Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рекомендации для работы преподавателей СПО по здоровьесбережению.

08.06.2015 807 1093
Пархунова Людмила Алексеевна
Пархунова Людмила Алексеевна, зам. директора по воспитательной работе

Амурский медицинский колледж

Современное общество как психо- и биосоциальная структура испытало за последнее время множество возмущений в форме дестабилизации социальных, политических и экономических процессов. Для людей – это стрессовая ситуация, в которой, при отсутствии мобильного мышления, устойчивости психики и обычного физического здоровья, рассчитывать на сохранение благоприятной динамики процессов «рождаемость – смертность» в масштабах страны невозможно.

Поэтому очевидна потребность в формировании нового, основанного на идее сохранения здоровья, сознания человека, общества, государства, что, в свою очередь, требует подбора средств, содержания, организационных форм, обеспечивающих целостность желаемых изменений.

Медицинский колледж является одной из сред, наиболее активно способных воздействовать на сознание развивающейся личности. Кроме того, организация учебно-воспитательного процесса отражает существующие в общественной жизни потребности. Так, в настоящее время, помимо общеизвестных обучающей, развивающей и воспитательной целей обучения, стала актуальной цель сохранения здоровья студентов и преподавателей. Среди единичных попыток реализовать здоровьесберегающий подход уже появились системные исследования о создании в ССУЗе специальной службы здоровья, о введении уроков здоровья в учебный план, о формировании саногенного мышления студентов и преподавателей как основы здорового образа жизни.

Цель разработки данных рекомендаций - организационно-педагогическая деятельность по сохранению здоровья студентов на занятиях. Мы адресуем рекомендации  в первую очередь преподавателям, классным руководителям, являющимся потенциальными инициаторами инновационных процессов на уровне студенческой группы.

Понятие здоровьесбережения.

Девять десятых нашего счастья основано на здоровье.

А. Шопенгауэр 

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне…

И. Бунин

Проблема сохранения здоровья стала актуальной еще в древности.

Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V – II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.

Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотельвысказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.

Во второй половине XIX – начале ХХвека возникла идея «педагогизации среды» (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н.Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой «трагедии воспитания» особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.

Такой подход развивается современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтессори, К. Роджерс, Б. Спок, Р. Штайнер и др.). В психолого-педагогических исследованиях установлено, что процесс личностного становления не сводится к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуа­льных, физических и др.). Здесь задействованы другие, более тонкие механизмы, обеспечивающие целостность развития личности ребенка на основе особой организации образовательной среды (В.С. Ильин).

Исследование этих механизмов представлено в гуманистически ориентированных концепциях развития личности: концепции развития индивидуальности школьника (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк), концепции лечебной педагогики (А.А. Дубровский)и др. При этом традиционная парадигма знаний, умений, навыков рассматривается как составная часть более широкой парадигмы личностно и индивидуально ориентированного образования. В контексте данного подхода знания должны органично вписываться в реальную ситуацию развития индивидуальности и воспитания личности учащихся, обеспечивая полноценное индивидуально-личностное становление ребенка.

Проблема здоровьесбережения в обучении была представлена Л.Е. Бо­рисовой, О.Е. Евстифеевой, В.Н. Касаткиным, И.В. Кругловой, О.Л. Трещевым, Т.В., В.И. Харитоновым.

В работах М.В. Антроповой, В.В. Зайцевой, В.Д. Сонькина осуществлен мониторинг степени здоровья.

Пути повышения уровня здоровья рассматривают Е.В. Быков, С.М. Ма­лых, В. Н. Носкин, Е.Е. Чепурных и др.

Таким образом, анализ научного знания в аспекте сохранения и развития различных аспектов здоровья школьников показывает, что проблема здоровьесбережения решается в той или иной степени современными педагогами – как учеными, так и практиками. И хотя процесс становления здоровьесберегающей концепции школьных систем находится лишь в начале, уже сейчас определены их основные цели и задачи. Среди них одно из ключевых направлений – это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья и валеологизацию образования (М.М. Яловенко) понятие здоровьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат.

Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная.

