Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, как условие создания и использования, современных здоровьесберегающих технологий

17.06.2015 184 244
Колдарарь Марина Дмитриевна, педагог-психолог

Волгоградский индустриальный техникум

Актуальность данной темы обусловлена темпом и характером изменений, которые происходят в экономической, общественной и социальной сферах современного общества. Трансформационные процессы выявили проблемы популяционного и индивидуального здоровья подростков.

 Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что среди факторов, отрицательно влияющих на психологическое здоровье, внимания ученых и практиков заслуживают факторы самой системы образования: ограниченность двигательной активности детей; низкий уровень организации питания; разрушение системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья воспитанников; нарушения физиолого-гигиенических требований к организации воспитательно-образовательного, развивающего процессов; несовершенство образовательных программ и методик; недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровье сберегающего образования; низкий уровень управленческой культуры в вопросах формирования, укрепления и сохранения здоровья всех субъектов системы образования. С этих позиций актуальной является разработка программы психологического сопровождения образовательного процесса для детей со смешанным типом функциональной асимметрии мозга подкорковых структур и общим интеллектуальным показателем в пределах низкой и средней возрастной нормы. На основании эмпирического материала нами разрабатывается и внедряется в практику развивающего образования модель взаимовлияния подструктур процесса обучения: перекрестный или симметричный тип функциональной асимметрии мозга, общий интеллектуальный показатель, зрительно-пространственное восприятие, представление и ориентировки, конструктивный праксис, зрительно-моторная координация. Проанализировав данный вопрос, определяющим фактом для возникновения трудностей и ошибок при обучении подростков с перекрестным или симметричным латеральным профилем является взаимодействие сразу двух факторов: специфичного латерального профиля и интеллектуальный уровень в пределах низкой и средней возрастной нормы. Дети с перекрестным и симметричным латеральным профилем испытывают трудности при формировании психологических подструктур процесса письма и концентрации внимания. Именно этот факт приводит к возникновению трудностей и ошибок при обучении у этого контингента подростков. На фоне этих трудностей у детей могут начать развиваться вторичные психогенные нарушения в связи с реакцией на собственную несостоятельность и ситуацию «хронического неуспеха» [1, 3].

Чтобы спрогнозировать возможные трудности, мы выделили следующие диагностические критерии: перекрестный или симметричный латеральный профиль, влияющий на формирование зрительно-пространственного восприятия, представления и ориентировок, конструктивного праксиса, зрительно-моторной координации, мыслительного и пространственного анализа и синтеза на предметном уровне, только при общем интеллектуальном показателе в пределах низкой и средней возрастной нормы. Для предупреждения возникновения первичных и вторичных психогенных факторов (которые в свою очередь могут привести и к невротизации личности ребенка, в особенности подростковой, и к психосоматическим заболеваниям), необходимо проводить специально организованное психологом обучение, коррекцию как непосредственно самих детей, так и педагогов и родителей подростков. Целью такого обучения является развитие необходимых для успешного обучения подструктур. Такие занятия должны строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, а не как отдельные упражнения по тренировке умений и навыков. Принципы, содержание, этапы, направления работы. В основу психолого-педагогической помощи по предупреждению и преодолению трудностей в обучении говорит концепция культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка; и основанные на этом деятельностный подход А.Н. Леонтьева; теория поэтапного формирования психических процессов, П.Я. Гальперина Н.Ф. Талызиной, а также принципы и теории содержательного обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, при построении программы обучения были использованы имплицитное и эксплицитное типы обучения В.Н. Дружинина [3].

При разработке принципов, содержания, этапов и направлений к организации обучения подростков с перекрестным латеральным профилем, мы руководствовались двумя противоречивыми тенденциями интеллектуальной сферы подросток 15—17 лет: с одной стороны, в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний, которые и составляют и углубляют ядро познавательной сферы подростка; с другой стороны, в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, гипотетических, не со всем ясных знаний, выступающих в форме догадок; эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей [2]. В качестве основных технологий формирования психологических предпосылок для успешного процесса обучения были избраны игровые технологии и технология развивающего обучения в форме групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Вся коррекционно-развивающаяся работа строилась на концепции развивающего обучения, в которой решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В рамках этой концепции для более эффективного обучения используется два метода: метод концентрационного обучения и метод П.Я. Гальперина (по третьему типу ориентировки). В первом методе у подростков формируются зрительно-двигательная координация, необходимые для обучения, и целостные двигательные акты, приводящие к точному воспроизведению материала. Метод П.Я. Гальперина направлен на формирование обобщенной схемы анализа полученной информации. Этот метод обеспечивает возможность широкого ареала восприятия информации и умение концентрировать внимания в подростковом возрасте.

Таким образом, метод М. Монтессори отвечает более ранним начальным этапам овладения процессом обучения, а метод П.Я. Гальперина — его заключительному этапу, когда дети должны к 18 годам научиться произвольному сознательному поэлементному анализу информации. Сопоставление полученных данных в результате обследования подростков экспериментальной и контрольной групп позволяет сделать выводы об уровне и структуре сформированности зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса, зрительно-моторной координации, представлений и ориентировок, пространственного анализа и синтеза на предметном уровне.

Список литературы

  1. Ананьев, В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья/ В.А.Ананьев. — СПб., 2006. — 384 с.
  2. Белякова, Л.И. Особенности профиля латеральной организации (ПЛО) учащихся начальных классов массовой школы с зеркальными ошибками письма / 162 Л.И. Белякова, О.Б. Иншакова, Н.Л. Немцова / Под общ. ред. канд. пед. наук, до- цента О.Б. Иншаковой. — М.: МОДЭК, 2001. — С. 156.
  3. Овсяник, Н.В. Интенсификация образовательного процесса и развитие творческого потенциала дошкольников на основе современных средств образова-ния / Н.В.Овсяник // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч.ст. В 2ч. Ч.2. Вып. 8 (13) / под ред. В.Ф. Беркова. — Минск: РИВШ, 2009. — С. 188—194. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*