Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организационно-педагогические условия здоровьесбережения и их реализация в педагогическом процессе

08.06.2015 2025 3299
Сидоренко Марина Александровна
Сидоренко Марина Александровна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Моделирование организационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению в колледже может осуществляться при следующих условиях:

  1. создание ситуации, в которой студенты в группе окажутся перед необходимостью решать противоречия: а) между имеющимся недостаточным уровнем здоровья у преподавателей и студентов и задачей его улучшения (или сохранения) в педагогическом процессе; б) между необходимостью сделать педагогический процесс здоровьесберегающим и отсутствием достаточных знаний и средств;
  2. разработка организационно-методического обеспечения здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе;
  3. объединение субъектов учебно-воспитательного процесса в колледже, ответственных за организацию процесса здоровьесбережения;
  4. просветительская, учебно-исследовательская работа и научно-исследовательская работа, повышение компетенции преподавателя в области здоровьесбережения;
  5. создание мониторинга «Изменение здоровья и мировоззрения студентов и родителей».

В практике российского образования существует целый ряд подходов к организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса.

Первый вариант управления процессом сохранения здоровья в учебном заведении осуществляется через здоровьесберегающую направленность учебно-воспитательного процесса в колледже.

Условия обеспечения психологического комфорта в колледже:стиль взаимоотношений студентов и преподавателей, студентов друг с другом;атмосфера дружелюбия;возможность самореализации личности через организацию разнообразной деятельности;возможность учиться и развиваться соответственно своим психофизиологическим особенностям и интересам;атмосфера творчества и красоты, являющаяся одним из условий сохранения здоровья и развития активной созидательной личности.

Необходимо определенное содержание медико-профилактической работы, которое предполагает создание для студентов условий, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, мониторинг состояния здоровья обучающихся и профилактическую деятельность, включающую в себя витаминизацию с применением лекарственных трав, профилактику воспалительных заболеваний горла, профилактику и коррекцию понижения остроты зрения, профилактику и коррекцию нарушений осанки.

Второй подход к осуществлению здоровьесберегающей деятельности – создание в колледже здоровьесберегающей службы и выполнение ею деятельности по диагностике, профилактике, коррекции и консультации. Этой службой осуществляется мониторинг состояния здоровья абитуриентов, пришедших в колледж, коррекция и профилактика физического состояния студента во время его обучения. Однако не выполняются воспитательные и обучающие задачи оздоровления.

Идея создания здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в группе может исходить от преподавателя (третий подход). Данный способ представляет интеграцию воспитательного, обучающего и здоровьесберегающего аспектов деятельности педагога. Но данный способ не учитывает сотрудничество трех сред, влияние которых испытывает студент: родителей, колледжа, внешней среды.

Задачи оздоровления могут быть реализованы путем проведения типовых мероприятий с учетом следующих аспектов.

Воспитательный (создание и ведение паспорта здоровья с тем, чтобы привлечь внимание студента к проблемам здоровья), обучающий (преподавание предмета «Здоровье и здоровый образ жизни»), оздоровительный (занятия на уроках физической культуры; проведение оздоровительных пауз во время занятий; ведение спортивных секций; проведение Дней здоровья), психологический (мониторинг психического состояния студентов, подготовка авторских развивающе-коррекционных программ).

Таким образом, в опыте организации процесса здоровьесбережения в студенческой группе можно выделить два наиболее существенных аспекта.

Во-первых, наблюдается тенденция принятия целей здоровьесбережения наравне с образовательными, воспитательными и развивающими целями учебно-воспитательного процесса. Это проявляется в принятии  комплексных программ, направленных на оздоровление: «Здоровье» и др.

Во-вторых, в педагогической практике организация процесса здоровьесбережения в колледже ведется в направлении создания психологического комфорта, обеспечения рационального с точки зрения сохранения здоровья студента режима работы колледжа. Однако при реализации данных условий наблюдается смещение деятельности с управления процессом оздоровления в колледже на организацию этого процесса в группе при отсутствии определенных организационно-педагогических условий данного процесса именно на уровне студенческой группы. Это приводит к упущению таких моментов, как работа с родителями, единство образовательного, воспитательного и здоровьесберегающего аспектов учебно-воспитательного процесса или, наоборот, замене условий, отражающих специфику управления на уровне колледжа, более частными моментами на уровне студенческой группы.

