Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы студентов техникума (из опыта методической работы «Школы творческого развития»)

08.06.2015 804 1221
Кошман Людмила Сергеевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «ВПТ»

Волжский политехнический техникум

Наше будущее - сегодняшний студент. Именно ему придётся многое совершенствовать, многое постичь своим умом и трудом. Вероятнее поэтому всё пристальнее внимание методической мысли направляется к активным формам работы с ним, к выработке его способности самосовершенствования.

Далеко не последнее место в этом процессе принадлежит самостоятельной работе, домашнему заданию как важнейшему виду самостоятельной работы не только умственной, но и организационной.

«Для нас это неново» - подумают некоторые мои коллеги, но не будем забывать, что любое повторение всегда поучительно и полезно. Гёте, например, на старости лет каждую весну перечитывал всего Мольера, - для поддержания вкуса.

Каждый из нас стремится к этому профессионализму, в том числе и методическому. Исходя из этого в план работы «Школы творческого развития» техникума был включен данный вопрос.

Для подготовки обобщённой справки-анализа была проведена большая работа: посещение учебных занятий, были изучены рабочие программы, календарно - тематическое планирование учебных дисциплин преподавателей, проведены беседы с председателями предметных (цикловых) комиссий. Было проведено анкетирование студентов по организации самостоятельной работы на учебных занятиях и дома.

Всем преподавателям известно, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий.

Цель ее организации:  

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков студентов;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать нормативно - правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие исследовательских умений.

В целом – формирование общих и профессиональных компетенций.

Выделяют два вида самостоятельной работы:

- аудиторная - на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям;

- внеаудиторная  - выполняется студентами по заданию преподавателей, но без его непосредственного участия.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования регламентирует максимальный объем загрузки студента и объем обязательной учебной нагрузки, как в целом по обучению, так и по его циклам дисциплин.

В соответствии с методикой расчета объем времени, отведённого на внеаудиторную самостоятельную работу, самостоятельная работа находит отражение:

  • в рабочем учебном плане;
  • в рабочих программах учебных дисциплин с распределением по разделам и темам.

Анализируя рабочие программы, надо отметить разноообразие видов заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, запланированной преподавателями. Это:

  • овладение знаниями: чтение текста, составление плана текста, его конспектирование, работа со словарём и справочниками, ознакомление с нормативными документами и др.;
  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом - лекцией, повторная работа над учебным материалом, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на вопросы, подготовка к семинарам, конференциям, подготовка рефератов, тестирование и др.;
  • для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, схемам, выполнение расчетно - графических работ, решения производственных и профессиональных задач, подготовка к деловым играм, создание творческих проектов, выполнение курсовых и дипломных проектов.

Однако, как отмечают и преподаватели в ходе обсуждения этой темы и сами студенты при анкетировании о формах внеаудиторной самостоятельной работы, в процессе самого преподавания объём разнообразия резко сужается.

В основном - это работа с конспектами, написание рефератов, решения задач (чаще всего типовых), чтение литературы, упражнения, выполнение графических работ. Практически отсутствует учебно - исследовательская работа, аналитическая обработка текстов, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, очень редко встречается конструкторская работа.

В основном внеаудиторная самостоятельная работа носит репродуктивный (тренировочный) характер.

В ответах студентов читаем:

  • «задания нудные, скучные, неинтересные»;
  • «большие по объёму»;
  • «не могу выполнить, так как преподаватель не успел объяснить, как их выполнить».

К сожалению, не все преподаватели стремятся к тому, чтобы внеаудиторная работа была поднята на более высокую ступень, то есть имела творческий характер, требовала анализа, получения новой информации, формировала необходимые социальные компетенции.

Но есть и положительные примеры. Так, комиссией электротехнических дисциплин для развития творческой самостоятельности продуманы и реализуются лабораторные работы повышенной трудности, для активизации творческой активности применяются трёхуровневые учебно-исследовательские лабораторные работы.

В комиссии электронно-вычислительной техники проводятся творческие работы по созданию презентаций специальности. Многие студенты участвуют в реальном дипломном проектировании.

Комиссия автоматизации технологических процессов при проведении практики по ремонту средств автоматизации студентам предлагает индивидуальные задания повышенной сложности, применяя технологию дифференцированного обучения.

Большую помощь для формирования будущих профессиональных навыков даёт кружковая работа, имеющая сквозной характер с 1 по 4 курс.

В итоге можно сказать, что самостоятельная работа, детально продуманная и качественно организованная, даёт всегда большие результаты.

Поэтому каждый преподаватель нашего учебного заведения тщательно продумывает и отражает эту работу в своих индивидуальных планах.

