Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

5 класс. Тема занятия: «Орнамент – узорная письменность народов Ямала»

23.12.2011 870 6075
Белоусова Ирина Ягофаровна, педагог дополнительного образования

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Цели занятия: 

     
1. Обучающие:

- познакомить учащихся с образцами ненецкого и мансийского орнаментов, их характерными признаками;

- познакомить с различиями в орнаментах мужской и женской одежды (праздничной и повседневной);     

     
2. Развивающие:

 - развивать умения и навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;

- развивать творческое мышление;

- развивать коммуникативные умения учащихся;

3. Воспитывающие:

- воспитывать чувства уважения к коренным жителям ЯНАО и их культуре;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.                

  

Методы:

  •  словесный (слово учителя, сообщения детей, беседа с учащимися);
  • наглядный (выставка иллюстраций орнаментов, образцов народных промыслов, детских творческих работ из бисера, папье-маше, меха, сукна; флаг и герб ЯНАО. 

 

Ход занятия:

 

1. Вступительная беседа учителя.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня  в очередной раз мы с вами встречаемся   в музее. Я предлагаю наше занятие начать с разгадывания кроссворда, в ходе которого мы вспомним персонажи ранее изученных сказок, загадки, животных нашего края, народы Ямала.

 

Слайд №1 (кроссворд).

2. Разгадывание кроссворда.

1. загадка: В ночь беззвездную до чума кто добраться вам поможет?

                  Кто разыщет путь по ветру, если в тундре бездорожье?

2. Персонаж ненецкой сказки « Хозяин ветров», злой дух.

3. Самый многочисленный коренной народ нашего края.

4. Полуостров, название которого в переводе с ненецкого означает «край земли».

5. Самый малочисленный народ ЯНАО.

6. Животное хвойных лесов с пушистым хвостом и кисточками на ушах.

7. Разновидностьобуви у северных народов.

8. Главный герой хантыйской сказки «Стрелок из лука».

Итак, ключевое слово – орнамент. И тема нашего занятия:

Слайд №2. «Орнамент - узорная письменность народов Ямала».


3. Изучение нового.

Сегодня мы должны узнать, что такое орнамент, и почему он является узорной письменностью народов Ямала, а также побеседуем о красоте северной природы, познакомимся с образцами ненецкого орнамента, их характерными особенностями и выполним эскизы предметов ненецкой одежды и украшений.

Ребята! Каждый человек по натуре своей – художник, он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту. Характер целого народа может выражаться в предметах, созданных руками людей.


4. Выставка изделий народных промыслов (украинских, узбекских, русских, молдавских, татарских).

Посмотрите на предметы на столе. На что вы обратили внимание в первую очередь?

Конечно, вы заметили, что они украшены различными узорами. Как вы думаете, какую роль они выполняют?      

Верно, у всех народов - для красоты. И в переводе с латинского языка «орнаментум» - украшение.

А теперь посмотрите на два предмета, сравните их художественное оформление (рисунки) и скажите, какое вы заметили отличие?

 Сделайте вывод  о том, что такое орнамент.

Слайд №3. Итак, орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и четком расположении элементов.

Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, показывают индивидуальные особенности цветов, птиц, животных, людей, свободно перерабатывают их в декоративные формы.

По цвету орнаменты могут быть одноцветными и многоцветными.

(показ образцов орнаментов разных народов)

Вы видите, ребята, какие яркие, красочные эти орнаменты.


5. Сообщения учащихся об особенностях украинских, узбекских, русских, татарских, молдавских орнаментов).

А теперь давайте с вами перенесемся на далекий Север… Послушайте стихотворение Л.Лапцуя и определите, какими красками описывает автор природу северного края.


6. Чтение стихотворения.

