Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационная деятельность ГБОУ СПО «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов» в рамках повышения доступности качественного образования

17.06.2015 280 385
Полонский Сергей Федорович, директор

Говорова Ирина Евгеньевна
Говорова Ирина Евгеньевна, методист-преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Стратегической целью государственной политики в области образования

является  повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития экономики , современным потребностям общества и каждого гражданина. Согласно Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

- создание современной системы непрерывного образования,

- создание системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности

 образовательных услуг с участием потребителей.

При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются:

- приведение содержания и структуры профессиональной подготовки

 кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда;

-  повышение доступности качественных образовательных услуг.

Уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства,    социального и имущественного статуса и   состояния здоровья к 2015 году должен составлять согласно предполагаемой динамике значений целевых индикаторов и показателей Программы, представленных в таблице1.

  Таблица 1.

Целевой индикатор Программы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

1.Уровень доступности образования в соответствии процентов         с современными стандартами для всех категорий      граждан независимо от местожительства,      социального и имущественного статуса и      состояния здоровья

62

64,5

68

71,5

74

78

 

Выполнение поставленных задач на сегодняшний момент в образовании возможно при решении следующего комплекса существующих проблем:

решении следующего комплекса существующих проблем:

- медленный темп процессов инновационного развития;

-недостаточно отлаженный механизм взаимодействия в информационном пространстве российского общества;

-недостаточное использование современных образовательных технологий;

-низкое обновление  кадрового состава в системе образования;

-низкий уровень заинтересованности потребителей образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

Решая данные проблемы и выполняя поставленные задачи, в рамках образовательного учреждения Программа развития должна быть выработана таким образом, чтобы обеспечить взаимосвязь планов действий по каждому заданному направлению. Так, например, решая задачу доступности образования, нельзя обойтись без формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг, а оказывая услуги по подготовке и переподготовке профессиональных кадров – без учета доступности образования.

Задача повышения доступности образовательных услуг в рамках профессионального образования предусматривает работу учебного заведения по обеспечению  доступности в следующих взаимосвязанных направлениях:

  • содержательном;
  • социальном;
  • экономическом;
  • транспортном;
  • информационном.

Содержательная доступность это обеспеченность образовательного учреждения  многообразием профессиональных образовательных программ, для наиболее полного удовлетворения профессиональных образовательных потребностей личности, общества и производства.

«На практике непрерывное образование подчиняется необходимости

соединения принципа социального равенства с логикой экономической эффективности и целесообразности. В такой ситуации эффективным средством управления ситуацией является образование взрослых. В своей классической работе, которая стала известна в последние годы и в России, Майкл Ноулз называет следующие особенности взрослого учащегося и его принципиальные отличия от детей и молодежи:

  • Наличие мотивации и самостоятельности;
  • Присутствие значительного жизненного опыта, который обязательно, явно или неявно, включается в учебный процесс.».

Поэтому для обеспечения повышения доступности качественного образования учебным заведениям необходимо расширять спектр предлагаемых образовательных программ. Так, по уровню имеющегося образования это:

- программы профподготовок для профессионального обучения  лиц, ранее не имевших профессию или специальность;

- программы переподготовки для  профессионального обучения  лиц, уже  имеющих профессию  или специальность с целью получения новой с учетом потребностей производства;

- программы повышения квалификации:

1) квалификационные программы для профессионального обучения с целью

последовательного усовершенствования и расширения знаний, умений и навыков по имеющейся профессии или специальности для выполнения нового вида профессиональной деятельности или приобретения дополнительных профессиональных компетенций в рамках того же вида деятельности;

2) программы профессионального развития, предусматривающие качественное изменение имеющейся квалификации путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с современными требованиями;

3) программы стажировок специалистов.

Кроме того, содержательная доступность подразумевает действенный механизм индивидуализированного обучения, предоставляя образовательные услуги по  программам для лиц   с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и других социальных групп общества.

Еще одним критерием содержательной доступности является согласованность образовательных программ, т.е. посильность освоения нового содержания образовательных стандартов.

Проблемы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения в рамках осуществления содержательной доступности образования, могут быть следующие: слабое материально-техническое обеспечение, несовершенство содержания программ обучения, нехватка научно-методического обеспечения, отраслевая специфика подготовки, слабая связь с потребителями образовательных услуг.

Поэтому выполнение концепциальных задач по  повышению доступности и качества образования возможно при обеспечении образовательного процесса наличием и изменением всех его факторов (материально-технических, учебно-методических, кадровых и др.),что является инновацией для каждого учебного учреждения.

