Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы студентов

11.06.2015 304 391
Шерстнева Марина Николаевна
Шерстнева Марина Николаевна, преподаватель

Черемховский медицинский техникум

Самостоятельная работа студентов (СРС) – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

Самостоятельная работа способствует:

  • углублению и расширению знаний,
  • формированию интереса к познавательной деятельности,
  • овладению приемами процесса познания,
  • развитию познавательных способностей.

Самостоятельная работа - главный резерв повышения эффективности подготовки специалистов.

Организация СРС должна основываться на следующих предпосылках:

  • самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности,
  • самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Предметно и содержательно СРС определяется ФГОС, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств.

Формы и содержание СРС определяются преподавателями цикловых методических комиссий (ЦМК) при разработке рабочих программ учебных дисциплин (УД) и профессиональных модулей (ПМ) с учетом курса обучения, степени подготовленности студентов и направлены на расширение и углубление практических знаний и умений, на установление межпредметных связей.

Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

  1. Мотивированность СРС.
  2. Четкая постановка познавательных задач СРС.
  3. Алгоритм, метод выполнения этой работы, знание студентом способов ее выполнения.
  4. Четкое определение преподавателем объема СРС, сроков ее представления, форм отчетности.
  5. Определение видов консультационной помощи.
  6. Критерии оценки СРС.
  7. Виды и формы контроля СРС.

Основные виды  самостоятельных работ студентов

Домашнее задание

Домашнее задание сопряжено с выполнением работы по пройденной теме.

Примеры :

  • разработка адаптированных программ индивидуальной специфической и неспецифической профилактики,
  • создание презентаций по заданным темам,
  • создание дидактического раздаточного материала по конкретному заданию преподавателя,
  • работа в сети Internet по заданию преподавателя,
  • поиск информации, необходимой в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности,
  • работа с обучающее - контролирующей компьютерной программой (электронным учебным модулем и т.п.) по данной теме (разделу),
  • подготовка к итоговому занятию по разделу модуля.

Реферат

Реферат всегда сопряжен с изучением конкретного вопроса.  Для этого вида самостоятельной работы свойственен описательный метод. Преподаватель может поручить студенту выполнить реферативное исследование на определенную тему. Рефераты нередко перерастают в уровень курсовых и  дипломных работ.

Научный доклад

Специфика научного доклада заключается в подготовке устного выступления. Итог работы - текст, тезисы, наброски, позволяющие воспроизвести идеи в аудитории (на семинарском занятии, научном или проблемном кружке и т.д.). Доклад, его тезисы желательно проработать до выступления в аудитории, другими словами -  прорепетировать. Это обязательно поможет выступающему приобрести уверенность, возможность увлечь слушателей своей темой.

Свободное владение материалом возможно только в ситуации глубокой проработки проблемы, ее самостоятельного усвоения.

Учебно-исследовательская работа студентов

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) проводится с целью  формирования аналитического мышления, выработки способности творчески  мыслить и углубленно заниматься познавательной деятельностью.  Студенты, вовлеченные в учебно-исследовательскую работу умеют анализировать, обобщать, делать выводы и внедрять полученные результаты в практику здравоохранения.  УИРС повышает интерес к изучаемому предмету, развивает самостоятельность и активность обучающихся  на теоретических и  практических занятиях,способствует более глубокому освоению дисциплин и профессиональных модулей.

Дипломная работа

Дипломная работа закрепляет  и расширяет знания и умения по дисциплине или профессиональному модулю, способствует овладению методиками исследования, углублению навыков самостоятельной работы.

Процесс подготовки дипломной работы разделяется на несколько этапов:

  1. выбор темы дипломной работы и ее согласование,
  2. подбор и изучение литературы по выбранной проблеме,
  3. оформление организационных документов и ознакомление с требованиями по оформлению дипломной работы,
  4. проведение исследований и написание дипломной работы,
  5. подготовка к защите дипломной работы (составление доклада, подготовка раздаточного и графического материала, получение отзыва руководителя, внешней рецензии на дипломную работу).

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов включает:

  • ФГОС, примерные и рабочие программы,
  • Учебная литература: учебники, учебные пособия, электронные учебные издания (интернет-ресурсы),
  • Учебно-методические пособия управляющего типа,
  • Сборники тестовых заданий, сборники ситуационных задач,
  • Методические рекомендации, рабочие тетради,
  • Журнал мониторинга практического обучения,
  • Дневник производственной практики,
  • Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Учебная литература (учебники, учебные пособия) составляют основной библиотечный фонд ОУ. Самостоятельная работа студента с учебной литературой является одним из важнейших методов обучения и закрепления знаний, позволяющая студенту многократно обрабатывать учебную информацию. Она может быть рассчитана на воспроизведение знаний, на закрепление, углубление и повторение пройденного, на формирование умений. Студенту для самостоятельной работы должен быть представлен доступ к электронными учебным изданиями - образовательным интернет-ресурсам.

