Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Диалог гуманитарных предметов

26.12.2011 352 1 1643
Светочева А.Н, преподаватель

Черёпкина Альбина Васильевна
Черёпкина Альбина Васильевна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

«Всё что находится во взаимной связи,

 

должно преподаваться в такой же связи»

 

Ян Амос Каменский


Интеграция – (от латинского integer – целый, восстановление.) 
Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современном учебном заведении как среднего начального образования, так и среднего профессионального образования, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. 


При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.


Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде. Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей.


Основным фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире.


Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.


Известно, что многие учебные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика.


Внутрипредметная интеграция, необходима, так как студенты, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и задача педагогов показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано. Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.


Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в непоколебимые школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.


Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или мной области.  

        

Преимущества интеграции на уроке.

  • Мир, окружающий студентов, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы образовательного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
  • Интегрированные уроки развивают потенциал студентов, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание студентов на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение студентов за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  • Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует развитию способностей его обучающихся. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые выводы, наблюдения  в различных предметах;
  • Интегрированные уроки дают студенту достаточно широкое и яяркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры;
  • Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.  

Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности студентов. Это позволяет использовать содержание всех научных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.


Интеграция предметов в современном образовательном учреждений - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных педагогов.


Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает студенту почувствовать единство мира и человека. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.


Любое художественное произведение знакомит с целями жизни героя. Стремления и поступки персонажей определяются системой их личностных ценностей. Любовь, красота, нравственная ценность существуют. И цель литературы - находить их. Литература - сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Исходя из вышесказанного, можно выдвинуть ряд задач в преподавании литературы:

  • воспитать всесторонне развитого человека;
  • активизировать мыслительную деятельность студентов;
  • формировать обобщённые знания и умения;
  • воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.

Музыка в педагогическом колледже это отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков, занятий эстетического цикла, предмет факультативных занятий, форма эстетизации праздников, внеклассных мероприятий, одухотворяющий компонент всей учебной деятельности колледжа, которой может быть использован в любом колледжном уроке.


Музыка - самый «эмоциональный» вид искусства. Известный психолог Борис Михайлович Теплов писал: «Наиболее в прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способностей.- М., 1985.)


Музыка может с огромной непосредственность и силой передавать эмоциональное состояние человека всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.


Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она обладает возможностью передать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение, таким образом, имеет некую «чувственную программу» (термин В. Г. Ражникова), разворачивающуюся во времени.


Литература и музыка тесно взаимосвязаны. Художественное слово более всего музыкально в лирике, передающей движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У неё есть ритм, внутренняя мелодия. Музыка предаёт прозе яркую эмоциональность, одухотворенность и гармонию.


Интеграция литературы и музыки сопоставляет литературные и музыкальные произведения. Музыкальные произведения являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения, выразительным средством эмоциональной окраски повествования и создания психологически достоверного образа. Музыка тонко передаёт переживание героев, выявляет весь строй их чувств, выражает одухотворенность и нравственную красоту близких автору героев, которые наделены любовью к музыке, способностью глубоко и искренне чувствовать её. И, напротив, нелюбовь героев к музыке может быть симптомом духовной ограниченности и бедности чувств. Слияние литературы и музыки, их взаимодополнение способствуют более глубокому эмоциональному раскрытию образов.


Интеграции позволяет разнообразить анализ произведения, активизировать интерес студентов к классической литературе и музыке, развивать эмоционально нравственный отклик на художественные и музыкальные произведения, способности к восприятию произведения искусства и творческой деятельности, способствует проявлению самостоятельности взглядов,  позиций, суждений.


Сближение интеграции литературы и музыки сближает уровень профессиональной образованности студентов, обеспечивает систематизированное усвоение учебного материала, углубляет и расширяет культурный кругозор, предоставляет возможность видеть богатство и разнообразие мира, перспективы для дальнейшего развития.

Интеграция литературы и музыки их синтез - объединяясь в единое целое, обладают особым эмоциональным воздействием, которое эстетически организуют духовную среду, даёт педагогу безграничные возможности сделать уроки увлекательными и интересными.


Изучаемый в процессе интегрированных уроков литературно-музыкальный материал может быть использован студентами  для аудиторной и самостоятельной работы, а также в процессе педагогической практики (уроки, внеурочные мероприятия и занятия, кружковая работа, организация культурно-досуговой деятельности в лагере) и в дальнейшей профессиональной деятельности.


Интегрированные уроки способствуют развитию интереса к профессии, создают почву для закрепления профессионально-педагогической направленности, повышают общую культуру студентов, что является показателем сформированности убеждений учителя.




Назад к списку

Комментарии
Замечательная статья, всем рекомендую, мне очень пригодилась в работе! Спасибо авторам!
Елена

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*