Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

17.06.2015 657 884
Герасимова Надежда Николаевна
Герасимова Надежда Николаевна, зам. директора по УР

Селиверстова Галина Николаевна
Селиверстова Галина Николаевна, зам. директора по ВР

Арчединский лесной колледж

...Из всех показателей оценки школы главным следует

считать самочувствие в ней человека. Школа хороша,

если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все.

Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец,  какая  бабочка  у  меня в руках:  мертвая  или  живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в образовательной организации такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

Что же такое комфорт?

Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).

Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Во многих инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в образовательной организации и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходи­мым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов.

Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицирован­ных кадров — рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоро­вья (ОВЗ), что невозможно без активизации иннова­ционных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности.

В соответствии с Конституцией и Законом РФ «Об образовании» все граждане Российской Федерации могут бесплатно получить высшее или среднее профессиональное об­разование в государственных и муниципальных уч­реждениях на конкурсной основе независимо от со­стояния здоровья. Федеральный закон «О социаль­ной защите инвалидов в Российской Федерации определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, цель которой — обеспечение инвалидам равных с другими гражданами воз­можностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принци­пами и нормами международного права и междуна­родными договорами Российской Федерации. Од­ним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов наряду с медицинской, психологичес­кой и социально-экономической реабилитацией яв­ляется возможность получения полноценного образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность стать полноценным членом общества.

Реализация государственной политики в области образования лиц с ОВЗ осуществляется на основе федеральной целевой программы развития специального образования, что является составной частью федеральной программы развития образования.

Новые образовательные стандарты формируют запрос на новое понимание совокупности способов действий учащихся, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, способность к самостоятельной организации познавательного процесса.

Одной из задач психолого-педагогического сопровождения является сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся, воспитанников за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства.

Опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, свидетельствует о том, что существует более эффективный путь компенсации дефекта. Такая возможность возникает тогда, когда акцент в работе с ребенком делается не на дефект как таковой, а на выявление и развитие его личностных качеств и способностей.

Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы всем участкам педагогического процесса для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи учебного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

—  опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъ­екту самопознания и самосовершенствования;

— разрабатывать методики и технологии, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности.

Важным условием в создании психологического комфорта во взаимоотношениях с ребенком, имеющим дефект развития, является психологическая поддержка.

Психологическая поддержка — это процесс, в котором взрослый, взаимодействуя с ребенком, сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки. Она позволяет помочь ему поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддержать при неудачах.(4)

Чтобы научиться психологически поддерживать ребенка, нужно сосредотачиваться на позитивных сторонах его поступков, находить их и поощрять то, что делает ребенок.

Поддержать ребенка — значит поверить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Надо понимать роль психологической поддержки и знать, что, оказывая ее, можно и разочаровать ребенка. Например, постоянные упреки типа «ты мог бы сделать лучше» приводят его к выводу: «А зачем стараться, я никогда взрослого не удовлетворю».

Необходимо помнить, что существуют факторы, на первый взгляд, безобидные, но они могут привести детей к разочаро­ванию. Такими факторами могут быть завышение требований к ребенку со стороны родителей и других участников процесса обучения, воспитания и развития, соперничество братьев и сестер, чрезмерные амбиции ребенка и др.

Как поддержать ребенка?

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться такими словами и действиями, которые бы работали на развитие его «Я-концепции» и чувство полезности и адекватности. Такими способами могут быть: демонстрация удовлетворенности тем, чего достиг ребенок; обучение способам справляться с различ­ными задачами; употребление словосочетаний, снижающих напряжение, типа «Все мы люди и все мы делаем ошибки»; подчеркивание веры в силы и возможности ребенка.

Не рекомендуется, осуществляя психологическую поддержку, акцентировать внимание на прошлых ошибках и неудачах ребенка, так как они направлены не на поддержку, а против него. Они могут вызвать чувство преследования и привести к конфликту со взрослым. Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

— забыть о прошлых ошибках и неудачах ребенка;

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

—  если у ребенка что-то не получается, позволить ему начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность добиться успеха;

— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

— очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом.

