Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПрофессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов. Особенности психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, обусловлены пониманием специфики контингента студентов, которые приходят получать профессию. В ГБОУ СПО «ВПТКР» наряду с выпускниками средне образовательных школ приходят получать профессиональное образование и выпускники школ-интернатов I и II видов (для детей с нарушением слуха). В данных условиях учебно-воспитательный процесс должен строиться с учетом психофизических возможностей студентов с ограниченными возможностями здоровья. В ГБОУ СПО ВПТКР мы стремимся к созданию условий для качественного психолого-педагогического сопровождение студентов. А также, создания особого морально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах, основанном на понимании проблем, нужд и особенностей студентов с нарушением слуха и речи, включая их с первого курса в толерантную социальную среду, ориентированную на равноправное обучение, развитие и участие в общественной жизни техникума каждого студента, индивидуальную реализацию возможностей и перспектив профессионального и личностного роста.
В рамках ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения студентов в условиях инклюзивного образования. Роль педагога-психолога в данном процессе – это роль координатора в создании целостной системы поддержки, объединяющей отдельных студентов и педагогов, целые группы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях студентов. Другими словами, педагог-психолог образовательного учреждения сопровождает изменение внутритехникумовской корпоративной культуры и помогает администрации, педагогам, студентам и их родителям адаптироваться в сложившихся условиях получения профессионального образования [2, 448].
Необходимо выделить несколько основных принципов психолого-педагогического сопровождения:
- рекомендательный характер советов сопровождающего,
- приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне студента»,
- непрерывность сопровождения,
- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения, т.е. согласованная работа «команды» специалистов:
педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, воспитателя общежития и мастера производственного обучения, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Специалисты сопровождения способствуют формированию различных форм сотрудничества, взаимной поддержки, толерантного отношения друг к другу между обычными студентами и студентами с нарушением слуха и речи [3, 7].
Необходимо выделить два уровня психолого-педагогического сопровождения:
- актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у студента;
- перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии в будущем.
Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения. В деятельности службы сопровождения существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:
- диагностика развития студента (психического, личностного, социального);
-реализация программ индивидуальных и групповых занятий профилактической и коррекционно-развивающей направленности;
- анализ образовательной среды с точки зрения тех требований и возможностей, которые она имеет для обучения и воспитания студента для обоснования последующих рекомендаций.
Суть работы педагога-психолога со студентом с нарушением слуха и речи состоит в снятии его нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков. В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации:
- групповые и индивидуальные беседы;
- индивидуальные консультации ;
- групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие и профилактические занятия ;
- тренинговые упражнения.
Важным аспектом в работе педагога-психолога является формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Я провожу консультативную и просветительскую работу, направленную на принятие идеологии инклюзивного образования, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у администрации, педагогов образовательных учреждений, у студентов и родителей «относительно здоровых» студентов.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей студентов с ограниченными возможностями проходит через консультирование, групповые и общетехникумовские родительские собрания, посещение семей, выпуск информационных бюллетеней. Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы [1, 138]. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.
Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» ребятам у всех родителей инклюзивной группы. Таким образом, от понимания потребностей студентов с «особыми» потребностями на микроуровне (одногруппник моего сына нуждается в специальной помощи сурдопереводчика или в специальной форме изложения учебного материала) можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых. Что в целом соответствует общегосударственному взгляду на этот вопрос на современном этапе развития нашего общества и отвечает требованием государственной программы «Доступная среда».
Деятельность педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения направлена, в том числе, и на работу с педагогами (преподавателями, воспитателями общежития и мастерами производственного обучения), формирование их социального и профессионального интереса к особенностям развития студентов с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
В условиях нового образовательно-воспитательного процесса в техникуме (где они из специализированного образовательного учреждения приходят в инклюзивное) у студентов с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У тех и других формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что человек с ограниченными возможностями здоровья не хуже и не лучше других - он такой же, как все.
Его психическое и физическое здоровье сильнейшим образом зависит от настроения и душевного состояния [4, 2]. С целью социально-психологической адаптации таких ребят в образовательном учреждении осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в техникуме: различные конкурсы, участие в олимпиадах, спортивных мероприятиях, групповых тренингах, информационных и профилактических занятиях, совместных выступлениях художественной самодеятельности. Когда речь идет об инклюзивном образовании, т. е. необходимости создания такой системы действий, при которой интеграция, объединение в одной группе, в одном учебном заведении ребят с обычным развитием и с особенностями психофизического развития, то, в первую очередь, необходимо говорить о полноценном участии последних в общественной жизни. Студенты с нарушением слуха и речи и условно «здоровые» вместе учатся, получают профессиональные навыки, проводят свободное время и совместно проживают в общежитии техникума.
С целью изучение мнений студентов по поводу совместного (параллельного) обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и «условно здоровых» было проведено анкетирование. В нем приняли участие 125 студентов 1-2 курсов ГБОУ СПО «ВПТКР». Все они являются участниками инклюзивного учебно-воспитательного процесса. Большинство из участников исследования (83%) не видят ничего отрицательного в совместном обучении обычных ребят с ребятами с ОВЗ. 43% анкетируемых считают, что совместное обучение со студентами с ограниченными возможностями здоровья будет развивать у них («условно здоровых»)доброту и сочувствие. А 20% отметили, что совместное обучение поможет наладить контакт (общение) с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Значительное количество студентов, принявших участие в исследовании готовы оказать помощь (57%), заботиться (10%), общаться и дружить со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья (13%). Хочется процитировать высказывание одной из анкетируемых непосредственного участника инклюзии: « Я бы с удовольствием им (студентам с ОВЗ) помогла в любой ситуации. Они такие же как и мы, но им тяжело с нами…»
Данные анкетирования показали, что в целом ребята готовы обучаться совместно, они готовы к знакомству с нечто неизведанным, к новому общению (обучению методикам общения с иными людьми), к взаимодействию и сотрудничеству с ними.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.