Здоровье человека как личное достояние – это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью, полностью развить свои способности, работать при любой нагрузке, родить и вырастить детей. Ценность здоровья для общества – это производительность труда и богатство общества, обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населения. Здоровье ценно для государства в регуляции народонаселения, борьбе со старением общества, защите государства.

Здоровьесбережение как система характеризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля.

Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой  деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т. п. средствах); методов сбережения здоровья (процессуально понимаемой технологии здоровьесберегающей деятельности); средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных норм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом.

Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития молодого человека способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

При этом система здоровьесберегающего образования может быть основана на следующих принципах:

  1. Принцип природосообразности.
  2. Принцип уникальности личности, в контексте которого цель и смысл образования – развитие уникальности и неповторимости каждого человека.
  3. Принцип дополнения.Реализация этого принципа ведет к принятию и осознанию того, что природа творит все на земле, и человека в том числе, как дополнение друг к другу; люди нужны друг другу, потому что для реализации своей жизненной задачи человеку необходима помощь других людей; без взаимодействия с другими людьми человек не может познать и реализовать себя; к взаимопониманию ведет умение слушать, понимать другого, принимать и согласовывать мнения и результаты деятельности.
  4. Принцип безусловной любви. Ответственное отношение ребенка к своему здоровью можно воспитать только в том случае, если ребенок чув­ствует свою нужность и желанность для близких ему людей. В свою оче­редь, отношение к себе как ценности формирует ответственное отношение у человека и к окружающей его действительности.
  5. Принцип неопределенности реализуется на основе логики раз­вития ребенка и взрослого человека. Реализация этого принципа открывает путь к творчеству и сотворчеству, где ни дети, ни взрослые не имеют пред­ставления о том, что же они вместе получат в конечном результате. Этот принцип предполагает постепенный отказ от готовых знаний в образова­нии.
  6. Принцип проектировочного образования. Его реализация начина­ется с освоения детьми способа организации своей деятельности, который предполагает сформированность у ребенка умения любое дело начинать с анализа ситуации, целеполагания, планирования деятельности, реализации деятельности и заканчивать его анализом результата деятельности.
  7. Принцип резонанса признает в ребенке творца от природы. При этом назначение образования – моделировать ситуации для проявления ре­бенком своих возможностей.

Система здоровьесберегающего образования студентов представляет собой взаимосвязь трех подсистем, которые, взаимодополняя друг друга и будучи частью одного процесса, способствуют созданию необходимых ус­ловий для формирования личности обучающихся, содействуют их естествен­ному физическому и психическому развитию, тем самым оказывая благо­творное влияние на здоровье индивида в целом. Этими подсистемами явля­ются:

  • Формирование здоровьесберегающей грамотности. Этот про­цесс осуществляется путем передачи знаний и формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья на различных учебных дисциплинах.
  • Здоровьесберегающий подход к учебному процессу, под которым подразумевается системная организация следующих элементов: обосно­ванное с точки зрения здоровьесбережения расписание учебных занятий, физиологически грамотное построение и педагогически рациональная ор­ганизация занятия, использование активных методов обучения, обеспе­чение необходимых санитарно-гигиенических норм в учебных помеще­ниях, соз­дание благоприятной психологической атмосферы и оптималь­ное сочета­ние субъект-субъектных и объект-субъектных отношений в процессе обу­чения.
  • Оздоровительная работа в учебное и внеучебное время, предполагающая реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья студентов и преподавателей. В рамках этого направления осуществляется оздоровление молодых людей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации.

Результатом здоровьесберегающего образования (системообразующим фактором) является индивидуальное здоровье студента, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленный на самосовершенствование и здоровый стиль жизни.

  • Здоровьесбережение в образовании как процесс проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением самых разнообразных средств здоровьесбережения. В своем содержательном и организационном аспектах он зависит от поставленных целей и ожидаемых результатов образовательной деятельности.

По определению С.Г. Палий, здоровьесберегающий учебно-воспита­тельный процесс – это «…специально организуемый и управляемый, охватывающий … весь студенческий коллектив, выполняющий разнообразные функции в условиях разных структурных подразделений».

