Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внедрение инновационных методов обучения на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» в ОГБОУ СПО «Черемховский медицинский техникум»

15.06.2015 306 401
Тушина Маргарита Викторовна
Тушина Маргарита Викторовна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

В системе образования  нашей страны в настоящее время происходят изменения, что приводит к необходимости разработки систем квалификаций, основанных на компетенциях.

Компетентность специалиста включает не только сугубо профессиональные знания и умения, но и такие качества, как самостоятельность, ответственность, инициатива, сотрудничество, умение учиться, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Поэтому очень важно, начиная с младших курсов, развивать у будущих специалистов данные качества.

Отличительная особенность ФГОС третьего поколения – ориентация на рынок труда и учет международных тенденций развития образования, поэтому для  повышения качества образования необходимым условием является применение активных инновационных технологий обучения.

Для их внедрения, прежде всего, нужно проанализировать понятия «инновация» и «технология», а затем, объединив эти понятия, определить их качество и область реализации в учебном процессе.

Термин «инновация» происходит от латинского глагола innovare – обновлять, возобновлять, изменять. Термин «инновация» впервые предложил австрийский ученый Йозеф Аллоиз Шумпетер в работе «Теория экономического развития» в 1912 году. По определению Шумпетера,  инновация предполагает использование новых комбинаций существующих производственных сил для решения коммерческих задач. С этого момента понятие «инновация», а также сопряженные с ним понятия «инновационный процесс» и «инновационные технологии» приобрели общенаучный статус. Если говорить об инновациях в российской образовательной системе, то речь о них зашла в 80-х годах XX века.

Термин «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство, умение и logos – мысль, учение. Научное употребление слова «технология» было введено в 1772 году немецким ученым Иоганном Бекманом.

Что же следует понимать под термином «технология», который мы используем в учебном процессе? С одной стороны, технология может выступать как наука, которая исследует и открывает наиболее рациональные пути обучения студентов, с другой стороны, технологией можно назвать реальный процесс обучения. Но также технология может функционировать как целая система методов, способов или принципов, применяемых в обучении для оптимизации учебного процесса и достижения педагогических  целей.

Я расскажу об использовании таких инновационных технологий, как технология развития критического мышления и технология организации самостоятельной работы студентов в Черемховском медицинском техникуме. Применение данных технологий  не только повышает качество образования, но и способствует формированию  профессиональных и общекультурных компетенций студентов-медиков. Критическое мышление как творческое, аналитическое мышление позволяет студентам в обучении определить приоритеты, предполагает принятие решений и индивидуальную ответственность, повышает уровень работы с литературными источниками и интернет - ресурсами. Целью развития критического мышления являются формирование культуры чтения и стимуляция самостоятельной творческой  деятельности. Самостоятельная работа студентов неразрывно связана с развитием критического мышления. Она предполагает партнерское участие преподавателя при планировании работы и оценке результатов. Цели и задачи организации самостоятельной работы во многом совпадают с целями и задачами развития критического мышления, это две взаимосвязанные технологии.  Методическая база внедренных в учебный процесс технологий развития критического мышления и организации самостоятельной работы студентов включает следующие приемы.

