Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности трудового обучения студентов с ОВЗ

17.06.2015 103 115
Бородаенко Татьяна Тимофеевна, мастер производственного обучения

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Для наших студентов с нарушением слуха важна социальная адаптация к жизни и приобщение к труду, выраженная в предоставлении им возможностей для выбора профессии, соответствующей их склонностям способностям и специфическим особенностям.  Л.С.Выготский считал, « что труд есть основной стержень, вокруг которого организуется и строится жизнь общества». «Труд, общество и природа — таковы три основных русла, по которым направляется воспитательная и образовательная работа... Именно применительно к глухому человеку трудовое воспитание дает выход из всех тупиков. Самое главное - трудовое воспитание, есть лучший путь в жизнь; оно есть залог активного участия в жизни с самых первых лет; оно, поэтому обеспечивает для глухонемого ребенка все, что с этим связано, — общение, речь, сознание»

Большая часть специальностей, которые осваивают люди с нарушениями слуха, относится к рабочим профессиям. Для успешного овладения данными профессиями необходимо в процессе трудового обучения решить несколько взаимосвязанных задач:

-во-первых, обеспечить достаточный уровень умственного развития, высокий уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления, что даст возможность приобрести достаточную техническую грамотность, позволяющую читать соответствующую техническую документацию. От этого зависит самостоятельность человека в трудовой деятельности.

-во-вторых, сформировать у воспитанников с нарушениями слуха умение планировать собственную деятельность, знание принципов работы различных механизмов и их устройства; знание принципов работы измерительных инструментов и умение ими пользоваться.

в третьих, в процессе трудового обучения необходимо добиваться такой степени сформированности трудовых навыков, которая обеспечит выполнение деятельности со скоростью, принятой на производстве,

в-четвертых, необходимо формировать у воспитанников с нарушениями слуха психологическую готовность к труду.

Трудовая деятельность, в которую включаются воспитанники, должна иметь нравственную основу, социальную значимость и педагогическую ориентацию на достижение конкретного результата, на производительный труд. Характер ориентации зависит от возраста: с возрастом происходит ее усложнение. На всех возрастных этапах должны быть обеспечены возможности для выделения и осознания нравственной основы и значимости получаемых результатов труда, способов достижения заданных или поставленных целей трудовой деятельности. Необходима четкая организация трудовой деятельности, ее следует осуществлять в специальных кабинетах труда, оснащенных современным оборудованием. Объекты труда выбираются в соответствии с интересами, их значение должно быть понятно воспитанникам. Конструкторская и технологическая сложность работ должна постепенно возрастать. Труд воспитанников с нарушениями слуха следует стимулировать оценкой, критерии которой четко задаются педагогом и ориентированы на разные моменты трудового процесса — качество выполненной работы, полученный результат, правильность выполнения трудовых действий и операций, степень самостоятельности, проявления взаимопомощи и т.д. Предпочтительной формой организации труда на всех этапах трудового обучения является бригадная форма — наиболее эффективная в плане как формирования межличностных отношений, так и воспитания.(У нас она применяема в условиях производственной практики).

Таким образом, задачи трудового обучения воспитанников с нарушениями слуха направлены на планомерное формирование всех обязательных признаков полноценной трудовой деятельности.  Для объяснения инструкций используются наглядность, показ, предварительные задания, но более легкие при взаимодействии педагога, мастера, сурдопереводчика. Необходимо учитывать уровень развития, вид речи, которой он владеет (жестовая, словестная, устная, письменная, тактильная).  Глухие воспитанники наиболее внушаемы, чем слышащие и в большей степени ориентированы на взрослого.

Разработка методики проведения обучающегося эксперимента опирается на положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии воспитанника, на понятия об «Актуальном уровне умственного развития» и «зоне ближайшего развития», которую определяют как способность воспитанника в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь тем самым на более высокую ступень умственного развития, наличие более широкой «зоны ближайшего развития» является важным диагностическим признаком успешности обучения, таким образом «зона ближайшего развития» - значимый показатель перспектив развития воспитанника под воздействием обучения, поэтапная помощь при выполнении задания. В качестве помощи используется система вспомогательных заданий.

«Надо создавать потребность в общечеловеческой речи – тогда появится и речь» (Л.С.Выготский). К.Э.Циолковский с детства имел нарушения слуха. «Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от шаблонного счастья, заставляла меня сосредоточиться, отдаться своим навеянным наукой мыслям. Без неё я никогда бы не сделал и не закончил столько работ»

В становлении трудовой деятельности людей с нарушениями слуха выделяются специфические особенности, обусловленные структурой дефекта, возрастными закономерностями развития познавательных процессов и личностных образований.

