Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность. Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим особое место должно быть уделено инвалидам, имеющим недостатки в умственном и физическом развитии [1]. Проблема социальной адаптации и физической реабилитации студентов ОВЗ имеет большое значение, учитывая распространенность этой патологии [3]. Установлено, что различные нарушения слуха создают у детей вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Вместе с тем, наличие особенностей в физическом развитии глухих и слабослышащих юношей не может являться свидетельством неполноценности их организма. Физическое воспитание является одним из основных путей коррекции нарушений их физического развития, двигательной подготовленности, психомоторики, волевых качеств, воспитания двигательной грамотности и приобщения их, тем самым, к трудовой деятельности, самообслуживанию, социальной адаптированности [11].
Замкнутость системы образования глухих и слабослышащих детей стенами школ-интернатов ограничивает достижение цели коррекционного образования - социальной адаптации [4]. Наихудший прогноз социальной адаптации отмечен у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Компенсировать замкнутость системы социального (коррекционного) образования слабослышащих учащихся возможно посредством организации для них дополнительной формы физкультурного образования [2].
Привлечь лица с ОВЗ к занятиям спортом — значит во многом восстановить у них утраченный контакт с окружающим миром. Использование средств физической культуры и спорта является эффективным и в ряде случаев единственным средством физической реабилитации и социальной адаптации этих лиц [9].
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации [8].
До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества.
90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль. 31 октября 1997 г. был рассмотрен вопрос "О системе государственных мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов" [10].
В названной выше концепции среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях [8].
Организация физкультурно-спортивной деятельности является неотъемлемой частью воспитательного процесса в cузе. Проведение этой работы целенаправленно и с высоким качеством позволяет повысить сознательность студентов, отвлечь их от негативных форм поведения, повысить уровень дисциплины, уважительного отношения к окружающим, сформировать в студенческой среде бережное отношение к своему здоровью - ведущему фактору профессионального роста. Физкультурно-спортивная деятельность влияет на формирование адаптивного способа мышления, которое способствует активизации учебной деятельности, развитию внутренней мотивации, что в конечном итоге приводит к оптимизации процесса адаптации [6].
На базе техникума созданы созданы условия для занятий физической культурой и спортом студентов с ограниченными возможностями здоровья – одно из важных направлений деятельности ГБОУ СПО «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов».
За последние годы количество спортсменов – глухих, занимающихся Физической Культурой и спортом, увеличилось более чем в два раза. Девушки и юноши активно принимают участия в соревнованиях в составе сборной, а так же в личном первенстве.
Студенты с ОВЗ принимают участие в соревнованиях различного уровня, как во внутри техникумовских мероприятиях, так и на уровне региональных соревнований (настольный теннис, пулевая стрельба, волейбол, мини – футбол, «День Здоровья», военно – спортивные игры, плавание, легкая – атлетика, русская лапта) (таблица 1).
Таблица 1. Открытая Спартакиада Волгограда среди ГОУ НПО и СПО за 2014, 2015г
№ п/п |
Призовые места |
Ф.И. студентов/ название команды |
Вид программы |
1. |
3 место |
Сборная девушек |
Мини – футбол |
2. |
3 место |
Сборная юношей |
Русская лапта |
3. |
1 место |
Сборная девушек |
Плавание, эстафета 4х25м |
4. |
3 место |
Сухорукова Екатерина |
Плавание |
5. |
1 место |
Сборная юноши |
Военно-патриотическая игра в рамках пожарной безопасности |
6. |
3 место |
Сборная девушек |
Настольный теннис |
7. |
1 место |
Сборная девушек |
Мини - футбол |
8. |
3 место |
Комбинированная сборная |
Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы |
9. |
2 место |
Сборная девушек |
Плавание, эстафета 4х25м |
10. |
3 место |
Сборная юноши |
Плавание, эстафета 4х25м |
Социальная адаптация молодёжи в частности проявляется в трудоустройстве и социальной адаптации в производственно-трудовом коллективе после окончания учебного заведения. Выпускники, имеющие низкий уровень физической подготовленности трудоустраиваются позже остальных. В большинстве случаев удаётся реализовать свои жизненные планы выпускникам-спортсменам, определившим их за год-два до окончания школы, у остальных таких планов нет вообще или они появляются лишь после выпускных экзаменов. В прозорливости спортсменов выражается их умение и готовность планировать свою деятельность, выбирать отдалённую цель и добиваться её. Основные из причин, по которым не удаётся реализовать личный жизненный план сразу после школы - отсутствие воли, недостаток знаний, неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности [5].
Начало практической трудовой деятельности молодых людей, как правило, связано с довольно резким изменением социального окружения, социальных условий, характера функционирования личности. Социально-педагогическая сущность социальной адаптации молодёжи выражена в освоении активной социальной жизненной позиции и в инициативном, творческом участии в общественной деятельности. Важным фактором производственно-трудовой адаптации является профессионально-прикладная физическая подготовка. Молодые специалисты, приходящие на работу и имеющие квалифицированную физкультурно-спортивную подготовку, заметно активнее ведут себя в новом трудовом коллективе и быстрее полноценно адаптируются в нём [12].
Физкультурно-спортивная деятельность позволяет повысить социальную активность, работоспособность, социальную подвижность в учебном и трудовом коллективах, формирует фундамент активной социальной позиции и успешной социально-трудовой адаптации студентов не только к условиям СУЗа, но и в их дальнейшей трудовой деятельности.
Список литературы
Интернет ресурсы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.