Такой подход может помочь ребенку решать те задачи, которые ему под силу. Психологическая поддержка состоит в том, чтобы дать возможность ребенку почувствовать его нужность.

Интегрированная форма обучения лиц с ОВЗ предполагает формирование атмосферы доброжелательности, признание за ними равного права на обучение, осуществление политики равных возможностей. Это зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса.

Обучение студентов с ОВЗ в системе массовых организаций сопряжено с рядом трудностей, которые испытывают как администрация, преподаватели, так и они сами. Трудности возникают при организации обучения лиц с ОВЗ: комплектование групп, определение содержания, методов и приемов обучения. Они обучаются по учебным планам, программам и учебным по­собиям, предназначенным для обычных студентов, которые не всегда на достаточном уровне адаптируются, время на усвоение содержания программ не увеличивается.

В учебном заведении студенты с ОВЗ попадают в новые, по сравнению со школой, условия, которые требуют от них определенных усилий, умений и навыков в орга­низации своей учебной деятельности. Из-за отсутствия ежедневного контроля за учебной деятельностью студенты должны организовывать себя на ежедневную самостоятельную работу по приобретению новых знаний и умений. Совместное обучение и общение с другими студентами в колледже, несомненно, связано у них и с определенным психическим напряжением.

Чтобы преодолеть эти трудности и организовать учебную и внеучебную деятельность студентов, создаются следующие условия:

1. Специально организованная среда:

  • специально приспособленное здание (наличие пандусов, оборудованных туалетов для колясочников и т. п.);
  • компьютерные классы; кабинет педагога-психолога.

2. Педагогическое сопровождение:

  • взаимодействие студентов с учебной частью, методистами, социальными педагогами, преподавателями, педагогами-психологами;
  • контроль посещения учебных занятий;
  • контроль за текущей аттестацией, сдачи зачетов и экзаменов, защиты курсовых и дипломных работ;
  • индивидуальная работа (контроль ликвидации академических задолженностей, при необходимости — организация документального оформления академических отпусков, организация индивидуальных консультаций студентов в случаях длительного отсутствия, по­мощь в организации самостоятельной работы студентов с ОВЗ в случае заболевания, коррекция взаимодействия преподаватель-студент с ОВЗ в учебном процессе, при приеме экзаменов, защите курсовых работ);
  • организация учебных практик студентов с ОВЗ (составляется на каждого);
  • выработка рекомендаций для педагогов по вопросам специфики организации обучения;
  • дистанционное обучение.

3. Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ, которое включает в себя:

  • консультативную работу со студентами, педагогами и родителями студентов;
  • психодиагностические динамические процедуры на всех этапах психологической работы;
  • психопрофилактику и коррекцию личностных искажений у студентов с ОВЗ;
  • повышение мотивации к процессу обучения в колледже.

Основная цель психологического сопровождения — интегративное включение студентов с ОВЗ в образовательную среду колледжа.

Психологическая служба обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие студентов колледжа в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями в процессе воспитания и обучения, а также профилактику нарушений психического здоровья обучающихся.

4.Методическое сопровождение включает в себя:

  • содействие персональному обеспечению студентов с ОВЗ учебно-методическими материалами по дисциплинам государственного стандарта;
  • перевод учебных и методических материалов на электронные носители;
  • консультацию педагогов по вопросам организации педагогического процесса (методистами и педагогами-психологами).

Студентам предоставляется помощь в составлении индивидуального распорядка дня, обеспечивающего реализацию программы обучения, а также помощь в правильной организации рабочего места. Педагогами-психологами проводится индивидуальная и групповая психологическая работа.

Одним из на­правлений по адаптации и интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья является внеучебная работа, проводимая в учебном заведении. Студенты с ОВЗ участвуют в культурно-массовых, физкультурно-спортивных, научно-просветительных мероприятиях, ездят на экскурсии в Волгоград, посещают театры, выставки.