Психологи указывают на четыре обязательных признака трудовой деятельности:

1) сознательное предвосхищение результата, при этом сознание социальной ценности результата выступает как существенный регулятор;

2)  сознание обязательности достижения цели, которое подкрепляется одобрением, старших — родителей, членов семьи, учителей, что особенно важно на начальных этапах трудового обучения;

3) выбор, применение или создание орудий, средств трудовой деятельности — деятельность будет тем эффективней, чем лучше человек ориентируется в средствах ее осуществления, как внешних, так и внутренних;

4) осознание межличностных отношений и зависимостей, складывающихся в трудовой деятельности (Е. А. Климов).

Замедленное развитие у детей и подростков с нарушениями слуха мыслительных операций, в частности таких, как анализ и синтез, абстракция, обусловливает у них трудности в выделении и осознании цели. В процессе трудовой деятельности они стремятся как можно быстрее получить результат, т.е. достичь цели. Но им не хватает сосредоточенности, умения соотнести образ будущего результата с получаемым продуктом, проанализировать причины трудностей. Иногда подростки и юноши в стремлении быстро получить результат пренебрегают важными трудовыми операциями. Полученный неудовлетворительный результат оказывается для них неожиданным, при этом возникает отрицательное эмоциональное состояние, неудовлетворенность, которые при повторных неудачах распространяются на всю трудовую деятельность. У подростков с нарушениями слуха часто не наблюдается осознания обязательности достижения поставленной цели. Поэтому для полноценного формирования этих обязательных признаков трудовой деятельности необходимо усиление положительного отношения к труду, создание соответствующей мотивации, заинтересованности в достижении определенных показателей, в стремлении стать хорошим специалистом.

Большие проблемы связаны, особенно на начальных этапах трудовой жизни воспитанников, имеющих нарушения слуха, с осознанием межличностных производственных отношений. Они обусловлены замедленным формированием межличностных отношений и механизмов межличностного восприятия. У подростков и юношей недостаточно сформированы оценочные критерии межличностных отношений, они часто допускают крайности в оценке окружающих, с которыми встречаются в рабочей обстановке, недостаточно оценевают личные и деловые отношения, руководствуются не столько отношением к себе, сколько своим отношением к другому. Эти ошибки межличностного восприятия часто связаны с неадекватно завышенной самооценкой, которая характерна для них даже в период ранней юности. На межличностные отношения могут отрицательно влиять неустойчивые трудовые интересы, недостаточно сформировавшиеся личностные качества. Одни и те же личностные качества приобретают либо положительный, либо отрицательный характер в зависимости от отношения к трудовой деятельности, от ее мотивации: в одних случаях эмоциональная возбудимость может привести к бодрости, большей активности в процессе труда; в других, например при неуспехе или неадекватно понятых межличностных отношениях, — к повышенной раздражительности, агрессивности.          

В связи с этим основной задачей мастера и сурдопереводчика является создание благоприятного климата в  межличностных отношений студентов группы. Заинтересованность студентов профессией «Портной», а также изучение теоретического и практического циклов. Наши студенты с большим интересом идут  в мастерскую для того чтобы,  как можно больше сделать своими руками – это узлы обработки на МДК и изделия на учебной практике в мастерских техникума.

В своей практике, работая со студентами с нарушением слуха,  применяю технологию  индивидуализированного подхода педагогических технологий, т.к. результат совместного труда всегда положительный, а также работу попарно: сильный - слабый.  Студенты не любят исправлять или переделывать, неуспех переживают, нервничают. Приходится много работать в этом плане: объяснять, показывать по узлу обработки, закреплять самостоятельной работой до полного  понимания и осознания.

На практике в учебных мастерских наши студенты прошивают  индивидуально весь ассортимент изделий по перечню применяя проектные технологии, в том числе курсовые и дипломные проекты изделий студентов. Таким образом мы подготавливаем  своих воспитанников к выходу на производственную практику. Где им не обходимо безболезненно влиться в коллектив, адаптироваться  в условиях предприятия, здесь ведётся большая работа психологического характера мастером производственного обучения. Работает такой фактор, как «рядышком сидишь и наблюдаешь за работой студента до тех пор, пока они усвоят операцию».

Наши выпускники социализированы в обществе и успешно работают на предприятии лёгкой швейной промышленности ООО «Волгошвейпром». Сотрудничество с социальным партнером в период производственной практики, является одной из педагогических технологий.

 Список литературы

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.
  2. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. — М., 1979. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. — М., 1971.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*