Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по системе Л.В. Занкова, построенного на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

22.12.2011 2504 17136
Каримова Наталия Васильевна, учитель начальных классов

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Методическая записка  к уроку окружающего мира во 2 классе,

построенному на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

 «РАСТЕНИЯ, ГРУППЫ РАСТЕНИЙ (ВОДОРОСЛИ, МХИ, ЛИШАЙНИКИ, ПАПОРОТНИКИ)»


Технология развития критического мышления (РКМ) предполагает  личностную вовлечённость ученика в процесс учения: ученик в ней инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется. Если в традиционном обучении процесс обучения строится в основном путём трансляции учителем информации, то в современном мире главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Основным приоритетом развития образования становится его личностная направленность.


Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.


В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.


Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.


Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика, которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.


Третья стадия – «рефлексия»- размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.


Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.


Мои уроки, построенные по технологии критического мышления, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения.


Выразить свое эмоциональное отношение к изучаемой теме на заключительном этапе (рефлексия) можно еще с помощью приема написания стихотворения по алгоритму: СИНКВЕЙНА.


Алгоритм составления синквейна

Кто? Что? Существительное

Какой? 2 прилагательных

Что делает? 3 глагола

Что автор думает Фраза из 4 слов?

Кто? Что? Существительное (синоним)


Эффективность этого приема очевидна. Он дает возможность ученикам выразить свои чувства.


Важное место в технологии критического мышления занимает исследовательская работа, которую стараюсь организовать так, чтобы дети самостоятельно вели отбор материала для своей темы, использовали дополнительную литературу, умели поэтапно выстроить свой материал, правильно определить цель, логично изложить тему.


Стараюсь активизировать интеллектуальные способности учащихся, развить навыки переработки информации, творческое мышление.


Разработка и проведение уроков в технологии развития критического мышления дает мне возможность добиваться стабильно высоких результатов обучения. Труд учителя, работающего в данной технологии, достаточно сложен, но интересен.

 

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  ВО 2 КЛАССЕ

(система Л.В. Занкова)

РАСТЕНИЯ, ГРУППЫ РАСТЕНИЙ (ВОДОРОСЛИ, МХИ, ЛИШАЙНИКИ, ПАПОРОТНИКИ)


Цель: познакомить  учащихся с группами растений, используя методические приёмы технологии критического мышления.


Задачи:

  • расширить представление детей о разнообразии растений;
  • содействовать формированиюучебно-познавательной, коммуникативной,  информационной компетенций обучающихся: развитие умения целеполагания, анализа полученной информации, монологической речи учащихся, владения различными социальными ролями в коллективе, навыка работы в группе;
  • развивать умение доказывать, обосновывать свои ответы;
  • способствовать формированию умения выделять главное в устной и письменной речи, умения применять знания в жизненных ситуациях;
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.

Оборудование: таблица «Части растений», учебник, гербарий «Основные группы растений»; мультимедийное  оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки для составления схемы, карточки для самопроверки, мультимедийная презентация.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Стадия вызова (направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемой теме, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе)

1. Актуализация опорных знаний.

Составление таблицы «Природа»   (индивидуальная работа у доски)

(у ученика карточки со словами: природа, живая, неживая, растения, животные, грибы, бактерии)

– Возможна ли жизнь животных и человека на Земле без растений? Почему? (растения образуют питательные вещества, которые нужны живым организмам, выделяют кислород и поддерживают состав воздуха, необходимый для дыхания)

- А что нужно растениям для жизни? (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества – это объекты неживой природы.)

- Какой вывод можете сделать? (живая и неживая природа тесно взаимосвязаны друг с другом)

В результате обсуждения на доске появляется схема:


2. Формулирование учащимися темы, задач урока.

- Сформулируйте тему нашего урока «Группы растений». (Слайд 1)

- Что мы знаем о строении растений? (таблица)

- Царство растений очень большое, учёные насчитывают 500 000 видов. Все виды растений в зависимости от их строения обледенены в группы: водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные и цветковые. (Слайд 2)

- Сегодня мы познакомимся подробно с такими группами: мхи, лишайники, водоросли и папоротники.

- Какие задачи мы должны решить на уроке, на какие вопросы получить ответы?

(Дети высказывают свои предположения, которые записываются на доске. Самый важный из них - Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками?)

- Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы изучаем именно эти группы? Знаете  вы это или нет?

- А когда вы сможете ответить на этот вопрос? (после изучения ной темы)


III. Стадия осмысления (направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Работа в группах. (4 человека) (Методический приём – взаимообучение – позволяет учащимся оказаться в роли и учителя, и ученика).