В организационно-педагогической деятельности по здоровьесбережению в учебно-воспитательном процессе существуют три основных направления действий, мер, процедур, которые соответствуют основным компонентам здоровья человека (физическому, психическому, социальному). Это позволяет каждому члену студенческого коллектива четко представлять свои возможности и их реализацию в этих направлениях.

В целом же организационно-педагогическая деятельность по здоровьесбережению в группе (подгруппе) студентов может оказаться достаточно эффективной, если будет соблюдаться ряд условий.

  • Создание специальной ситуации в группе будет основано на здоровьесберегающей мотивации участников процесса здоровьесбережения.
  • Разработка организационно-методического обеспечения будет проводиться с учетом внешнесредовых и внутрисредовых условий и возможностей каждого элемента педагогической системы в сохранении здоровья.
  • Будет осуществляться координация здоровьесберегающей деятельности валеолога, психолога, родителей, классного руководителя и других преподавателей в колледже.
  • Будет проводиться просветительская работа среди участников здоровьесберегающего процесса, направленная на определение аспектов здоровьесбережения, отсутствующих в опыте членов команды.
  • Будет проводиться мониторинг изменения здоровья студента, мировоззрения родителей с помощь анкетирования, наблюдения, психологических и физиологических обследований.

 Реализация организационно-педагогических условий
здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в студенческой группе

Более детально сущность и направления реализации организационных педагогических условий представим в таблице.

Модель организационно-педагогической деятельности по сохранению здоровья студентов в группе

Организационно-педагогические
условия

Направления реализации

Сущность

Создание
специальной
ситуации

Сбор информации здоровьесберегающего содержания (состояние здоровья студентов группы, их готовность к здоровьесбережению). Анализ информации, поиск и принятие решения. Ценностная ориентация участников процесса здоровьесбережения.

На основе бесед с родителями, студентами, координации работы с преподавателями данной группы формировать мотивацию всех участников учебно-воспи­тательного процесса на здоровьесбережение.

Разработка
методического обеспечения

Определение (выбор) ключевой идеи здоровьесбережения. Формулировка целей, принципов, задач, отбор средств и пр. Выявление возможностей каждого элемента педагогической системы для сохранения здоровья. На основе выбранной концепции – анализ программ, положений и др. документов, направленных на сохранение здоровья. Анализ педагогического процесса (стилей деятельности и общения, связей между элементами учебно-воспитатель­ного процесса).

1. Реализация гуманитарного подхода в образовании (обоснованная интеграция учебных дисциплин).

2. Реализация концепции формирования индивидуальности студентов.

3. Соблюдение внутрисредовых условий.

4. Соблюдение внешнесредовых условий.

Объединение субъ­ектов учебно-вос­питательного про­цесса, ответствен­ных за организа­цию процесса здо­ровьесбережения

Определение предполагаемых изменений, подбор специалистов и оформление соответствующей документации.

Определение конкретных целей и задач в работе каждого участника учебно-воспитательного процесса.

Установление координации, взаимообусловленности их деятельности.

Координация деятельности психолога, преподавателей физкультуры, родителей, других преподавателей, работающих с данной группой.

Просветительская работа, повышение компетенции преподавателей  в области здо­ровьесбережения

Определение неизвестных аспектов здоровьесберегающего образования (отсутствующих в опыте педагогов, родителей). Выбор путей, способов и форм здоровьесберегающего образования.

Лекции, работа волонтерских групп, кабинета профилактики АМК, классные часы, Дни здоровья, спец. выпуски «Амурский медицинский колледж».

Создание мониторинга (изменение здоровья студента, деятельности и мировоззрения преподавателей и родителей)

Определение направлений мониторинга.

Установление координации деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса по проведению мониторинга.

Выявление направлений здоровьесбережения, требующих повышенного внимания в данной группе.

