходство визуально, на уровне осязания, вспрыскивают изделия водой. Используют ранее полученные знания о свойствах ткани на уроках материаловедения. В качестве образцов рассматривают фланелевую детскую пижаму и капроновые носки.

■  Студенты заносят данные в таблицу. Преподаватель оказывает помощь.

Наименование

изделия    

Ткань

Волокно

Классификация по происхождению

Свойства ткани

Предполагаемые стадии изготовления

изделия

Здоровье-

сбережение

Предполагаемая цена товара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■  Контроль усвоения материала: для закрепления материала урока студенты предлагается выполнить тест для взаимоконтроля.

■ Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия

В процессе интегрального урока для достижения поставленной цели и решения задач применяются следующие метод обучения:

♦  по внешним признакам деятельности преподавателя и студентов:

- беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения,  решение задач

♦  по источнику получения знаний:

-  словесные, наглядные,  практические (задание), практические (тренинг)

♦  по степени активности познавательной деятельности учащихся:

-  объяснительный, исследовательский, частичнопоисковый, проблемный

♦  по логичности подхода

-  индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический

В результате урока студенты имеют следующие продукты самостоятельной учебной деятельности:

- опыт экспресс – анализа с последующим выводом;

- конспект урока;

- таблица «Причинно – следственная связь: происхождение волокна – свойства ткани – цена товара»;

- результат теста.

Данный урок всегда проходит очень интересно, студентам не скучно, они очень активно выполняют учебные упражнения, инициативно подключаются к поиску решения поставленных задач, раскрепощено рассуждают, т.к. тема для них понятна и делают правильные выводы.

   В результате практически каждый студент получает высокую оценку за работу на уроке.

3. Проведение имитационной игры:

- Преподаватель-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы со студентами;

- Слушатели одновременно играют две роли: студентов учебной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

Ход имитационной игры:

Чтобы вы могли убедиться в результативности деятельностного подхода обучения при применении интегральной технологии, я предлагаю вам поиграть, а именно с имитировать урок.

При этом вы, уважаемые педагоги, будете играть две роли: студента и эксперта, при чём одновременно. И чтобы нам сразу стало интересно, я предлагаю вам провести эксперимент. Выберите 3-х любых исследователей и эксперта (эксперта желательно из портных).

Задача исследователям: перед вами образцы ткани, определите любыми доступными способами, что это за ткани и если сможете, то какие волокна являются основой для их изготовления.

Задача эксперта: дать заключение о тканях и волокнах, из которых они сделаны.

Спасибо исследователям и эксперту за работу.

Все мы любим красиво одеваться, но мы редко задумываемся над тем из чего шьют  нашу одежду и уж тем более из чего делают ткани. А ткани делают из волокон.

А волокна бывают разные. Откройте учебник на стр. 60, узнаем, какие же волокна бывают.

Обсуждение рисунков.

И так в процессе обсуждения мы выяснили, что волокна – это полимеры, которые разделяются по происхождению. Ваша задача составить конспект по учебнику. Дать определение «Волокна» и написать их классификацию.

Работают 5-7 мин.

Ну что же давайте посмотрим, что же у нас получилось: я задаю наводящий вопрос, вы даёте ответ.

Преподаватель – мастер работает с группой слушателей.

На этом теоретическая часть нашей игры окончена. Давайте обсудим, какие же методы обучения мы применяли:

♦  по внешним признакам деятельности преподавателя и студентов:

- беседа, работа с книгой, демонстрация образцов тканей, решение задач

♦  по источнику получения знаний:

-  словесные, наглядные,  практические (задание)

♦  по степени активности познавательной деятельности учащихся:

-  объяснительный, исследовательский, частично - поисковый

♦  по логичности подхода

-  индуктивный, аналитический.

Переходим к практической части нашей игры:

1 этап: перед вами учебное пособие «Волокна». Ваша задача познакомиться с ним, сравнить их на ощупь, по цвету, мягкости, жесткости, пользуясь аннотацией к пособию.

2 этап: вам даются образцы ткани. Ваша задача определить какое волокно является для него основой.

3 этап: вам предлагаются готовые изделия: детская пижама и женские носки. Ваша задача определить из какой ткани они сделаны, какое волокно является основой и предположить полезность данных тканей для здоровья человека опираясь на свой жизненный опыт.

Слушатели работают.

Вы очень хорошо поработали и сейчас, я предлагаю вам, пользуясь полученными знаниями решить проблему: определить причинно – следственную связь между происхождением волокна – свойствами ткани – ценой товара. Данные занесите в таблицу. Образцы изделий: детская пижама и женские носки.

Слушатели работают 5-7 мин.

Я хочу обратить ваше внимание на составленную вами таблицу: давайте подумаем только ли мы с интегрировали знания по химии в материаловедение портных или может быть объединили знание ещё каких – то предметов.

Обсуждение.

Т. е. мы с вами при помощи данной таблицы наглядно видим, что в процессе урока химии произошло объединение знаний предметов общеобразовательных  и профессиональных циклов.

И завершает практическую часть нашей игры – урока контрольный тест.

Ответы теста, взаимоконтроль.

Давайте обсудим, какие же методы обучения мы применяли в практической части урока:

♦  по внешним признакам деятельности преподавателя и студентов:

- упражнения,  решение задач

♦  по источнику получения знаний:

-  практические (задание, тренинг, тест)

♦  по степени активности познавательной деятельности учащихся:

-  исследовательский, частичнопоисковый, проблемный

♦  по логичности подхода

-  дедуктивный, аналитический, синтетический.

Данный комплекс методов обучения по интегральной технологии реализуется только на основе личностно – деятельностного подхода в обучении.

Слагаемыми данной технологии являются: специфическая организация деятельности студентов, дающая развивающий эффект на основе положительной обратной связи.

В результате предмет «Химия» становиться понятным для студентов, объединяет знания химии не только со спецпредметом (это межпредметные связи), но и с другими изучаемыми дисциплинами (это метапредметные связи). В итоге у студентов формируются метазнания – это знания о получении знаний, т.е. приёмов и способов познания и о возможностях с ними работать (или когнитивные умения).

Таким образом, применение интегральной образовательной технологии позволяет добиться целостного, синтезированного восприятия студентами исследуемого вопроса, гармонично сочетает в себе методы различных наук, имеющих практическую направленность.

4. Моделирование занятия на основе данной технологии:

- Преподаватели-участники выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии преподавателя-мастера;

- Преподаватель - мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу участников и управляет ею;

- Преподаватель - мастер совместно с участниками проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

5. Рефлексия:

Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности преподавателя - мастера и участников мастер - класса.

 Список литературы

  1. Настольная книга учителя химии : Справ.-метод. пособие / Авт.-сост. : Н. Н. Гара, Р. Г. Иванова, А. А. Каверина . – Москва : АСТ : Астрель, 2002 . – 188 с.
  2. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации) PDF. Учебное пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2009. – 180 с.
  3. В. Ю. Розка «Эффективные техники самопрезентации педагога» - презентация

Интернет – ресурсы

  1. сайт: aneks.spb.ru/index.php/publikacii/ «Современные педагогические технологии на урока математики и физики» Бузецкая Т. В.
  2. сайт:  kolesnikovalud.ucoz.ru     «Интегральная технология обучения»
  3. сайт: http://him.1september.ru/ Л. И. Кузнецова "Новая технология преподавания химии".



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*