  • Здоровьесберегающее образование как результат фиксирует факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех ценностей, рождающихся в процессе здоровьесберегающей образовательной деятельности.

Здоровьесбережение в образовании как результат представлено иерархической лестницей следующих уровней:

  • грамотность,
  • образованность,
  • профессиональная компетентность,
  • культура,
  • менталитет.

Здоровьесберегающая грамотность возникает в процессе решения здоровьесберегающих задач с целью формирования у подростков ценностного отношения к физическому и психическому здоровью, научно обоснованных представлений о здоровом образе жизни, к обучению их правилам здорового образа жизни в процессе постижения закономерностей окружающего мира, способам формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность в здоровьесбережении предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни и здоровья человека и общества. Но вместе с тем она предполагает и достаточно определенную избирательность по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов. Именно поэтому профессионально сориентированная образованность должна строиться на широкой общеобразовательной основе. Невозможно быть образованным в той или иной области, не будучи грамотным в ней.

Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» проявляется в проведении профилактических мероприятий и применении здоровьесберегающих технологий людьми, знающими закономерности процесса здоровьесбережения. Профессионализм педагогов, позволяющий дать знания подрастающему поколению, должен быть дополнен осознанным желанием сохранить и укрепить здоровье обучающегося, защитить его от страданий, унижения личности, изгнав боль и страх. Забота о будущем студента предполагает уважение к его эстетическому чувству, поддержку его тяги к прекрасному, являющейся фундаментальным качеством человека разумного.

Здоровьесберегающая культура – присвоение на личностном уровне концепции здоровья и следование индивидуальной программе здорового образа жизни. Основы здоровьесберегающей культуры могут формироваться в процессе воспитательной работы в колледже. Выделяют такие составляющие воспитательной работы студентов в колледже, как:

Культура физического воспитания, включающая воспитание осознания целей и принципов сохранения здо­ровья; обучение методам и принципам диагностики личного здоровья;  обучение методам сохранения и укрепления здоровья.

Культура психологического воспитания – ознакомление с принципами поведения и общения чело­века; методы диагностики психологического статуса и мотива­ции; общественные и государственные мероприятия, изменяющие психологическую мотивацию.

Культура обучения –принципы обучения на ССУЗовскомэтапе (учет роли анализа­торов, их возможности, устойчивости и толерантности); принципы и формы профессиональной ориентации в про­цессе обучения; теоретические и практические навыки обучения.

Менталитет. Высшая ценность образования и его иерархически высшая цель – формирование менталитета личности и социума. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам жизни общества. Важна оценка результатов здоровьесберегающего образования и по отдаленным результатам деятельности человека, на уровне ментальных приоритетов и предпочтений данного конкретного социума.

Ориентация человека на здоровый образ жизни – основа здоровьесберегающего менталитета. Образ жизни – биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Первые две категории образа жизни человека носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Список литературы

  1. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – Сергиев Посад, 1995.
  2. Белов В.И. Психология здоровья. – М., 1994.
  3. Борисова Л.Е. Здоровый ребенок – хороший ученик! // Начальная школа. – 2000. – № 9. – С. 97 – 99.
  4. Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования // Мат. Всерос. науч.-практ. конф. – Омск, 1997.
  5. Васильева О.С. Валеопсихология – актуальное направление в современной психологии // Психологический вестник РГУ. – 1998. – Вып.
  6. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1991.
  7. Гарейда В.Н., Лежнева Н.В. Научить быть здоровым // Начальная школа. – 2000. – № 9. – С. 99 – 100.
  8. Елизарова Л.Н., Чирихин С.Н. Оздоровительная работа в начальной школе // Начальная школа. – 2000. – № 9. – С. 93 – 97.
  9. Казначеев В.П. Введение в проблемы общей валеологии // Валеология. – 1996. – № 3 – 4. – С. 70 – 74.
  10. Лазуитова М.Н., Казина Э.М. Здоровье. Личность. Образование. – Кемерово, 1996.
  11. Стальков Е.А., Панин В.А. Валеология: От идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья: Совр. науч. представления о здоровье нации. – Калининград: Янтарный сказ, 2001.
  12. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. – Спб.: Петроградский и К, 1997.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*