Отслеживание заболеваемости (количество пропущенныхзанятий).

Анкетирование родителей, студентов.

Психологическое обследование (тревожность, самооценка).

Мониторинг работоспособности, внимания, памяти, самооценки.

В организационно-педагогической деятельности на основе системного, синергетического, деятельностного подходов можно выделить следующие компоненты: целевой, процедурный, координационный, рефлексивный.

 

Основные компоненты организационно-педагогической деятельности по сохранению здоровья студентов в учебно-воспитательном процессе в группе

Основные
компоненты

Содержание компонентов

Целевой

 цели сохранения здоровья студентов группы (укрепление физического здоровья, развитие индивидуальности и личности);

 цели моделирования здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе;

 цели преобразования структуры педагогической системы группы;

 цели диагностики, коррекции здоровьесберегающего аспекта педагогической системы

Процедурный

 разработка здоровьесберегающего аспекта модели группы;

 разработка программ и алгоритмов, обеспечивающих реализацию здоровьесберегающей функции каждым членом педагогического коллектива (программа работы классного воспитателя, преподавателя и др.; алгоритмы по выявлению возможностей учебной, внеаудиторной, внеколледжной и других видов деятельностей и т. д.);

 выбор и реализация средств здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе (для преподавателей, студентов, родителей);

Координацион­ный

 выбор и применение путей, способов и форм интеграции действий отдельных субъектов учебно-воспитательного процесса;

Рефлексивный

 самоанализ и самооценка реализации здоровьесберегающей функции;

 определение связей и влияний элементов педагогической системы в конкретных условиях на здоровье ее участников

Первым этапом реализации является создание специальной ситуации. Под созданием специальной ситуации понимается формирование мотивации всех участников учебно-воспитательного процесса в классе на здоровьесбережение.

Создание ситуации реализуется в три этапа:предварительная подготовка,  планирование, проведение конкретного мероприятия.

Это может быть сбор информации о состоянии здоровья каждого члена коллектива, анализ этой информации, подготовка доклада, в котором излагаются не только результаты изучения здоровья, но и сведения о проблеме здоровьесбережения, ее состоянии в теории.

Данное условие может быть реализовано в проведении педагогического совета (совместного заседания ЦМК), посвященного проблемам здоровьесбережения, малого педагогического совета (совещание преподавателей, работающих по определенной специальности), на котором и складывается ситуация, стимулирующая ее участников к поиску конкретных средств здоровьесбережения в колледже или конкретной группе.

К мероприятиям, способствующим осознанию субъектами процесса здоровьесбережения необходимости целенаправленной деятельности по сохранению здоровья, можно отнести и проведение предварительного обследования здоровья студентов, преподавателей, выяснение влияния семьи на обучение, воспитание, развитие ребенка.

Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что поступающие в колледж абитуриенты страдают различными отклонениями в развитии и заболеваниями: особенно распространенными оказываются нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения (в основном близорукость), повышенная тревожность и другие нервно-психические заболевания.

Результаты предварительного обследования являются основанием для создания в колледже специальных условий, обеспечивающих коррекцию здоровья студентов, введения в учебный план специальных дисциплин здоровьесберегающей направленности. На втором этапе организации учебно-воспитательного процессана основе идеи здоровьесбережения формируется учебно-мето­дическое обеспечение процесса здоровьесбережения. Реализация данного этапа начинается с определения здоровьесберегающего потенциала содержания образования, стиля деятельности, технологий обучения и воспитания, окружающей среды, режима учебно-воспитательного процесса в группе. Любой учебный предмет включает такой материал, который каким-то образом связан с сохранением здоровья. Задача преподавателя заключается в том, чтобы проанализировать здоровьесберегающие возможности учебных предметов, технологий обучения, материальной базы и определить достаточно четкий вклад в решение проблемы здоровьесбережения в педагогическом процессе.

Обратимся к здоровьесберегающему потенциалу окружающей среды. Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха студентов, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Такие условия можно разделить на три группы: внутрисредовые, внешнесредовые и психологические.