Зимнею порою

Куда я ни взгляну,

Вижу - всюду бело,

Вижу - всюду пусто,

Только снег блестит…

Посмотрю на озеро-

Только лед синеет,

Погляжу на горы-

Камни там чернеют…

И мила мне тундра,

Белая земля…

(учащиеся называют цвета: синий, белый, черный)

Именно такие основные цвета присутствуют в орнаментах народов Ямала. Как вы думаете, почему?

Слайд № 4, 5 (тундра)


На слайдах вы видите нашу природу- скромную, окрашенную в белый, серый, коричневый цвета. Природа нашего края суровая, зима продолжительная, и поэтому в орнаментах, украшающих повседневную одежду северян, краски неяркие. Но когда наступает весна, а это всегда праздник, природа расцветает. И в праздничных одеждах мы можем видеть и желтый, и красный, и зеленый цвета.

 

Слайд №6, 7, 8, 9 (одежда, пояс, сумка-тучанг, накосник, убранство оленьей упряжки)

Отличаются по покрою, цвету и способу нанесения орнаментов мужская и женская одежда. Повседневная мужская зимняя верхняя одежда- малица - украшена тесьмой по подолу и рукавам. Женская зимняя одежда – паница - украшена более ярко, орнамент наносят на полы, подол, рукава. Накосник – женский праздничный головной убор – выполняют из ткани, бисера. Украшают орнаментами и женские сумочки, тучанги ( обычно орнаментом на розетке, но могут быть и на полосках).Существует обычай у народа манси: при рождении девочки мать дарит ей сумочку для рукоделия с изображением птицы- хранительницы сна и здоровья детей.  

Словарные слова: малица, паница, накосник, тучанг.


7. Экскурсия по музейной комнате.

А теперь давайте обратим внимание на предметы, находящиеся у нас в музее. Где можно увидеть орнаменты ямальских мастериц?

( ответы учащихся: на флаге, гербе ЯНАО, на охотничьем поясе, накосниках, нагрудных украшениях и других предметах).

На прошедших занятиях я вам говорила, что до 1930 года у коренных жителей Ямала не было письменности, но они хотели донести до нас свое впечатление о жизни, о природе. И смогли это сделать с помощью вот этих узоров.

Слайд №10,11,12 (орнаменты)

На что похож каждый орнамент?

Верно, с помощью геометрических фигур: линий, ромбов, треугольников  люди могли изображать свое жилище, северное сияние, течение реки, рога оленей, уши зайца…

Слайд №13


8. Беседа и вывод: северный орнамент  можно считать узорной письменностью народов Ямала.


9. Выполнение практической работы – нанесение орнаментов на бумагу способом аппликации.

Ребята, сегодня здесь гастролирует театр, и нам нужно для артистов выполнить элементы костюмов для «зайца», «коршуна», «куклы», «девочки». Билет в театр получат те, кто аккуратно и правильно выполнят работу и ответят на вопросы.

(напомнить технику безопасности при работе с ножницами, объяснить алгоритм деятельности)

В мансийской песне поется:

Летающая птица

Как проведет крылом,

Так и я сумею изобразить ее.

Ходящий по земле зверь

Как протянет ногу свою,

Так и я сумею скопировать-

Такая я умелая мастерица…

 

Об этом поет в песне «Мастерица» первый профессиональный певец и композитор Гавриил Лагей.

(звучит фонограмма Г.Лагей « Мастерица»)


10. Закрепление изученного – защита своих работ.

- Что такое орнамент?

- Назовите характерные признаки орнамента народов Ямала.

- Какие цвета присутствуют в повседневных и праздничных одеждах северян?

- Можно ли орнамент назвать узорной письменностью народов Ямала и почему?

- Почему вы выбрали именно этот орнамент?


11. Инсценирование отрывка из хантыйской  сказки « Как кукла друзей искала».

А теперь, друзья, свои впечатления о сегодняшнем занятии вы можете оставить на страницах книги почетных посетителей нашего музея.

  

 

До новых встреч, дорогие друзья!


Презентация




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*