Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦели занятия:
- познакомить учащихся с образцами ненецкого и мансийского орнаментов, их характерными признаками;
- познакомить с различиями в орнаментах мужской и женской одежды (праздничной и повседневной);
- развивать умения и навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
- развивать творческое мышление;
- развивать
коммуникативные умения учащихся;
3. Воспитывающие:
- воспитывать чувства уважения к коренным жителям ЯНАО и их культуре;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.
Методы:
Ход занятия:
1. Вступительная беседа учителя.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в очередной раз мы с вами встречаемся в музее. Я предлагаю наше занятие начать с разгадывания кроссворда, в ходе которого мы вспомним персонажи ранее изученных сказок, загадки, животных нашего края, народы Ямала.
Слайд №1 (кроссворд).
2. Разгадывание кроссворда.
1. загадка: В ночь беззвездную до чума кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру, если в тундре бездорожье?
2. Персонаж ненецкой сказки « Хозяин ветров», злой дух.
3. Самый многочисленный коренной народ нашего края.
4. Полуостров, название которого в переводе с ненецкого означает «край земли».
5. Самый малочисленный народ ЯНАО.
6. Животное хвойных лесов с пушистым хвостом и кисточками на ушах.
7. Разновидностьобуви у северных народов.
8. Главный герой хантыйской сказки «Стрелок из лука».
Итак, ключевое слово – орнамент. И тема нашего занятия:
Слайд №2. «Орнамент - узорная письменность народов Ямала».
3. Изучение нового.
Сегодня мы должны узнать, что такое орнамент, и почему он является узорной письменностью народов Ямала, а также побеседуем о красоте северной природы, познакомимся с образцами ненецкого орнамента, их характерными особенностями и выполним эскизы предметов ненецкой одежды и украшений.
Ребята! Каждый человек по натуре своей – художник, он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту. Характер целого народа может выражаться в предметах, созданных руками людей.
4. Выставка изделий народных промыслов (украинских, узбекских, русских, молдавских, татарских).
Посмотрите на предметы на столе. На что вы обратили внимание в первую очередь?
Конечно, вы заметили, что они украшены различными узорами. Как вы думаете, какую роль они выполняют?
Верно, у всех народов - для красоты. И в переводе с латинского языка «орнаментум» - украшение.
А теперь посмотрите на два предмета, сравните их художественное оформление (рисунки) и скажите, какое вы заметили отличие?
Сделайте вывод о том, что такое орнамент.
Слайд №3. Итак, орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и четком расположении элементов.
Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, показывают индивидуальные особенности цветов, птиц, животных, людей, свободно перерабатывают их в декоративные формы.
По цвету орнаменты могут быть одноцветными и многоцветными.
(показ образцов орнаментов разных народов)
Вы видите, ребята, какие яркие, красочные эти орнаменты.
5. Сообщения учащихся об особенностях украинских, узбекских, русских, татарских, молдавских орнаментов).
А теперь давайте с вами перенесемся на далекий Север… Послушайте стихотворение Л.Лапцуя и определите, какими красками описывает автор природу северного края.
6. Чтение стихотворения.
Зимнею порою
Куда я ни взгляну,
Вижу - всюду бело,
Вижу - всюду пусто,
Только снег блестит…
Посмотрю на озеро-
Только лед синеет,
Погляжу на горы-
Камни там чернеют…
И мила мне тундра,
Белая земля…
(учащиеся называют цвета: синий, белый, черный)
Именно такие основные цвета присутствуют в орнаментах народов Ямала. Как вы думаете, почему?
Слайд № 4, 5 (тундра)
На слайдах вы видите нашу природу- скромную, окрашенную в белый, серый, коричневый цвета. Природа нашего края суровая, зима продолжительная, и поэтому в орнаментах, украшающих повседневную одежду северян, краски неяркие. Но когда наступает весна, а это всегда праздник, природа расцветает. И в праздничных одеждах мы можем видеть и желтый, и красный, и зеленый цвета.
Слайд №6, 7, 8, 9 (одежда, пояс, сумка-тучанг, накосник, убранство оленьей упряжки)
Отличаются по покрою, цвету и способу нанесения орнаментов мужская и женская одежда. Повседневная мужская зимняя верхняя одежда- малица - украшена тесьмой по подолу и рукавам. Женская зимняя одежда – паница - украшена более ярко, орнамент наносят на полы, подол, рукава. Накосник – женский праздничный головной убор – выполняют из ткани, бисера. Украшают орнаментами и женские сумочки, тучанги ( обычно орнаментом на розетке, но могут быть и на полосках).Существует обычай у народа манси: при рождении девочки мать дарит ей сумочку для рукоделия с изображением птицы- хранительницы сна и здоровья детей.
Словарные слова: малица, паница, накосник,
тучанг.
7. Экскурсия по музейной комнате.
А теперь давайте обратим внимание на предметы, находящиеся у нас в музее. Где можно увидеть орнаменты ямальских мастериц?
( ответы учащихся: на флаге, гербе ЯНАО, на охотничьем поясе, накосниках, нагрудных украшениях и других предметах).
На прошедших занятиях я вам говорила, что до 1930 года у коренных жителей Ямала не было письменности, но они хотели донести до нас свое впечатление о жизни, о природе. И смогли это сделать с помощью вот этих узоров.
Слайд №10,11,12 (орнаменты)
На что похож каждый орнамент?
Верно, с помощью геометрических фигур: линий, ромбов, треугольников люди могли изображать свое жилище, северное сияние, течение реки, рога оленей, уши зайца…
Слайд №13
8. Беседа и вывод: северный орнамент можно считать узорной письменностью народов Ямала.
9. Выполнение практической работы – нанесение орнаментов на бумагу способом аппликации.
Ребята, сегодня здесь гастролирует театр, и нам нужно для артистов выполнить элементы костюмов для «зайца», «коршуна», «куклы», «девочки». Билет в театр получат те, кто аккуратно и правильно выполнят работу и ответят на вопросы.
(напомнить технику безопасности при работе с ножницами, объяснить алгоритм деятельности)
В мансийской песне поется:
Летающая птица
Как проведет крылом,
Так и я сумею изобразить ее.
Ходящий по земле зверь
Как протянет ногу свою,
Так и я сумею скопировать-
Такая я умелая мастерица…
Об этом поет в песне «Мастерица» первый профессиональный певец и композитор Гавриил Лагей.
(звучит фонограмма Г.Лагей « Мастерица»)
10. Закрепление изученного – защита своих работ.
- Что такое орнамент?
- Назовите характерные признаки орнамента народов Ямала.
- Какие цвета присутствуют в повседневных и праздничных одеждах северян?
- Можно ли орнамент назвать узорной письменностью народов Ямала и почему?
- Почему вы выбрали именно этот орнамент?
11. Инсценирование отрывка из хантыйской сказки « Как кукла друзей искала».
А теперь, друзья, свои впечатления о сегодняшнем занятии вы можете оставить на страницах книги почетных посетителей нашего музея.
До новых встреч, дорогие друзья!
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.