Несмотря на это, необходимо чаще использовать такие нестандартные формы самостоятельной работы как:

а) творческие проекты (дизайн - проекты для техникума, например, по экологии, разработку и создание действующих макетов, описание культурного явления, исторического процесса с указанием его социальной значимости (для социально-экономических дисциплин), создание лингвистического журнала (для филологов и т.п.);

б) использовать такие формы индивидуальных заданий,  как:

  • подготовка к работам по разным темам;
  • критический анализ газетных и журнальных статей, телепередач;
  • дайджест статей (передач);
  • сравнительный анализ текстов (учебников разных лет выпусков, разных авторов);
  • создание и озвучивание (текст и музыка) видеофильмов («Мой город», «Мой техникум», «Флора и фауна родного края»);
  • составление мини-задачника по физике, химии, математике по необычным темам: «Химия в быту», «Физические явления в нашей жизни»;
  • создание генеалогического древа семьи в любой форме ( с дополнениями афоризмов, пожеланиями, воспоминаниями);
  • выпуск сборников рефератов, сочинений –эссе и др.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы в техникуме используются комбинированные уроки, семинарские занятия, коллоквиумы, зачёты, простое и компьютерное тестирование, самоотчёты, контрольные работы, диагностические срезы и др.

По ответам самих студентов самостоятельная работа контролируется преподавателями:

«Устно отвечаем, письменно пишем диктанты, решаем задачи, проверяются тетради».

Однако здесь же мы видим и такие ответы:

«Некоторые преподаватели спрашивают редко».

Отсюда при посещении учебных занятий можно было видеть, что студенты часто не могут построить логически правильный ответ, написать пояснительную записку к курсовому проекту. Даже обладая необходимыми теоретическими знаниями, далеко не все могут применить их на практике.

Результаты анкетирования студентов дали пищу для размышления педагогическому коллективу:

  1. Сколько времени у Вас уходит на выполнение домашних заданий?

Самое многое дали студенты 1 курсов - «от 2 до 3 часов»;

Более старшие курсы показали время - «от 20 минут до 2,5 часа».

  1. Пользуетесь ли Вы консультациями при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы?

На 1 курсе картина разноплановая:

- больше половины не пользуются консультациями преподавателей, а используют услуги библиотеки;

- но чаще всего при выполнении заданий выходят в Интернет.

На 2 курсе библиотекой пользуются очень многие, но сетуют на то, что новыми материалами фонд библиотеки наполнен в основном по гуманитарным и общеобразовательным дисциплинам.

Был задан и психологический вопрос студентам:

«Как Вы чувствуете себя при выполнении домашнего задания и после   него?»

Ответы были разными:

  • трудно и сложно, уйдёт много времени;
  • тревога за то, что не смогу ответить, осилить;
  • непонимание задания;
  • не знаю с чего начать;
  • лень;
  • отношение к преподавателю переношу на выполнение домашнего задания;
  • думаю, у кого бы списать.

Но бывают и такие ответы:

  • боюсь плохих оценок, и поэтому домашнее задание выполняю постоянно;
  • позвонят родителям;
  • нравиться выполнять домашнее задание (но, к сожалению, этот ответ единичный);
  • не хочу, чтобы за невыполнение домашнего задания ко мне изменилось отношение преподавателей.

«Ваши чувства при хорошо выполненном задании?»

  • гордость, уверенность в себе;
  • радость, хочется всем похвалиться, радуюсь иногда до слез;
  • хорошее ощущение выполненного долга;
  • можно жить, легко на душе;
  • я - молодец, я - гений;
  • состояние высшего пилотажа;
  • гордость за себя;
  • я что-то могу в этой жизни».

Три ответы - «ничего».

Методика выдачи домашнего задания - один из важнейших элементов процесса воспитания. Научиться думать, приобщать к самосовершенствованию - самая трудная задача для студента. Как правило (по посещённым урокам преподавателей могу это утверждать),  домашнее задание выдаётся на последних  минутах занятий

(под звонок или после звонка). В этом случае не остаётся времени на чёткую постановку цели задания и уже тем более не может быть и речи о разъяснении или предложении рациональных приёмов его выполнения. Эта важнейшая часть урока просто выпадает из его структуры. Отсюда, что мы получаем на следующем уроке, зависит от того, как мы выдали домашнее задание.

Студенты не должны расплачиваться за наши методические ошибки и промахи. От того, насколько продумано и целенаправленно выдано домашнее задание, зависят и многие стороны обучения:

  • стимулирование студентов к работе;
  • интерес к занятиям;
  • развитие умственных и творческих способностей студента;
  • дисциплина;
  • вера в себя - конечный результат.