Учебно-методические пособия управляющего типа

Учебно-методические пособия управляющего типа состоят из разделов:

Введение:

Требования  к обучающимся;

Рекомендуемый порядок работы с пособием.

Проверка исходного уровня знаний:

Тестовые задания (претест);

Контрольный лист претеста

Изложение учебного материала:

Текст, таблицы, иллюстрации

Закрепление полученных знаний:

Вопросы для самопроверки. Опорные конспекты;

Графологические структуры.  Кроссворды;

Ситуационные задачи.

Контроль знаний:

Тестовые задания (посттест).  Контрольный лист посттеста

Приложения

Термины и определения (глоссарий);

Список литературы.

Ситуационные задачи. Тестовые задания

Важный организационный момент в СРС – составление заданий для самостоятельного выполнения. Организационная структура задания должна гарантировать его самостоятельное и эффективное выполнение каждым студентом.

При  составлении  заданий преподавателям следует руководствоваться следующими критериями:

- объем каждого задания должен быть таким, чтобы студент успел бы изложить ответ на все вопросы задания за отведенное время;

- все задания должны быть одинаковой сложности;

-при всём разнообразии каждое задание должно
быть корректным, требующим достаточно точных ответов;

- в каждом задании должен быть вопрос  по материалу, подлежащему самостоятельному изучению.

Методические рекомендации, рабочие тетради

Методические рекомендации содержат систему указаний, рекомендаций, комментариев, вопросов, заданий, организующих работу студентов с различными типами заданий, используя которые они изучают конкретную учебную дисциплину, а также выполняют контрольные, творческие, самостоятельные, реферативные, учебно-исследовательские, проектные и дипломные работы.

Рабочая тетрадь может быть использована студентами при самостоятельном изучении теоретического материала, а также при закреплении, обобщении и систематизации изученных знаний. Она может содержать краткие теоретические сведения, алгоритмы решения заданий, ситуационных задач, лабораторно-практических работ, словарь новых понятий, развивающие, творческие упражнения, схемы, таблицы, рисунки, графики, инструкции для проведения самостоятельных лабораторно-практических занятий, вопросы для самоконтроля, список используемой литературы, ключевые позиции для более быстрой проверки преподавателем самостоятельной работы студентов.

Журнал мониторинга практического обучения

Основной целью мониторинга является объективная оценка уровня подготовленности студентов к будущей профессиональной деятельности, проведение анализа результатов обучения, выявление упущений в подготовке студентов в ходе учебного процесса и его соответствующая корректировка.

В ходе мониторинга качества выполнения практических манипуляций осуществляется непрерывное, систематическое наблюдение за состоянием профессионального становления будущего специалиста и прогнозирование его развития.

Для самосовершенствования студенты обеспечиваются учебно-методическими материалами.

Журнал мониторинга предназначен для оказания практической помощи преподавателям, повышения  их персональной ответственности за качество практической подготовки, а также студентам для самообразования.

Дневник производственной практики

Дневник производственной практики позволит студентам закрепить навыки работы с учетно-отчетной документацией, грамотно подготовить отчет по итогам практики.

Производственная практика является заключительной частью освоения междисциплинарного курса, для освоения профессиональных компетенций и основных видов профессиональной деятельности. В период практики в учреждениях здравоохранения студенты получают представление об организации работы учреждения, знакомятся с работой отделений, с организацией труда среднего медицинского персонала, а также приобретают практический опыт по выполнению работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Во время производственной практики студент должен  вести дневник, ежедневно вести
записи о  проделанной работе. Дневник производственной  практики  ежедневно контролируется  методическим и непосредственным  руководителями практики с выставлением оценки.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Интернет-ресурсы, представленные на электронных площадках МинОиН, ФЦИОР, ФИРО, на Федеральном образовательном портале «Российское образование».

Приобретенные электронные учебные материалы на электронных носителях
(учебные фильмы, компьютерные обучающие программы, системы тестирования и др.)

Собственные разработки преподавателей (электронные учебно-методические пособия, компьютерные тестовые задания, агитационно-информационные фильмы и другие дидактические материалы).

ЭОР предназначены для  работы в аудитории с интерактивной доской
и могут быть использованы студентами при самостоятельной работе.

Литература

  1. Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.
  2. Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.
  3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005г.
  4. Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.
  5. Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005г



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*