Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Физкультурно-спортивные занятия как фактор физической и социальной адаптации студентов ОВЗ

17.06.2015 1204 2232
Воробьева Елена Александровна, преподаватель

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Актуальность. Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим особое место должно быть уделено инвалидам, имеющим недостатки в умственном и физическом развитии [1]. Проблема социальной адаптации и физической реабилитации студентов ОВЗ имеет большое значение, учитывая распространенность этой патологии [3]. Установлено, что различные нарушения слуха создают у детей вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Вместе с тем, наличие особенностей в физическом развитии глухих и слабослышащих юношей не может являться свидетельством неполноценности их организма. Физическое воспитание является одним из основных путей коррекции нарушений их физического развития, двигательной подготовленности, психомоторики, волевых качеств, воспитания двигательной грамотности и приобщения их, тем самым, к трудовой деятельности, самообслуживанию, социальной адаптированности [11].

Замкнутость системы образования глухих и слабослышащих детей стенами школ-интернатов ограничивает достижение цели коррекционного образования - социальной адаптации [4]. Наихудший прогноз социальной адаптации отмечен у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Компенсировать замкнутость системы социального (коррекционного) образования слабослышащих учащихся возможно посредством организации для них дополнительной формы физкультурного образования [2].

Привлечь лица с ОВЗ к занятиям спортом — значит во многом восстановить у них утраченный контакт с окружающим миром. Использование средств физической культуры и спорта является эффективным и в ряде случаев единственным средством физической реабилитации и социальной адаптации этих лиц [9].

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации [8].

До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества.

90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль. 31 октября 1997 г. был рассмотрен вопрос "О системе государственных мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов" [10].

В названной выше концепции среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях [8].

Организация физкультурно-спортивной деятельности является неотъемлемой частью воспитательного процесса в cузе. Проведение этой работы целенаправленно и с высоким качеством позволяет повысить сознательность студентов, отвлечь их от негативных форм поведения, повысить уровень дисциплины, уважительного отношения к окружающим, сформировать в студенческой среде бережное отношение к своему здоровью - ведущему фактору профессионального роста. Физкультурно-спортивная деятельность влияет на формирование адаптивного способа мышления, которое способствует активизации учебной деятельности, развитию внутренней мотивации, что в конечном итоге приводит к оптимизации процесса адаптации [6].

На базе техникума созданы созданы условия для занятий физической культурой и спортом студентов с ограниченными возможностями здоровья – одно из важных направлений деятельности ГБОУ СПО «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов».

За последние годы количество спортсменов – глухих, занимающихся Физической Культурой и спортом, увеличилось более чем в два раза. Девушки и юноши активно принимают участия в соревнованиях в составе сборной, а так же в личном первенстве.

Студенты с ОВЗ принимают участие в соревнованиях различного уровня, как во внутри техникумовских мероприятиях, так и на уровне региональных соревнований (настольный теннис, пулевая стрельба, волейбол, мини – футбол, «День Здоровья»,  военно – спортивные игры, плавание, легкая – атлетика, русская лапта) (таблица 1).

                                                                                                                                         

Таблица 1. Открытая Спартакиада Волгограда среди ГОУ НПО и СПО за 2014, 2015г

№ п/п

Призовые места

Ф.И. студентов/ название команды

Вид программы

1. 

3 место

Сборная девушек

Мини – футбол

 2.  

3 место

Сборная юношей

Русская лапта

  3.  

1 место

Сборная девушек

Плавание, эстафета 4х25м

  4.  

3 место

Сухорукова Екатерина

Плавание

5.

1 место

Сборная юноши

Военно-патриотическая игра в рамках пожарной безопасности

6.

3 место

Сборная девушек

Настольный теннис

7.

1 место

Сборная девушек

Мини - футбол

 8. 

3 место

Комбинированная сборная

Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы

9.

2 место

Сборная девушек

Плавание, эстафета 4х25м

  10.   

