Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта по психолого-педагогическому сопровождению слушателей с интеллектуальными нарушениями в условиях получения профессионального образования

17.06.2015 318 489
Федорченко Елена Валерьевна, педагог-психолог

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим, следует отметить специфику  учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, где наряду с «условно здоровыми» студентами профессиональное образование получают выпускники коррекционных школ-интернатов. Этот процесс  строится с учетом психофизических возможностей слушателей с умственной отсталостью [5, 75-80]. В ГБОУ СПО «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов» созданы условия для качественного учебно-воспитательного процесса получения профессионального образования этой категории обучающихся. Создан особый психологический  климат  в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем и нужд  слушателей с нарушением интеллекта и на желании ему помочь [6, 264].

Психологическое сопровождение слушателей с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ему, родителям (опекунам) и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации со стороны педагога-психолога.  Роль педагога-психолога в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных обучающихся и педагогов, целые группы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях обучающихся [4, 57-66].

Задачи психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса получения профессии слушателей с умственной отсталостью:

  • оказание содействия в формировании и развитии у подростков данной группы жизненно необходимые навыков и умений: эффективного взаимодействия, общения, борьбы со стрессом и навыков в принятии решений;
  • знакомство обучающихся с основами психологических знаний в процессе профессионального становления, стимулирование развития их коммуникативной культуры;
  • формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях;
  • коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих и успешной социально-профессиональной адаптации.

Педагогические средства, используемые в опыте работы педагога-психолога в образовательном учреждении среднего профессионального образования:

  • диагностика;
  • наблюдение;
  • профилактические индивидуальные и групповые беседы со слушателями [1, 16-17];
  • выступления на педсоветах, заседаниях методических комиссий, семинарах для педагогов и родительских собраниях;
  • индивидуальные консультации для обучающихся, родителей (опекунов) и педагогов техникума;
  • групповые и индивидуальные развивающие и коррекционные занятия для обучающихся и педагогов;
  • подготовка психолого-педагогических рекомендаций (для педагогов и родителей) по результатам диагностики и проведенной индивидуальной и групповой коррекционной работы.

Слушатели в группах с ОВЗ проходят профессиональное обучение в техникуме в течении 10 месяцев. В начале обучения я провожу с ними входную диагностику по выявлению их уровней тревожности, социализации, учебной мотивации. Используемые методики:

- методика для диагностики мотивационной сферы «Зачем я учусь?» (адаптированный вариант методики «Лесенка  побуждений»);

- методика для изучения социализированности личности   обучающегося (разработана профессором М. И. Рожковым);

- экспресс методика по выявлению тревожности в период адаптации.

Чуть позже (октябрь-ноябрь) я дополнительно провожу профанкетирование по методике «Надо. Могу. Хочу»   и выявление уровня агрессивности по методике Басса-Дарке.

Выбор вышеуказанных методик обусловлен спецификой главных задач нашего образовательного учреждения и спецификой контингента. Остановлюсь на этом подробнее. Одной из главных задач учебно-воспитательного процесса в ГБОУ СПО «ВПТКР» является «…подготовка грамотного, личностно и социально зрелого молодого рабочего». Исходя из этого, одной из главных задач деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении  профобразования, я вижу в психологическом сопровождении профессионального становления обучающихся. Для этого мной была разработана программа психологического сопровождения профессионального становления слушателей, являющихся выпускниками коррекционных школ VIII вида «На пути в профессию» [3, 40-41]. А методом отслеживания эффективности этой программы  служит методика «Надо. Могу. Хочу».

Контингент слушателей с нарушением  интеллекта на 70% представлен несовершеннолетними слушателям и на 47% - детьми-сиротами и ЛОПР, что в свою очередь, свидетельствует о необходимости работы педагога-психолога с эмоциональной сферой подростков и особенностями их поведенческих проявлений [8, 83]. Для этой цели мною была адаптирована программа «Коррекции агрессивного поведения подростков» и  в качестве отслеживания эффективности этой программы мною используется опросник Басса-Дарке.

С учетом предварительного наблюдения, данных диагностического обследования и изучения документации составляются индивидуально-ориентированные программы развития слушателей с ограниченными возможностями здоровья (индивидуальные маршруты развития), а также даются психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей.

В первой декаде сентября в рамках адаптационной недели со слушателями из этих групп я провожу тренниговое занятие «Давай познакомимся». Его целью является знакомство и помощь в адаптации слушателям в новых условиях. В течении учебного года со слушателями этой категории контингента проводится групповая коррекционно-развивающая работа по программам, индивидуальные психопрофилактические беседы, коррекционные занятия и консультации.

По программе  психологического сопровождения профессионального становления слушателей, являющихся выпускниками коррекционных школ-интернатов VIII вида «На пути в профессию» проводятся групповые занятия. Целью программы является осуществление психологической поддержки профессионального становления слушателей с нарушением интеллекта. Эти занятия проводятся в течении 4-х месяцев в середине учебного года. А по программе «Коррекции агрессивного поведения» в групповых занятиях принимают участие только те слушатели коррекционных групп, которые или в результате тестирования показали высокие показатели по шкале агрессивности или сами изъявили подобное желание [7, 38-42]. Эти занятия проводятся в течении 1,5-2х месяцев по мере наполнения групп.   Цели этой коррекционно-развивающей программы: обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры; формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами. Также в каждой групп слушателей проводится коррекционно-развивающее занятие для подростков: «Конфликты и их разрешение». Это делается как с коррекционной так и с профилактической целью, а также с целью развивать умение понимать причины конфликтов и способы их разрешения.

