Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности психолого-педагогического сопровождения студентов с нарушением слуха и речи

17.06.2015 305 402
Федорченко Елена Валерьевна, педагог-психолог

Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов

Профессиональное обучение каждого трудоспо­собного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личност­ных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов. Особенности психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, обусловлены пониманием специфики контингента студентов, которые приходят получать профессию. В ГБОУ СПО «ВПТКР» наряду с выпускниками средне образовательных школ приходят получать профессиональное образование и выпускники школ-интернатов I и II видов (для детей с нарушением слуха). В данных условиях учебно-воспитательный процесс должен строиться с учетом психофизических возможностей студентов с ограниченными возможностями здоровья. В ГБОУ СПО ВПТКР мы стремимся к созданию условий для качественного психолого-педагогического сопровождение студентов. А также, создания особого морально-психологического климата  в педагогическом и студенческом коллективах, основанном на понимании проблем, нужд и особенностей  студентов с нарушением слуха и речи, включая их с первого курса в толерантную социальную среду, ориентированную на равноправное обучение, развитие и участие в общественной жизни техникума каждого студента, индивидуальную реализацию возможностей и перспектив профессионального и личностного роста.

В рамках ФГОС  наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения студентов  в условиях инклюзивного образования. Роль педагога-психолога в данном процессе – это роль координатора в создании целостной системы поддержки, объединяющей отдельных студентов и педагогов, целые группы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях студентов. Другими словами, педагог-психолог образовательного учреждения сопровождает изменение внутритехникумовской корпоративной культуры и помогает администрации, педагогам, студентам и их родителям адаптироваться в сложившихся условиях получения профессионального образования [2, 448].

Необходимо выделить несколько основных принципов психолого-педагогического сопровождения:

- рекомендательный характер советов сопровождающего,

- приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне студента»,

 - непрерывность сопровождения,

- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения, т.е. согласованная работа «команды» специалистов:

педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, воспитателя общежития и мастера производственного обучения,   проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Специалисты сопровождения способствуют формированию различных форм сотрудничества, взаимной поддержки, толерантного отношения друг к другу между обычными студентами и студентами с нарушением слуха и речи [3, 7].

Необходимо выделить два уровня психолого-педагогического сопровождения:

- актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у студента;

- перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии в будущем.

Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения. В деятельности службы сопровождения существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:

- диагностика развития студента (психического, личностного, социального);

-реализация программ индивидуальных и групповых занятий профилактической и коррекционно-развивающей направленности;

- анализ образовательной среды с точки зрения тех требований и возможностей, которые она имеет для обучения и воспитания студента для обоснования последующих рекомендаций.

Суть работы педагога-психолога со студентом с нарушением слуха и речи состоит в снятии его нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации:

- групповые и индивидуальные беседы;

- индивидуальные консультации ;

- групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие и профилактические занятия ;

- тренинговые упражнения.

Важным аспектом в работе педагога-психолога является  формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Я провожу консультативную и просветительскую работу, направленную на принятие идеологии инклюзивного образования, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у администрации, педагогов образовательных учреждений, у студентов и родителей «относительно здоровых» студентов.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей студентов с ограниченными возможностями проходит через консультирование, групповые и общетехникумовские родительские собрания, посещение семей, выпуск информационных бюллетеней.  Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы [1, 138]. Благодаря этому родители принимают на себя  и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» ребятам у всех родителей инклюзивной группы. Таким образом, от понимания потребностей студентов с «особыми» потребностями на микроуровне (одногруппник моего сына нуждается в специальной помощи сурдопереводчика или в специальной форме изложения учебного материала) можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых. Что в целом соответствует общегосударственному взгляду на этот вопрос на современном этапе развития нашего общества и отвечает требованием государственной программы «Доступная среда».

Деятельность педагога-психолога в организации  психолого-педагогического сопровождения направлена, в том числе, и на работу с педагогами (преподавателями, воспитателями общежития и мастерами производственного обучения), формирование их социального и профессионального интереса к особенностям развития студентов с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

В условиях нового образовательно-воспитательного процесса в техникуме (где они из специализированного образовательного учреждения приходят в инклюзивное) у студентов с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произволь­ного взаимодействия со сверстниками. У тех и других формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что человек с ограниченными возможностями здоровья не хуже и не лучше других  -  он такой же, как все.

Его психическое и физическое здоровье сильнейшим образом зависит от настроения и душевного состояния [4, 2].  С целью социально-психологической адаптации таких ребят в образовательном учреждении осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в техникуме: различные конкурсы, участие в олимпиадах, спортивных мероприятиях, групповых тренингах, информационных и профилактических занятиях, совместных выступлениях художественной самодеятельности. Когда  речь идет об инклюзивном образовании, т. е. необходимости создания такой системы действий, при кото­рой интеграция, объединение в одной группе, в одном учебном заведении  ребят с обыч­ным развитием и с особенностями психофизического развития, то, в первую очередь, необходимо говорить о полноценном участии последних в общественной жизни. Студенты с нарушением слуха и речи и условно «здоровые» вместе учатся, получают профессиональные навыки, проводят свободное время и совместно проживают в общежитии техникума.

С целью изучение мнений студентов по поводу совместного (параллельного) обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и «условно здоровых» было проведено анкетирование. В нем приняли участие 125 студентов 1-2 курсов ГБОУ СПО «ВПТКР». Все они являются участниками инклюзивного учебно-воспитательного процесса. Большинство из участников исследования (83%) не видят ничего отрицательного в совместном обучении обычных ребят с ребятами  с ОВЗ. 43% анкетируемых считают, что совместное обучение со студентами с ограниченными возможностями здоровья будет развивать у них («условно здоровых»)доброту и сочувствие. А 20% отметили, что совместное обучение поможет наладить контакт (общение) с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Значительное количество студентов, принявших участие в исследовании готовы оказать помощь (57%), заботиться (10%), общаться и дружить со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья (13%). Хочется процитировать высказывание одной из анкетируемых непосредственного участника инклюзии: « Я бы с удовольствием им (студентам с ОВЗ) помогла в любой ситуации. Они такие же как и мы, но им тяжело с нами…»

Данные анкетирования показали, что в целом ребята готовы обучаться совместно, они готовы к знакомству с нечто неизведанным, к новому общению (обучению методикам общения с иными людьми), к взаимодействию и сотрудничеству с ними.

Список литературы

  1. Грачев, Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М. : «Центр общественных ценностей», 1998.
  2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  3. Каткова, Л. П. Организация деятельности социального работника в семьях, имеющих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. – № 2.
  4. Материалы IX съезда педиатров России и парламентских слушаний «Здоровье детей – проблема первоочередной важности» // Медицинская сестра. – 2001. – № 3



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*