Для более плодотворной и системной работы нужно учитывать этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Первый этап: изучение документов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный этап реализуется с целью определения психологического, социального статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и определения особенностей их соматического здоровья. Изучение документов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-дефектологом). В результате реализации первого этапа психолого-педагогического сопровождения определяется группа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которая нуждается в психолого-педагогическом сопровождении в процессе профессионального образования.

Второй этап: психолого-педагогическая диагностика. Данный этап реализуется с целью определения уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и дальнейшего отслеживания динамики развития данной группы обучающихся. Психолого-педагогическая диагностика реализуется всеми специалистами и педагогами, деятельность каждого специалиста и педагога направлена на реализацию задач психолого-педагогической диагностики исходя из функциональных и должностных обязанностей.

Педагог-психолог определяет особенности личностного развития, состояние эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности и особенности развития познавательной сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализует программу учебного предмета «Психологическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Учитель - дефектолог проводит психолого-педагогическую диагностику причин и особенностей трудностей обучения, воспитания, развития; определяет уровень развития познавательной деятельности.

Социальный педагог устанавливает уровень социального развития; определяет социальную ситуацию развития и степень ее влияния на обучение, воспитание и развитие; реализует программу учебного предмета «Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Преподаватель, мастер производственного обучения отслеживают уровень освоения основной образовательной программы.

Медицинский работник определяет уровень соматического здоровья, соотношение по группам здоровья, ситуации риска; организует при необходимости обследование специалистами; дает рекомендации по режиму жизнедеятельности; реализует программу «Медицинская реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Данные психолого-педагогической диагностики обсуждаются и анализируются специалистами и педагогами, дается обобщенная оценка уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вырабатываются рекомендации. Рекомендации в доступной форме доводятся до сведения родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендации специалистов и педагогов являются основой для разработки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования.

Третий этап: разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования. Цель этапа – создание условий для социальной адаптации, профессиональной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации третьего этапа разрабатывается комплексная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В реализации программы участвуют педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, преподаватель, мастер производственного обучения и содержит педагогический, психологический и социальный аспекты. Программа утверждается на заседании психолого-медико-педагогической комиссии профессиональной образовательной организации, специалистами комиссии отслеживается уровень эффективности реализации программы и при необходимости вносятся необходимые корректировки.

Четвертый этап: работа с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель данного этапа – оптимизация детско-родительских отношений, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Программа работы с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна быть комплексной, при участии всех специалистов и педагогов.

Из вышесказанного мы можем сделать следующие выводы, что процесс адаптации студентов с ОВЗ к условиям обучения может быть эффективным, если:

  • принимаются во внимание особенности адаптацион­ного процесса студентов, проявляющиеся в его индиви­дуальном характере, динамике, определяемые рядом ин­дивидуально-личностных и социальных фактов;
  • формируется в процессе обучения положительная установка на будущую деятельность.

В целом процесс адаптации динамичен и приводит к изменению личности. Эффективность это­го процесса определяется потенциалом человека, единством следующих критериев: эмоционального комфорта, вхождением в студенческое общество, отношением к учебе и будущей профессии, сформированностью социально и профессионально значимых качеств. Отсутствие специальных условий, направленных на поддержку студента с ОВЗ в период адаптации в профессионально-образовательном про­цессе, приводит к проявлению дезадаптивных черт личности.

Список литературы

  1. Ботьева О.В. Социальная педагогика. – Томск, изд. Томского политехнического университета, 2011.
  2. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – М.: Союз, 2011. – 364 с.
  3. Калмыков Г.А. Общая и социальная педагогика в вопросах и ответах. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.
  4. Калмыков Г.А. Социальная педагогика. Часть 2. Теоретические вопросы социальной педагогики. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.
  5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  7. Портал психологических изданий PsyJournals.ru



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*