3 место

Сборная юноши

Плавание, эстафета 4х25м

Социальная адаптация молодёжи в частности проявляется в трудоустройстве и социальной адаптации в производственно-трудовом коллективе после окончания учебного заведения. Выпускники, имеющие низкий уровень физической подготовленности трудоустраиваются позже остальных. В большинстве случаев удаётся реализовать свои жизненные планы выпускникам-спортсменам, определившим их за год-два до окончания школы, у остальных таких планов нет вообще или они появляются лишь после выпускных экзаменов. В прозорливости спортсменов выражается их умение и готовность планировать свою деятельность, выбирать отдалённую цель и добиваться её. Основные из причин, по которым не удаётся реализовать личный жизненный план сразу после школы - отсутствие воли, недостаток знаний, неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности [5].

Начало практической трудовой деятельности молодых людей, как правило, связано с довольно резким изменением социального окружения, социальных условий, характера функционирования личности. Социально-педагогическая сущность социальной адаптации молодёжи выражена в освоении активной социальной жизненной позиции и в инициативном, творческом участии в общественной деятельности. Важным фактором производственно-трудовой адаптации является профессионально-прикладная физическая подготовка. Молодые специалисты, приходящие на работу и имеющие квалифицированную физкультурно-спортивную подготовку, заметно активнее ведут себя в новом трудовом коллективе и быстрее полноценно адаптируются в нём [12].

Физкультурно-спортивная деятельность позволяет повысить социальную активность, работоспособность, социальную подвижность в учебном и трудовом коллективах, формирует фундамент активной социальной позиции и успешной социально-трудовой адаптации студентов не только к условиям СУЗа, но и в их дальнейшей трудовой деятельности.

Список литературы

  1. Егорычева, Е.В. Формирование профессионально значимых качеств личности с помощью избранного вида двигательной активности / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. №10 (58), вып. 6. - Волгоград, 2009.
  2. Мусина, С.В. Физкультурно-спортивная деятельность как одно из условий социально-психологического комфорта в вузе / С.В. Мусина, Е.В. Егорычева // Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. №10 (58), вып.6. - Волгоград, 2009.
  3. Соловьёв, В.Н. Особенности адаптации студентов в процессе обучения / В.Н. Соловьёв // Материалы IV Междунар. научн.-практич. конференции 4-6 октября, 2007 // Ставропольский госуниверситет. - Ставрополь, 2007. - С. 325-327.
  4. Мусина С.В., Егорычева Е.В., Татарников М.К. Физкультурно-спортивная деятельность и проблема адаптации студенто-специалистов // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1 – С. 125-126
  5. Сапожников Ю.Р. Возможности коррекции недостатков двигательной активности глухих школьников средствами физического воспитания.: Автореф. дисс. . канд. пед. наук.- М., 1985.- С.25.
  6. Басарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. М. : Просвещение, 1991. – С. 76-77.
  7. Дмитриев B.C. Средства информационного обеспечения инвалидов при занятиях физическими упражнениями и спортом. / Сборник материалов по физической культуре и спорту инвалидов. Т.2. Малаховка, 1993. - С.202-216.

Интернет ресурсы

  1. rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=6738 (дата обращения: 25.05.2015).
  2. http://bmsi.ru/doc/fed9c3f2-552b-455e-b1e2-2da4ae22e1d8 (дата обращения: 25.05.2015).
  3. http://logonetwork.ru/materials/stati-o-logo/inkluzia/inkluzia-1_127.html (дата обращения: 27.05.2015).
  4. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-fizkulturno-sportivnye-zanyatiya-kak-faktor-fizicheskoy-reabilitatsii-i-sotsialnoy-adaptatsii-slaboslyshaschih-uchaschihs#ixzz3bMzNtHaX
  5. http://bmsi.ru/doc/57f12b2d-f54a-44cf-9668-483df96600a2 (дата обращения: 25.05.2015).
  6. http://logonetwork.ru/materials/stati-o-logo/inkluzia/inkluzia-1_127.html (дата обращения:  05.2015).



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*