  1. Прием «Задавание вопросов» Умение задать вопрос кажется мелочью в учебном процессе, но даже оно может существенно повысить качество обучения. Приведем типичный пример: преподаватель задает вопрос, предлагает обдумать ответ, обсудить его малой группой и после согласования общее мнение предложить для обсуждения аудитории. Вопрос должен быть таким, чтобы ответ предполагал размышление и анализ. Если студенты запишут свой ответ до его озвучивания, то это усилит эффект. Часто задавание вопросов перетекает в дискуссию, которую также следует считать одним из методов, входящих в технологию. В процессе дискуссии студенты сами учатся задавать вопросы и правильно их формулировать. Этот прием я использую при изучении раздела «Морфология».
  2. Прием «Корзина идей, понятий, имен, терминов». Этот прием организации индивидуальной или групповой работы студентов для актуализации их опыта и знаний. Например, я даю студентам задание составить или выбрать группы терминов. Каждый студент вспоминает и записывает то, что знает. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Каждая группа называет несколько терминов. Ошибки исправляются и анализируются. Студентам я предлагаю выполнить упражнение, когда одна группа учащихся выбирает термины с несогласованным определением, другая – с согласованным, а третья выбирает смешанные термины. Этот прием я использую на практических занятиях для закрепления темы «Клиническая терминология».
  3. Прием «Пометки на полях». Прием удобен для самостоятельного разбора новой темы и составления конспекта, так как позволяет студентам отслеживать свое понимание прочитанного текста. Отдельные абзацы или предложения в тексте помечаются специальными маркировочными знаками. Например, знаком «галочка» студенты отмечают информацию, которая им уже известна; знаком «плюс» отмечается новое знание, новая информация; знаком «минус» отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у студентов представлениями; знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятным. Кажущаяся простота данного метода позволяет, тем не менее, улучшить качество самостоятельной работы и подтолкнуть студентов к творческому анализу. Данный метод можно использовать для самостоятельной работы студентов по таким темам, как «Краткий очерк истории латинского языка» и «Греко – латинские дублеты».
  4.  Прием «Составление маркировочной таблицы ЗУХ» Студенты чертят таблицу, состоящую из трех граф: Знаю; Узнал новое; Хочу узнать (ЗУХ). Данный прием по своим целям, задачам и применению очень близок приему «Пометки на полях». Этот метод эффективнее применять для самостоятельной работы студентов по вводным темам каждого раздела дисциплины, например, «Фонетика», «Морфология», «Клиническая терминология».
  5. Прием «Графические схемы» При помощи различных графических схем можно наглядно и понятно для себя и других представить практически любую тему целиком. Составление графических схем является очень удобным приемом, поскольку у каждого человека та или иная тема представлена в голове схематически. К тому же составление графических схем помогает превратить догматическое мышление в критическое, творческое. Схема фишбоун, придумана японским ученым Кауро Ишикава, помогает структурировать процесс, показать внутренние связи. Кластеры и понятие «кластерный анализ» ввел математик Р. Трион. Это объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица с определенными свойствами. Денотатный граф (от лат. denoto – ‘обозначаю’ и греч. grapho – ‘пишу’) является способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Все данные виды графических схем можно использовать на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией». При этом преподаватель может сам объяснять теоретический материал с помощью графической схемы, а иногда это можно предложить сделать самостоятельно студентам. Например, преподаватель объяснил новую тему «Существительные мужского рода третьего склонения» в виде графической схемы «фишбоун». Последующие темы «Существительные женского и среднего рода третьего склонения» студенты оформляют «фишбоуном» самостоятельно. Студенты самостоятельно выбирают тот вид графической схемы, который им кажется наиболее удобным при рассмотрении новой темы.
  6. Прием «Составление ментальной карты занятия». Ментальные карты являются удобным инструментом для отображения мыслительного процесса и структурирования информации в визуальной форме. Каждый студент может представить информацию так, чтобы ее легко было запомнить, поскольку информация записана на «языке мозга». Ментальная карта занятия – это отображение самостоятельной творческой деятельности, «мыслительный продукт» индивидуума. Ментальные карты или интеллект – карты, или умственные карты, или карты ума разработаны знаменитым ученым, консультантом по вопросам интеллекта и психологии обучения Тони Бьюзеном. Ментальные карты дают не только наглядное представление информации, но и обобщение, систематизацию больших объемов информации. Ментальные карты могут исполнять роль конспекта, опорной схемы, которые могут быть использованы на любом этапе занятия. В виде таких карт можно оформлять теоретический материал занятий, используя не только тетрадь и ручку, но и цветные карандаши, фломастеры, листы формата А4, пояснительные рисунки, чтобы сделать карту понятной и красивой. При помощи ментальных карт в Черемховском медицинском техникуме были оформлены темы раздела «Клиническая терминология». Студенты отметили, что при помощи ментальной карты им проще запомнить учебный материал, легче в нем ориентироваться и реально оценить объем необходимой информации.  Опыт их внедрения позволяет сделать ряд важных выводов. Всех студентов, принимавших участие в составлении таких карт, можно разделить на два основных типа. Одни ориентированы на обладание знаниями. Они стремятся четко записать объяснение новой темы преподавателем, получить ответы на вопросы, которые нужно выучить. Другие не ждут чужих ответов, а действуют самостоятельно, активно и продуктивно. Полученная информация не становится для них догмой или просто «каким-то знанием». У них рождаются новые вопросы и идеи. Несомненно, что эта группа студентов представляет наибольший интерес для преподавателя, который ценит критическое мышление. Отличительной чертой преподавателя, который использует технологии развития критического мышления и организации самостоятельной работы, является то, что он мало говорит, но много слушает и наблюдает. Внедрение данных инновационных технологий в учебный процесс имеет значение и для преподавателя и для студента, так как между ними устанавливаются партнерские отношения, основанные на взаимоуважении и доверии. Для преподавателя очень важно обнаружить скрытые таланты и способности своих учащихся, поддерживать, поощрять к исследованию и направлять студентов. Стоит особо отметить, что внедрение технологии критического мышления в образовательный процесс побуждает студентов интересоваться не только сугубо профессиональными, но и общекультурными вопросами, четко определять проблему, исследовать факты, анализировать идеи и предположения. Из этого следует, что использование инновационных технологий в учебном процессе способствует формированию у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, которые необходимы любому выпускнику. Технологии развития критического мышления и организации самостоятельной работы помогут студентам адаптироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; студенты- выпускники смогут самостоятельно критически мыслить и искать рациональные пути решения проблем. Технология организации самостоятельной работы будет способствовать грамотному сбору информации с использованием современных технологий. И самое главное – инновационные технологии помогут формированию личностных качеств студента - выпускника, таких как коммуникабельность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*