Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Межпредметная интеграция как одно из продуктивных направлений профессиональной подготовки студентов

26.12.2011 369 2536
Бирич Татьяна Николаевна
Бирич Татьяна Николаевна, преподаватель физической культуры

Грицай Наталья Петровна
Грицай Наталья Петровна, зав. кафедрой физического воспитания, преподаватель, к.п.н.

Мезенский педагогический колледж
Социально-экономические преобразования в стране серьезным образом сказываются на развитии системы профессионального образования, призванного удовлетворять потребность в квалифицированных кадрах. Современное общество предъявляет к педагогам повышенные требования, основанные на том, что приобретенные знания будущий специалист должен уметь применять в постоянно меняющихся условиях с огромным потоком информации. Исходя из этого, важнейшими задачами педагога сегодня выступают: знакомство учеников с различными техниками и приемами мышления, развитие коммуникативных способностей, включение каждого обучаемого в активную деятельность, сохранение и укрепление здоровья, развитие общих и специальных умений. Решение указанных задач обеспечит формирование у учащихся целостной картины мира.

Наиболее успешно, на наш взгляд, цели и задачи обучения решаются с помощью интегративной образовательной технологии, главной ориентацией которой является развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания «4».


Концептуальными позициями педагогической интеграции являются деятельностный, индивидуальный и личностно-ориентированный подходы, положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», приоритет самостоятельной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе.

Принцип интеграции – один из важнейших принципов развития современных образовательных систем. Данный принцип является инновационным,  призывает к коренной перестройке процесса обучения на основе синтеза образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности обучаемого, его гармоническое вхождение в социум, развитие профессиональных компетенций.

Понятие интеграции пришло в педагогическую науку из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. «2»


В отечественной педагогике первую попытку теоретического исследования проблемы интеграции в обучении предпринял К.Д.Ушинский, обосновавший психолого-педагогические основы межпредметных связей. По Ушинскому знания, которыми должен овладеть ученик, представляют взаимосвязанную единую систему, отражающую обширный взгляд на объективно существующий мир и его жизнь. «6»


На протяжении прошлого столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, позволяющее обеспечить целостное познание мира.

Интеграция, по определению ЮНЕСКО (1993г.) – это такая органическая взаимосвязь, такое взаимопроникновение знаний, которое должно вывести ученика на понимание единой научной картины мира.

Интегративный процесс характеризуется следующими признаками: 1) взаимодействие ранее разобщенных отдельных элементов; 2) количественные и качественные преобразования находящихся во взаимодействии элементов; 3) определенная логико-содержательная основа; 4) педагогическая целесообразность и относительная самостоятельность «5»


Перечисленные признаки интеграции служат основанием для ее применения в современной дидактике. Интегрированное обучение поддерживается методистами, учителями-практиками в различных регионах России. Подчеркивается значение интеграции не только в целостном восприятии явлений, обобщении и уплотнении информационной емкости знаний, но и в снижении утомляемости детей и подростков благодаря постоянной смене деятельности, в повышении познавательного интереса.


Интегрированное обучение активно поддерживается и психологами (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев). Так В.В.Давыдов определяет получение знаний как интеграцию мыслительных процессов от общего к частному, что ведет к системному мышлению, прослеживающему взаимосвязь отдельных предметов внутри целого, внутри системы в ее становлении.  «1»


Интеграция в образовании исходит из всеобщей объективной целостности мира и содержит такие составляющие компоненты как:

- целостность формируемой личности обучаемого;

- единство жизнедеятельности человека и его образования;

- взаимосвязь наследственных, социальных и педагогических факторов;

- целостность научно-педагогического знания;

- целостность педагогического воздействия;

- единство процессов развития, воспитания и обучения;

- целостность процесса обучения (взаимообусловленность его компонентов, взаимосвязь процессов преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, межпредметные связи, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности);

- единство образования и самообразования.


Исследователи выделяют множество видов интеграции, но наиболее распространены в учебно-воспитательном процессе школы и колледжа два ее вида: вертикальная, которая включает объединения одним учителем в своем предмете материала, тематически повторяющиеся в разные годы обучения на разном уровне сложности и горизонтальная, подразумевающая объединение сходного материала в разных учебных предметах. «7»


В ходе подготовки будущих учителей физкультуры в педагогическом колледже открываются широкие возможности горизонтальной интеграции.

Физическая культура в современном понимании – это единство развития физического и духовного в человеке, формирование культуры движений и культуры тела, способ жизни и способ развития целостной личности.

Содержание образования в области физической культуры включает не только физическую подготовку ученика, но и образованность в области физического воспитания, т.е. овладение средствами и методами совершенствования своего тела, знание строения и функциональных  отправлений человеческого организма, умение применять и обосновывать средства и методы укрепления и сохранения здоровья и повышения возможностей основных систем организма, формирование физической культуры личности как части общечеловеческой культуры.


Отметим особую актуальность интеграции дисциплин физического воспитания и биологического цикла.


Естественно-научной основой физического воспитания является анатомия (П.Ф.Лесгафт), физиология позволяет понять сущность изменений в организме и, следовательно, возможности совершенствования его функций при занятиях физическими упражнениями. А знания по гигиене помогают построить процесс физического воспитания с позицией здоровьесбережения.


На основе межпредметных связей  строятся интегрированные уроки, которым присущи значительные и разнонаправленные возможности. Здесь происходит объединение знаний, формируются умения переноса знаний из одной отрасли в другую. Это выступает стимулятором познавательной деятельности у учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания. Объединяя научные знания по различным учебным дисциплинам, интеграция высвобождает учебное время, которое можно использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. «3»


Разнообразны формы интеграции естественно-научных и спортивных дисциплин в ходе подготовки будущих учителей по специальности «Физическая культура» при изучении легкой атлетики, спортивных и подвижных игр, гимнастики, предметов дополнительной подготовки. Чтобы овладеть техникой бега и других спортивных движений, необходимо знать группы мышц и развивать их специальными упражнениями, применяя знания анатомии. Физиология и гигиена физической культуры и спорта служат основой для построения урока физической культуры, учебно-тренировочного процесса, нормирования физической нагрузки в соответствии с возрастно-половыми особенностями обучаемых. Используя опыт других педагогов и свой собственный, мы предлагаем следующую тематику уроков физической культуры: «Движение – это жизнь», «Влияние мышечной деятельности на обмен веществ и энергии в организме», «Сохранение здоровья человека и профилактика болезней», «Худеем без лекарств», «Профилактика стресса», «Значение физических упражнений для формирования скелета мышц человека», «Нервная система и здоровье человека» и др.


 Интегрированные уроки позволяют студентам получить глубокие и разносторонние знания, осмыслить по-новому события и явления, с одной  стороны как обучаемым, а с другой стороны как будущим учителям. Осуществляемый синтез знаний, их межпредметный характер стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной реальности, связывает теорию и практику, обучение и жизнь.

 

Список литературы:

1. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 1992

2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2005

3. Мокроусова Т.В., Иноземцева И.В. Возможности интегрированных уроков// Физическая культура в школе. 2011, №6, с.21

4. Селевко Г.Н. Энциклопедия образовательных технологий, том 1, с.451- 455

5. Тюнников Ю.С. Основные понятия, раскрывающие взаимосвязь как дидактическую категорию. – Тбилиси: НИИ «Педагог», 1983

6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти т. – М.: 1990, т.5

7. Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении// Школьные технологии. 2011, №6, с.10-15




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*