Внутрисредовые условия. Сохранение высокой рабо­тоспособности, отодвигание утомления и исклю­чение переутомления школьников возможно только при правильной организации их труда и отдыха. Для этого необходимо принимать во внимание восемь основных моментов школьной жизни: продолжительность занятия;продолжительность учебного дня и учебной недели;организация са­мого занятия;расписание занятий;перемены;экза­мены;каникулы.

Внешнесредовые условия в колледже.  На здоровье, а как следствие, и на работоспособность студентов большое влияние оказывает воздушно-тепловой режим, освещение и удобная поза при работе.

Кроме внешнесредовых и внутрисредовых общепринятых условий можно выделить так называемые «желательные» условия, которые не являются необходимыми, но дополняющими и расширяющими возможности организации процесса оздоровления в учебно-воспитательном процессе. Это такие материальные условия, как: вентилятор для интенсивного проветривания аудитории, обогреватель для поддержания адекватного температурного режима зимой,  комната отдыха, которая служит для релаксации, люстра Чижевского для ионизации воздуха, ведение занятий с учетом биоритмов, подвижная поза на занятии.

Психологические факторы:

  1. Положительные эмоции.
  2. Физические возможности пре­подавателей.
  3. Взаимоотношения студента и преподавателя.
  4. Имидж преподавателя.

 Существуют обязательные условия здоровьесберегающей направленности, поскольку сохранение высокой рабо­тоспособности, отодвигание утомления и исклю­чение переутомления студентов возможно только при правильной организации их труда и отдыха. Следует принимать во внимание такие психологические факторы, как положительные эмоции,  физическая возможность и социальное положение пре­подавателей, взаимоотношения студента и преподавателя, имидж преподавателя.

Кроме средовых условий организационно-методическое обеспечение здоровьесберегающего аспекта включает:

  • программы для здоровьесберегающей деятельности (рекомендации по здоровьесбережению студентов, родителей на основе ведения тетрадей здоровья фельдшером, индивидуальных карт по физическому воспитанию);
  • учебные программы и методические разработки, созданные преподавателями;
  • учебники и другие учебные пособия по валеологическому циклу дисциплин; положение о деятельности специальных служб (здоровьесберегающей, психологической, медицинской) как единого здоровьесберегающего сектора (нормативные документы по ароматотерапии, положение о педагоге-организаторе здоровьесберегающей деятельности);
  • методику психологической диагностики в комплексе с психологическим проектированием (диагностика тревожности, самооценки, психологического климата в коллективе, развития интеллектуальной сферы);
  • методику диагностики педагогического процесса в аспекте здоровьесбережения.

Основные идеи здоровьесбережения

В качестве ключевой идеи здоровьесбережения может выступать гуманитарный подход. Необходимость реализации данного направления определяется потребностью в формировании навыков демократического взаимодействия, воспитании толерантности у студентов, преподавателей. При этом под гуманизацией системы образования  понимается построение системы образования на основе гуманистических принципов, приближения образования к интересам и потребностям конкретного человека как высшей ценности.

Сохранение здоровья (особенно психического) связано со всеми положительными изменениями во всех психических сферах человека. Поэтому идея формирования индивидуальности также может выступать ключевой для здоровьесбережения в педагогическом процессе.

Согласно ключевым идеям здоровьесбережения, программа обучения, учитывающая здоровьесберегающий аспект, должна быть построена с учетом базовых потребностей занимающихся. В этом случае создаются условия для их индивидуально-гармонического развития, обеспечивается общий комфорт и доминирование позитивных настроений, фор­мируется устойчивое положительное отношение к учению и об­щепринятым правилам поведения.

Создание команды, ответственной за организацию процесса здоровьесбережения (третий этап реализации модели здоровьесберегающей деятельности), предполагает координацию деятельности валеолога, психолога, преподавателей, родителей. Основными направлениями деятельности классного руководителя, обеспечивающими эффективность реализации данного этапа здоровьесберегающей деятельности, являются управление коллективом родителей студентов и коллективом преподавателей группы.

