Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность данной темы обусловлена темпом и характером изменений, которые происходят в экономической, общественной и социальной сферах современного общества. Трансформационные процессы выявили проблемы популяционного и индивидуального здоровья подростков.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что среди факторов, отрицательно влияющих на психологическое здоровье, внимания ученых и практиков заслуживают факторы самой системы образования: ограниченность двигательной активности детей; низкий уровень организации питания; разрушение системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья воспитанников; нарушения физиолого-гигиенических требований к организации воспитательно-образовательного, развивающего процессов; несовершенство образовательных программ и методик; недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровье сберегающего образования; низкий уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования. С этих позиций актуальной является разработка программы психологического сопровождения образовательного процесса для детей со смешанным типом функциональной асимметрии мозга подкорковых структур и общим интеллектуальным показателем в пределах низкой и средней возрастной нормы. На основании эмпирического материала нами разрабатывается и внедряется в практику развивающего образования модель взаимовлияния подструктур процесса обучения: перекрестный или симметричный тип функциональной асимметрии мозга, общий интеллектуальный показатель, зрительно-пространственное восприятие, представление и ориентировки, конструктивный праксис, зрительно-моторная координация. Проанализировав данный вопрос, определяющим фактом для возникновения трудностей и ошибок при обучении подростков с перекрестным или симметричным латеральным профилем является взаимодействие сразу двух факторов: специфичного латерального профиля и интеллектуальный уровень в пределах низкой и средней возрастной нормы. Дети с перекрестным и симметричным латеральным профилем испытывают трудности при формировании психологических подструктур процесса письма и концентрации внимания. Именно этот факт приводит к возникновению трудностей и ошибок при обучении у этого контингента подростков. На фоне этих трудностей у детей могут начать развиваться вторичные психогенные нарушения в связи с реакцией на собственную несостоятельность и ситуацию «хронического неуспеха» [1, 3].
Чтобы спрогнозировать возможные трудности, мы выделили следующие диагностические критерии: перекрестный или симметричный латеральный профиль, влияющий на формирование зрительно-пространственного восприятия, представления и ориентировок, конструктивного праксиса, зрительно-моторной координации, мыслительного и пространственного анализа и синтеза на предметном уровне, только при общем интеллектуальном показателе в пределах низкой и средней возрастной нормы. Для предупреждения возникновения первичных и вторичных психогенных факторов (которые в свою очередь могут привести и к невротизации личности ребенка, в особенности подростковой, и к психосоматическим заболеваниям), необходимо проводить специально организованное психологом обучение, коррекцию как непосредственно самих детей, так и педагогов и родителей подростков. Целью такого обучения является развитие необходимых для успешного обучения подструктур. Такие занятия должны строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков. Принципы, содержание, этапы, направления работы. В основу психолого-педагогической помощи по предупреждению и преодолению трудностей в обучении говорит концепция культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка; и основанные на этом деятельностный подход А.Н. Леонтьева; теория поэтапного формирования психических процессов, П.Я. Гальперина Н.Ф. Талызиной, а также принципы и теории содержательного обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, при построении программы обучения были использованы имплицитное и эксплицитное типы обучения В.Н. Дружинина [3].
При разработке принципов, содержания, этапов и направлений к организации обучения подростков с перекрестным латеральным профилем, мы руководствовались двумя противоречивыми тенденциями интеллектуальной сферы подросток 15—17 лет: с одной стороны, в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний, которые и составляют и углубляют ядро познавательной сферы подростка; с другой стороны, в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, гипотетических, не со всем ясных знаний, выступающих в форме догадок; эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей [2]. В качестве основных технологий формирования психологических предпосылок для успешного процесса обучения были избраны игровые технологии и технология развивающего обучения в форме групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Вся коррекционно-развивающаяся работа строилась на концепции развивающего обучения, в которой решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В рамках этой концепции для более эффективного обучения используется два метода: метод концентрационного обучения и метод П.Я. Гальперина (по третьему типу ориентировки). В первом методе у подростков формируются зрительно-двигательная координация, необходимые для обучения, и целостные двигательные акты, приводящие к точному воспроизведению материала. Метод П.Я. Гальперина направлен на формирование обобщенной схемы анализа полученной информации. Этот метод обеспечивает возможность широкого ареала восприятия информации и умение концентрировать внимания в подростковом возрасте.
Таким образом, метод М. Монтессори отвечает более ранним начальным этапам овладения процессом обучения, а метод П.Я. Гальперина — его заключительному этапу, когда дети должны к 18 годам научиться произвольному сознательному поэлементному анализу информации. Сопоставление полученных данных в результате обследования подростков экспериментальной и контрольной групп позволяет сделать выводы об уровне и структуре сформированности зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса, зрительно-моторной координации, представлений и ориентировок, пространственного анализа и синтеза на предметном уровне.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.