Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОбучающиеся с ограниченными возможностями здоровья- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Самым главным в работе с такими обучающимися является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого.
Основная цель-обеспечение доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование коммуникативной компетенции для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Для реализации этой цели нами разрабатываются специальные методики, которые касаются всех этапов работы. На уроках необходимо применение эффективных дидактических средств, способствующих повышению качества математической подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Существуют основные принципы при работе в группах ОВЗ:
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
- предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности, например макеты геометрических фигур);
- использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся и формирующих необходимые учебные навыки;
-проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
При подборе содержания занятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой, не допускать излишнего упрощения материала. Существует много методов обучения математике, но не все они применимы для работы в группах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Доминирующей формой мышления учащихся с ограниченными возможностями здоровья является наглядно-образное, следовательно, чтобы возбудить интерес к учению, следует включать в содержание урока наиболее яркие и запоминающиеся фрагменты. С учетом этого, большая роль отводится наглядности. Ее применение на уроках математики- это средство более полного и глубокого осмысления учебного материала, понимания сказанного преподавателем и письменного слова, заключенного так же в печатной продукции.
Для активизации деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики используем наглядные пособия (макеты, плакаты и т.д.), каждому раздается краткое содержание материала, выполненное в виде таблицы, схемы и т.д. Так, например, при выполнении лабораторно-практической работы по теме : «Правильные многогранники», обучающимся демонстрируются макеты этих многогранников, на основе которых они потом сами стараются сделать такие же фигуры из бумаги. Данный вид работы развивает воображение и абстрактное мышление. Также производится составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный прием можно использовать в конце изучения темы- для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала- для оказания помощи при выполнении заданий.
Наилучшим средством для реализации наглядно-практических методов обучения является дидактический материал. Это средство предназначено для практической деятельности обучающегося с расчетом на максимально возможную степень самостоятельности. Учитывая современные требования к образовательному процессу, стараемся использовать на уроках современные технологии, особое место в которых занимает компьютерная технология, так как она позволяет максимально реализовать все требования, предъявляемые к наглядности.
Использование компьютера на уроках дает возможность перейти от объяснительно-иллюстративного метода к деятельному, когда обучающийся становится активным субъектом учебной работы. Вместе с тем, использование этой технологии позволяет реализовать главные принципы познавательной деятельности:
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи.
Использование компьютера является мощнейшим стимулом для творчества любого учащегося. Визуальная насыщенность предлагаемого материала делает весь урок ярким, эмоциональным, убедительным, способствует лучшему усвоению и запоминанию учебного материала. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с помощью компьютера позволяет:
- повышать качество знаний;
-вести обучение в зоне ближайшего развития;
-всесторонне развивать учащихся;
-осуществлять более тесное сотрудничество преподавателя и обучающихся в учебном процессе.
Осознавая значимую роль данной технологии, нами на уроках используются мультимедийные презентации. Также на отдельных этапах урока можно демонстрировать графики функций, схемы, таблицы, изображений геометрических фигур и т.д. Использование компьютерной технологии позволяет показать связь математики с той или иной профессией более наглядно и доступнее. Можно применить еще ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
-групповой метод решения задач, работа в парах;
-различные формы работы с книгой;
-самостоятельная работа с использованием аналогии и сравнений;
-использование на уроках таких элементов, как викторина, кроссворд, задачи на смекалку;
использование проблемных ситуаций и изложение материала блоками.
Таким образом, применение активных методов и приемов обучения на уроках математики в группах ОВЗ повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает их в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет нам чередовать различные виды работы, что предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
И в заключение необходимо отметить, что при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья важным фактором урока должен быть способ организации учебной деятельности учащихся, а не только содержание учебного материала.
Список литературы
Интернет-ресурсы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.