Интеграция педагогических воздействий во многом способствует непрерывности процессов развития студенческого коллектива и формированию социально обусловленных качеств личности у входящих в него студентов.

Каждый человек уникален, он достоин и требует повышенного внимания, ему необходимо понимание индивидуального восприятия его классным руководителем. В реализации такого подхода реальную помощь может оказать классному руководителю психолог, проведя диагностику личности и цикл бесед со студентами, направленных на изучение психологического портрета личности. Неоценимую помощь может оказать психолог и родителям, так как корни большинства проблем, возникающих у студента, нужно искать в его семье, в среде, где он вырос.

Классному руководителю важна и помощь фельдшера, так как создание условий, способствующих сохранению здоровья, требует мониторинга изменений, вызванных реализацией этих условий.

Работа с преподавателями включает в себя: систематическую организацию встреч родителей с работающими в классе преподавателями; осведомление преподавателей о состоянии здоровья студентов; знакомство преподавателей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье; выяснение у преподавателей причин снижения результативности работы того или иного студента, если таковое имеет место.

Реализовать это можно, например, с помощью совещаний преподавателей (малых педагогических советов), где активную роль играет классный руководитель. Кроме того, важно обеспечить основу для единения преподавателей. Такой основой может выступать мониторинг здоровья и научно-методическая деятельность членов педагогического коллектива.

            Необходима также работа с родителями студентов. Родители  могут оказывать влияние на основные стороны жизни студента  в колледже: посещение колледжа, выполнение домашних заданий и дополнительное образовании.

Основные формы общения: организация родительских собраний и конференций, организация работы телефонной линии, проведение анкетирования.

Мониторинг изменения здоровья студента (последний, пятый, этап) включает выявление изменений и состояния физического, психического, нравственного и социального здоровья. Именно связи показателей здоровья с используемыми в педагогическом процессе средствами, методами, приемами, формами, учебным материалом позволяют установить характер влияния обучения или воспитания на состояние здоровья участников процесса. Такой подход к отслеживанию здоровья и обеспечит постоянный контакт педагогов и других специалистов, работающих со студентами.

Мониторинг состояния здоровья студентов группы включает: отслеживание заболеваемости по количеству пропущенных занятий  в течение года; ведение тетрадей здоровья, индивидуальных карт на уроке физ­культуры; психологическое обследование студентов не реже двух раз в год (самооценка, мониторинг работоспособности, внимания, памяти, ак­тивности). Для выявления особенностей воздействия семьи на студента прово­дится анкетирование родителей в начале и в конце учебного года.

Таким образом, организация работы по сохранению здоровья со студентами должна учитывать мотивацию обучающегося и его родителей на сохранение здоровья, степень его индивидуального здоровья, материальные условия жизни, внешнесредовые и внутрисредовые условия, в которых проходит процесс обучения.

Создание комплекса организационно-педагогических условий здоровь­есбережения позволит преодолеть действие негативных факторов, харак­терных для колледжа, гиподинамии, стресса и др., будет способствовать осоз­нанию студентами и преподавателями здоровья как личной, общественной и госу­дарственной ценности, здоровьесбережения как системы, процесса, ре­зультата целенаправленной деятельности.

Список литературы

  1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1990.
  2. Вайнер Э., Костикова М.Н., Яроненко Н.Г. Педагог-валеолог. – М., 1997.
  3. Васильева О., Журавлева Е. Здоровый образ жизни: стереотипные представления и реальная ситуация // Народное образование. – 1999. – № 10. – С. 202 – 206.
  4. Васильева Т.Н. Саногенное мышление учащегося, учителя. – Калининград: Янтарный сказ, 2000.
  5. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. – СПб., 1994.
  6. Ирхин В.Н., Кащенко В.П. Здоровье учителей и учащихся –  приоритетная ценность // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 73 – 76.
  7. Колычева З.И. О системе непрерывного валеологического образования // Наука и школа. – 1998. – № 3. – С. 61 – 63.
  8. Усанова Е.П., Шарова Н.Н. Современные подходы к формированию здоровья детей в образовательных учреждениях. – М., 1999. – С. 3 – 4.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*