Необходимо отметить, что эффективность приложенных усилий будет недостаточной, если ограничится только работой со слушателями. Для достижения наилучшего результата необходимо направить усилия педагога-психолога в сторону работы с родителями и педагогами. С ними я веду просветительскую и консультативную работу.

Ежегодно на групповых родительских собраниях, в своем выступлении, по вопросам психолого-педагогических аспектов внуприсемейного взаимодействия в подростковом возрасте я раздаю индивидуальные памятки для родителей «Как помочь ребенку в освоении профессии». Многие родители (опекуны) обращаются за консультативной помощью (30-40 обращений в год).

С педагогическими сотрудниками техникума (мастерами производственного обучения, преподавателями и воспитателями общежития) также проводится просветительская и консультативная работа. Мною разработаны и повсеместно в педколлективе внедрятся  рекомендации по эффективному взаимодействию и конструктивному общению с подростками с нарушением интеллекта. На педагогических советах, семинарах, заседаниях методической психолого-педагогичкской комиссии и советах по профилактике я выступаю по вопросам психолого-педагогической поддержки и психолого-педагогического сопровождения слушателей с нарушением интеллекта в условиях профессионального образования в техникуме. Педагогические сотрудники еще чаще обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу по вопросам эффективного взаимодействия с этой категорией обучающихся (40 – 50 обращений за учебный  год).

Таким образом, педагог-психолог сопровождает слушателей с нарушением интеллекта в образовательном пространстве техникума с момента их поступления и до его окончания. А также, активно помогаем их родителям, педагогам образовательного учреждения (преподавателям, мастерам производственного обучения, воспитателям общежития и классным руководителям) в составлении образовательно-воспитательных программ с учетом особенностей психологической и интеллектуальной сферы этой категории слушателей  [2, 46-51].

Результатом проведенной работы  по  психолого-педагогическому сопровождению слушателей с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования» ГБОУ СПО «ВПТКР» могут служить результаты ежегодно проводимого мониторинга:

  • уровень «учебной мотивации» несколько повышается в сравнении с началом учебного года, причем надо отметить доминирование уровня познавательных мотивов над социальными у большего числа слушателей, что может служить свидетельством возрастающего интереса к процессу обучения в целом и к новым учебным дисциплинам;
  • сравнение уровня «социализированности» на начало и конец периода  обучения в техникуме выявило некоторое увеличение «среднего уровня социализации» -  /с 59 % до 63 %/ и «высокого уровня» /с 31% до 33%/ , что в сумме составляет – 6%, и может свидетельствовать о создании достаточных необходимых условий для формирования зрелой жизненной позиции у слушателей с умственной отсталостью в техникуме;
  • «уровень тревожности» на начало и конец учебного года практически не изменился, и остался достаточно благополучным: «низкий» и «средний уровни тревоги» демонстрируют 91% слушателей, что на 2% больше в сравнении с началом учебного года,  и может служить свидетельством создания благоприятного психологического климата для этой категории контингента техникума;
  • показатели по линейке «Социометрии в группах» значительно улучшились на конец учебного года у 92% этих ребят.
  • по результатам реализуемой программы «На пути в профессию» по методике «Надо. Могу. Хочу» изменяются и количественные показатели (предъявляется больше профессиональных качеств, умений, знаний – 50-70%) и качественные – увеличивается набор профессиональных качеств, умений, знаний в каждом столбце, особенно в столбце «Могу».
  • по результатам реализуемой программы «Коррекции агрессивного поведения подростков» по опроснику Басса-Дарке наблюдается снижение показателей агрессии. Особенно снизились показатели подозрительности и обиды, снизился индекс враждебности.

Эти данные подкрепляются данными наблюдений и мнениями педагогов, работающими с данной категорией ребят.

Описываемый опыт может оказаться полезным для педагогов-психологов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, имеющим в контингенте группы слушателей с ограниченными возможностями здоровья (выпускников коррекционных школ VIII вида), а также другим педагогическим сотрудникам этих образовательных учреждений (классным руководителям, мастерам производственного обучения, воспитателям общежитий, социальным педагогам и др.).

Список литература

  1. Ананьева Т. Графическая беседа «Мой профессиональный выбор». Школьный психолог. – 2009. - №24.
  2. Дуброва Т.И. Вариативные программы подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта. Коррекционная педагогика. –  2009. - № 5(35).
  3. Златогорская О. "На тропе доверия". Программа коррекции агрессивного поведения подростков. Школьный психолог №№30,31, 2003г.
  4. Леонтьев, А. Н. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего Вопросы психологии. – 2001. - №1.
  5. Муравьёва, Е.В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников. Коррекционная педагогика. –  2009. - № 5(35).
  6. Новак, М. Профориентационная методика «РАДИ» Школьный психолог. – 2010. - № 19.
  7. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение.  Воронеж: НПО Модэк, 1996.
  8. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб. «Ювента», Институт тренинга, 1999г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*