Домашнее задание может быть выдано на любом этапе урока. Одно лишь обязательно:

  • оно должно быть предельно чётким;
  • выполненным не торопясь, с необходимыми пояснениями;
  • с учётом интеллектуального фона группы.

Домашнее задание обязательно должно быть написано на доске или представлено на экране!

Преподаватель должен сделать прикидку времени на выполнение домашнего задания:

«Лучший способ экономить время в учении - не экономить его за счёт домашнего задания».

Основные моменты, идущие в разряд с методикой домашних заданий

В массовом порядке нельзя:

  • перекладывать на студентов проработку нового материала определённой сложности и практических заданий к нему, не усвоенных на уроке;
  • предлагать для выполнения заданий по материалу, который ещё не был объяснён на уроке и который заведомо является непосильным для студентов (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится на домашнюю работу);
  • отсылать студентов к источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники, где их можно найти и как с ними лучше работать;
  • увеличивать объём заданий без целесообразной надобности;
  • давать задание,  выпадающее из системы программного курса (случайное собрание задач, параграфов, разного рода практических работ и пр.);
  • не учитывать индивидуальных особенностей обучающихся, уровень их работоспособности;
  • задавать домашнее задание «под звонок», наспех, без необходимых разъяснений сущности предлагаемого.

Что всегда следует помнить при выдаче домашних заданий:

  1. Материал для заданий должен нести в себе не только информационную нагрузку, но и факторы, развивающие личность. К внеаудиторной самостоятельной работе побуждают задания, требующие от студентов творческого подхода и содержащие элементы новизны.
  2. Обычно объём домашнего задания обратно пропорционален эффективности урока.
  3. Вполне самостоятельно и успешно студенты могут выполнить домашнее задание в том случае, если у них формируются навыки самостоятельной работы: правильно распределять время, знать как быстрее и качественнее выполнить или понять заучиваемое, как результативнее работать со схемами, чертежами, конспектами, в каком случае лучше прибегнуть к сопоставительному анализу, как лучше выполнить расчётно-графические работы и др.;
  4. Разумное чередование разных видов заданий тренирует все виды памяти: зрительную, слуховую, логическую, образную и эмоциональную.
  5. Задание творческого характера, проблемные, поисковые способствуют более осознанному восприятию изучаемого и вызывают активный интерес.Они весьма полезны, но давать их надо со знанием дела, так как при частом повторении (особенно, если учитывать не одну учебную дисциплину) вызывают утомление, перегрузку, а иногда и отвращение. Необходима во всём мера.
  6. Дифференцированный подход к домашним заданиям – важнейший фактор успешного обучения, рассчитанного только на положительный конечный результат.

Заключение

Мы всё время гоним неизвестно куда, забывая золотое правило домашнего задания. «В отличии от всех человеческих дел, девиз учения - назад, а потом уже вперёд». Чем чаще мы возвращаемся назад, тем успешнее идём вперёд. И не надо жалеть времени на инструктивную часть домашнего задания, если оно требует межпредметных связей и повторения вопросов ранее пройденных.

При правильной организации домашнего задания надо учитывать следующие параметры:

  • объём и содержание домашнего задания;
  • сложность предлагаемой работы;
  • степень самостоятельности студентов при её выполнении;
  • методику задавания;
  • интеллектуальный фон группы.

Будем помнить, что успех выполняемости задания во многом зависит от способа действий до урока ( когда задание продумывается), на уроке (когда студент подготавливается к домашней работе, необходимо объяснение), и в момент выдачи задания (когда уточняются методические основы самостоятельной работы над ними).

Стоит ли удивляться тому, как студенты «зазубривают материал», а не умеют:

  • отвечать связанно;
  • трудно выделяют главное;
  • недостаточно грамотны в терминологическом плане;
  • слабо владеют со справочно-нормативной и дополнительной литературой;
  • многие задания выполняют без энтузиазма или вообще не выполняют.

Это уже не просто пробел в знаниях, но и пробел в воспитании, ответственности, которые гораздо труднее исправить, чем допустить. Обращаю внимание на два момента:

  • необходимо обязательно дать студентам рекомендации по выработке навыков самостоятельной работы (Приложение к работе 1);
  • при проверке самостоятельной работы студентов на уроке при взаимопосещении преподавателями возможно использовать «Памятку для проверяющего самостоятельную работу студентов» (Приложение к работе 2).

В Приложении к работе должны быть вопросы, по которым проводилось анкетирование студентов (Приложение к работе 3).




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*