Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Исследовательская работа на тему "Стилизация в хореографическом искусстве"

05.06.2015 5233 10336
Калугина Ольга Геннадьевна
Калугина Ольга Геннадьевна, преподаватель

Каримова Виктория Рафаиловна
Каримова Виктория Рафаиловна, студент

Вятский колледж культуры

В современном культурном пространстве России все большую популярность приобретают современные направления хореографического искусства. Современный русский танец сегодня – это взгляд на него с позиции нашего времени. Время требует от хореографов его развития в полной мере, во всех направлениях. Танец получает много различных разветвлений, одним из них является стилизация.

Анализ теоретических подходов и реальной ситуации позволил выявить противоречия между:

  • накопленным опытом профессиональных балетмейстеров использовать приёмы стилизации и не использованием этого опыта балетмейстерами самодеятельных хореографических коллективов;
  • и разработанностью этого вопроса в практике известных балетмейстеров и не освещённостью его в теоретических источниках.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в не использовании балетмейстерами самодеятельных хореографических коллективов приёмов стилизации, а также недостатке методических материалов по данной теме.

Цель исследования – выделить приёмы  стилизации для постановки хореографического номера.

Объект исследования – хореографическое искусство.

Предмет исследования –  стилизация в хореографическом искусстве.

В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение – постановка хореографического номера современная с позиций нашего времени и интересная современному зрителю возможна, если будут выделены особенности и приемы стилизации.

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение понятию стилизация.
  2. Выделить особенности стилизации в искусстве.
  3. Выявить особенности стилизации в хореографическом искусстве.
  4. Выделить приёмы стилизации для постановки хореографического номера.

Стилизация, слово с множеством значений, это придание, имитация, произведение искусства и так далее. Стилизация – это использование уже встречавшихся в истории искусства художественных форм, с целью выявить новые возможности и подчеркнуть особенности художественного стиля.

Стилизация в искусстве возникает в пластических искусствах: музыке, театре, литературе, живописи, хореографии.

Рассмотрев и изучив приемы и методы стилизации в других видах искусства, возможно, попробовать перенести их в полезную для нас методику по созданию хореографического номера.

Источниками стилизации могут быть стиль и манера отдельного автора или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных форм исторического стиля, народной культуры.

Изучив материал, можно выделить особенности стилизации в искусстве, применимые в хореографическом искусстве.

В живописи это –обобщения изображаемых фигур и предметов, передаваемые тем самым характер изображаемого объекта, создавая своего рода карикатуру  на него.

Стилизация предполагает долю эклектичности, то есть, неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов. В хореографии, это может быть соединение с первого взгляда не соединимых стилей, например хип-хопа и русского народного танца.

В театральном искусстве «стилизовать»эпохуилиявлениезначит всеми выразительными средствами выявить внутренний синтезданнойэпохиилиявления. Это значит, что изучив всё до мельчайших деталей в интересующей вас эпохе или направлении,  возможно, воссоздать её так, чтобы она была понятна и интересна зрителю, но ещё и разработать и вложить в результат свои индивидуальные стилевые черты. Но это только в том случае, если за нею будет стоять строгий вкус и чувство меры.

Для стилизации в музыке характерно отсутствиепрямогообращения к чужому стилю – ссылка на него обычно возникает через цепь ассоциаций.

Сами же приемы стилизации образуют два вида: ассимиляция и контаминация.

При ассимиляции происходит не заимствование конкретных интонаций, а воплощение лежащих в их основе глубинных закономерностей строения, затрагивающих фундаментальные измерения музыкального языка. Таким образом, это не взятие за основу какого-то определенного хореографического номера и копирование его, а взятие всех работ определенного мастера и понятие его основ композиционного строения номеров.

При контаминации происходит свободное соединение разных интонационных истоков, образующих ссылку на конкретные тексты. Объединением в образе или понятии - частей, принадлежащих к разным предметам, то есть отступление от нормы. Само их сочетание носит характер творческого переосмысления, когда эти элементы выступают в иныхконтекстуальныхвзаимоотношениях по сравнению с оригиналом.

Стилизация в литературе придает стилизации ещё одно значение, а именно - переосмысление автором содержания того произведения, стиль которого он имитирует. Нужно помнить, что стилизация – это не просто подражание, она осмысленна и несет в себе индивидуальные черты каждого автора, с помощью которых он и передает особенности источников понятные и доступные каждому зрителю.

В ходе исследовательской работы были сделаны следующие выводы:

  1. Дано определение понятию стилизация - это использование уже встречавшихся в истории искусства художественных форм, с целью выявить новые возможности и подчеркнуть особенности художественного стиля.
  2. Выделены особенности стилизации в музыке, живописи, литературе, театральном и хореографическом искусствах.
  3. Выделены приёмы стилизации для постановки хореографического номера:
  • обобщения изображаемых фигур и предметов;
  • доля эклектичности;
  • выразительные средства, призванные выявить внутренний синтезданнойэпохиилиявления;
  • ссылка на стиль через цепь ассоциаций;
  • музыкальные виды стилизации: ассимиляция и контаминация;
  • стилизация это переосмысление автором содержания того произведения, стиль которого он имитирует.

Цели и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена.

Список литературы

  1. Архитектор Михаил Белов [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arhbelov.ru/169styleklekt/ .
  2. Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского. [Текст]/ М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1972. - 471 с.
  3. Бухвостова Л., Щекочихина С. Мастерство хореографа. [Текст]/ Л. Бухвостова. – Орел: ОГИК, 2004. – 144с.
  4. Ванслов, В.В. Балет : Энциклопедия. [Текст]/ В.В. Ванслов. – М. : Сов.энцикл., – 624 с.
  5. Дальневосточная федерация школ восточных танцев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dv-dance.ru/curiously/art_1705 .
  6. Кириллов А. Стилизация в дореволюционном теоретическом наследии В. Э. Мейерхольда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Direction/direction/#_Toc343434819.
  7. Красовская, В. М. История русского балета. 3-е изд., стер. [Текст]/ В.М. Красовская. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.  – 288с.
  8. Лопухов А. Основы характерного танца. [Текст]/ А. Лопухов.– М: Искусство, – 187 с.
  9. Наймушина К. Как научиться стилизации: методы стилизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://art-discovery.ru/article/stylization.shtml.
  10. Пермякова, А.Б. Опираясь на наследие, искать новое // «Балет», литературно-критический историко-теоретический иллюстрированный журнал [Текст]/ А.Б. Пермякова. - М.: Ред. журн. «Балет», 2010. - 24—25 с.
  11. Покровский Б. Сотворение оперного спектакля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/pokrovskyopera/stil-stilistika-stilizacia.
  12. Про балет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://probalet.info/stilizaciya-klassicheskogo-tanca .
  13. Словари и энциклопедии, Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/45454
  14. Тынянов, Ю. О Пародии. Поэтика. История литературы. Кино. [Текст]/ Ю.О. Тынянов. – М.: Наука, 1977. - 284-310 с.
  15. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.classes.ru/
  16. Фокин, М. Новый балет. [Текст]/ М. Фокин. –М.: Аргус, 1916.– 2 с.
  17. Фоменко, И.М., Щекотихина, С.А., Заикин, Н.И., Банникова, И.И., Ошерова, О.А. Русский народный танец: современное состояние, тенденции и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Орел, 25-27 ноября 2011 г.) [Текст]/ И.М. Фоменко, С.А. Щекотихина. – Орел: Горизонт, 2012. – 255 с.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*