Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формы и методы обучения математике в группах ОВЗ

17.06.2015 275 383
Ветошкина Алена Васильевна, преподаватель математики

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.  Самым главным в работе с такими обучающимися является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого.

Основная цель-обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование коммуникативной компетенции для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Для реализации этой цели нами разрабатываются специальные методики, которые касаются всех этапов работы. На уроках необходимо применение эффективных дидактических средств, способствующих повышению качества математической подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Существуют основные принципы при работе в группах ОВЗ:

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

- предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, например макеты геометрических фигур);

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся и формирующих необходимые учебные навыки;

-проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.

При подборе содержания занятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой, не допускать излишнего упрощения материала. Существует много методов обучения математике, но не все они применимы для работы в группах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Доминирующей формой мышления учащихся с ограниченными возможностями здоровья является наглядно-образное, следовательно, чтобы возбудить интерес к учению, следует включать в содержание урока наиболее яркие и запоминающиеся фрагменты. С учетом этого, большая роль отводится наглядности. Ее применение на уроках математики- это средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, понимания сказанного преподавателем и письменного слова, заключенного так же в печатной продукции.

Для активизации деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики используем наглядные пособия (макеты, плакаты и т.д.), каждому раздается краткое содержание материала, выполненное в виде таблицы, схемы и т.д. Так, например, при выполнении лабораторно-практической работы по теме : «Правильные многогранники», обучающимся демонстрируются макеты этих многогранников, на основе которых они потом сами стараются сделать такие же фигуры из бумаги. Данный вид работы развивает воображение и абстрактное мышление. Также производится составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный прием можно использовать в конце изучения темы- для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала- для оказания помощи при выполнении заданий.

Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения является дидактический материал. Это средство предназначено для практической деятельности обучающегося с расчетом на максимально возможную степень самостоятельности. Учитывая современные требования к образовательному процессу, стараемся использовать на уроках современные технологии, особое место в которых занимает компьютерная технология, так как она позволяет максимально реализовать все требования, предъявляемые к наглядности.

Использование компьютера на уроках дает возможность перейти от объяснительно-иллюстративного метода к деятельному, когда обучающийся становится активным субъектом учебной работы. Вместе с тем, использование этой технологии позволяет реализовать главные принципы познавательной деятельности:

- принцип доверительности;

- принцип обратной связи.

Использование компьютера является мощнейшим стимулом для творчества любого учащегося. Визуальная насыщенность предлагаемого материала делает весь урок ярким, эмоциональным, убедительным, способствует лучшему усвоению и запоминанию учебного материала. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с помощью компьютера позволяет:

- повышать качество знаний;

-вести обучение в зоне ближайшего развития;

-всесторонне развивать учащихся;

-осуществлять более тесное сотрудничество преподавателя и обучающихся в учебном процессе.

Осознавая значимую роль данной технологии, нами на уроках используются мультимедийные презентации. Также на отдельных этапах урока можно демонстрировать графики функций, схемы, таблицы, изображений геометрических фигур и т.д. Использование компьютерной   технологии позволяет показать связь математики с той или иной профессией более наглядно и доступнее. Можно применить еще ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

-групповой метод решения задач, работа в парах;

-различные формы работы с книгой;

-самостоятельная работа с использованием аналогии и сравнений;

-использование на уроках таких элементов, как викторина, кроссворд, задачи на смекалку;

использование проблемных ситуаций и изложение материала блоками.

Таким образом, применение активных методов и приемов обучения на уроках математики в группах ОВЗ повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает их в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет нам чередовать различные виды работы, что предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

И в заключение необходимо отметить, что при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья важным фактором урока должен быть способ организации учебной деятельности учащихся, а не только содержание учебного материала.

Список литературы

  1. Поваляева М.А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике.-Ростов-на-Дону:Феникс,2006.
  2. А.Д.Вильшанская Школьный психолого-медико-педагогический консилиум.-Волгоград:Учитель,2008.

Интернет-ресурсы 

  1. http:// ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-ovz;
  2. http//infourok.ru/statya-o-rabote-s-detmi-s-ovz-165889.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*