- Дома вы готовили самостоятельно информацию об одной из групп, некоторые получали консультации у учителя, товарищей, родителей. Сейчас вы поделитесь полученными знаниями со своими одноклассниками. Все, кто слушает должны быть очень внимательны, если что-то не поняли, задать вопрос товарищу. После такого обучения, вы выполните проверочную работу, которая покажет, как вы сумели обучить и обучиться (рассказ «учителя» сопровождается показом растений из гербария)

- Помните, когда все расскажут свой материал, вы вместе обсудите ответ на вопрос: Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками?


IV. Стадия рефлексии. (соотнесение «новой информации» со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения)

1. Самостоятельная рефлексия.

- Попробуйте вспомнить всё, что вы узнали и ответьте на вопросы, которые написаны на карточках и на слайде 3

1. Где растут водоросли?

2. Какие части растений есть у водорослей?

3. Какие два организма живут в лишайниках?

4.Каких частей растений нет у лишайников?

5. Где можно встретить лишайники?

6. Где встречаются мхи?

7. Какие части растений есть у мхов?

8. Какие части растений есть у папоротников?

9.Что общего…

2. Обобщение полученных знаний.

- Что же объединяет эти группы растений? (нет цветков, плодов семян; размножаются спорами)

- Проверим наш вывод с учебником с 139 - 140 – первый абзац.

- Можем ли мы после  получения новых  знаний расширить схему, составленную в начале урока?

 (Конечно, мы добавим изученные группы растений - водоросли, лишайники, мхи, папоротники)

 
 
 

- Как выдумаете, эта схема уже завершена?

(Учащиеся предполагают, что схему мы будем дополнять и на дальнейших уроках окружающего мира)

 3. Вопросы для самых внимательных слушателей:

- Какие знания об одной из изучаемых групп помогут вам в походе, если вы поранили руку?  (мох сфагнум – хороший перевязочный материал, который дезинфицирует рану и впитывает любую жидкость)

- О чём вам скажет отсутствие мхов и лишайников?

- Что бы вы сказали девушкам, которые пытаются найти счастье в ночь на праздник Ивана Купалы?

- Можно ли прямо сейчас увидеть представителей группы папоротников?  (В классе НЕФРОЛЕПИС, АДИАНТУМ)

4. Просмотр слайдов  по теме  урока. (слайды 4- 29)

- Что поразило или заинтересовало вас в увиденном?

5. Первичная проверка изученного материала (если позволяет обеспечение класса, можно провести индивидуальную проверку  с использованием ПК в виде кнопочной или флажковой анкеты, которые даны в  приложениях 1, 2)

Написать ответ одним словом (слайд 30)

- Эти растения часто называют тиной? (водоросли)

- Эти растения являются первопроходцами суши, у них есть стебли и листья, но нет корней (мхи)

- Растения, которые появились на планете ещё со времён динозавров (папоротники)

- Растения – загадка для ученых, в них живут в тесном переплетении гриб и водоросль (лишайники)

- Растения – долгожители, корм северных оленей (лишайник ягель)

- Древнейшие растения, которые можно встретить везде, где есть хоть капля влаги (водоросли)

- Водоросли, мхи и лишайники размножаются (спорами)       

Взаимопроверка. (слайд 30)

6. Работа в парах (по выбору учащихся)

- Расположение растений на ленте времени  (или  приложение 3 – расставить стрелки, показывающие последовательность появления данных групп растений на Земле – работа на ПК)

- Составление синквейна о наиболее понравившейся группе растений (примеры синквейнов, составленных учащимися на уроке)

Мхи

Маленькие, необычные

Растут, удивляют, размножаются спорами.

Мхи – показатели экологии.

Первопроходцы суши.

 

Лишайники

Необыкновенные, странные

Растут, очищают воздух, размножаются спорами

Лишайники - корм северных оленей

Долгожители.

 

Папоротники

Высокие, красивые

Не цветут, растут в лесу, удивляют

Папоротники  ищут на Ивана Купала

Современники динозавров


V. Подведение итогов урока.

- Смогли ли мы ответить на основной вопрос, который поставили себе в начале урока?

- Что больше всего понравилось в уроке?

- Какие вопросы вызвали затруднения?

- Что ещё хотелось бы узнать по изучаемой теме?

(высказывания детей:

- В природе столько интересного и неизвестного, хочется узнавать всё больше и больше.

- Я с нетерпением жду следующего урока окружающего мира, чтобы открыть ёще одну страничку знаний.

- Я согласна с высказыванием Дарьи Албузовой, которое мы читали на уроке литературного чтения «Природа – такая фантазёрка».

- Мне нравится учиться, мир настолько необыкновенный, что, кажется сколько бы ты ни узнавал, всегда останется какая-то тайна.)


V. Домашнее задание.

- Подготовить тонкие и толстые вопросы по изученной теме.

- По желанию – найти дополнительный материал об изучаемых группах растений.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*