В условиях модернизации образования РФ в рамках перехода учреждений начального профессионального образования в статус среднего профессионального образования неизбежно происходят процессы инновационного характера в организационной структуре, педагогических технологиях и экономической составляющей учреждения. А реализация двухуровневого образования в такого рода приводит к технологическим изменениям.

Социальная доступность обеспечивается организацией образовательного процесса с учетом категорий потенциальных слушателей по социальному статусу и возрасту (таблица 2)

   Таблица 2.

Категории граждан

- Учащиеся   

- Безработные          

- Уволенные в запас

- Незанятые  

-Занятые: рабочие, специалисты, служащие

-Инвалиды

-Учащихся, обладающие повышенным уровнем

образовательной мотивации непрерывного образования

-Военнослужащие, включая переподготовку при завершении военной службы

-Внутрипроизводственное обучение

Возрастные категории

До 20 лет     20-29 лет       30- 39 лет     40-49 лет                50-55 лет       От 55 лет

 

Инновационной формой деятельности образовательного учреждение для реализации повышения доступности и качества образования является создание маркетинговой службы. Необходимость научных маркетинговых исследований по результатам мониторинга социальной, экономической, географической и содержательной доступности обусловлена внешними социально-экономическими факторами. Системный анализ и использование результатов мониторинга позволяет повысить качество и количество предоставляемых образовательных услуг с учетом запросов личности и общества.

Экономическая (финансовая) доступность обеспечивается посильностью платы за обучение. Разработка механизмов дифференциации экономических условий обучения: бесплатность, гибкие скидки, отсрочка платежа, позволяет привлекать большее количество слушателей.

Транспортная (географическая) доступность в условиях модернизации образования и перехода на стандарты третьего поколения стала актуальной для учреждений начального и среднего профессионального образования.

Стало необходимостью введение в образовательный процесс  и развитие высокотехнологичных форм профессионального образования:

- открытого,  дистанционного,  экстерната.

Повышению географической доступности оказания образовательных услуг способствует рассосредоточенное расположение образовательного учреждения. Это стало возможным в результате слияния одного или нескольких образовательных учреждений, территориально отдаленных друг от друга.

Информационная доступность является одним из ключевых аспектов в повышении уровня доступности образовательных услуг. Наряду с традиционными формами предоставления информации об образовательном учреждении:

- использование возможностей социальной рекламы;

- ознакомление обучающихся образовательных учреждений  с перспективами трудоустройства по выбираемой специальности и условиями работы на предприятиях и в организациях;

- работа со СМИ;

- дни отрытых дверей;

- прямые договора с работодателями, способствующих повышению престижа реализуемых профессий  рабочих и специальностей,

применяются и такие формы как PR-компании, рекламные акции, информационная открытость на сайте.

В условиях модернизации образования информационная доступность подразумевает не столько территориальных охват (это стало возможным с применением Интернет-технологий), сколько полнота и оперативность предоставляемой информации потребителям образовательных услуг, такой как  компетентность и квалификационный уровень преподавательского состава, содержание обучающих программ, учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательной программы.

Одним из инновационных методов в профориентационной работе является проведение дней открытых дверей в форме «профессиональных проб». Проведение уроков с учащимися  школ в рамках элективных куров на базе средних и начальных профессиональных заведений в непосредственной территориальной близости по различным профессиям или специальностям  способствует  повышению престижа реализуемых профессий  рабочих и специальностей, обеспечению инновационного характера базового образования, успешному развитию   профессионального самоопределения, социализации и адаптации обучающихся. Кроме того, позволяет разработать механизмы для создания современной системы непрерывного образования.

Для успешной реализации в полной мере таких важных изменений последних лет, как: переход на двухуровневое образование, расширение спектра оказываемых услуг дополнительного образования, и решения новых поставленных задач, как обеспечение доступности образования в соответствии с социально ориентированным развитием и социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики, необходимо использование новых образовательных технологий - технологических инноваций, новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций, новых методов и приемов преподавания и обучения - педагогических инноваций, новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

Обеспечение комплексного подхода, предусматривающего аналитическое обоснование инновационных форм  и методов  работы, научно-методическое сопровождение, получение результатов, апробацию и внедрение результатов, позволит в значительной степени удовлетворять сегодняшним социальным ожиданиям граждан, будут созданы необходимые условия для комфортного получения образования и опережающего инновационного развития.

Список литературы

  1. Концепция федеральной целевой Программы развития образования на 2011-2015 годы.
  2. Закон Российской Федерации "Об образовании", от 10 июля 1992 года № 3266-1.
  3. Горшков М.К., Ключарев Г.А.Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. – 232 с.
  4. Константиновский Д., Вахштайн В., Куракин Д., Рощина Я. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. – М.: Университетская книга, 2006.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*