Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современном мире все более остро встают социально-культурные проблемы общества такие как: постепенная аккультурация и утрата этно-культурной идентичности, потеря духовных созидательных начал (базовых ценностей), ослабление иммунитета к современной утилитарной культуре, разрыв и отчуждение между поколениями, рост числа молодежных контрсоциальных и противоправных групп и другие. Во многих европейских странах и, в том числе в России, эти проблемы в первую очередь связывают с ослаблением и потерей основ традиционного общества, национальной традиционной народной культуры. Под традиционной культурой в большинстве исследований понимается вся народная традиционная духовная и отчасти материальная культура, определяющая качественные, наиболее устойчивые и проявившие свою безусловную ценность параметры. Сохранение культурно-исторического наследия, традиционной народной культуры, и возрождение некоторых ее утраченных форм – вот задача, которая ставится в последние два десятилетия перед мировым сообществом. В целом ряде конвенций ЮНЕСКО разрабатываются программы относительно нематериального наследия традиционной народной культуры, подчеркивая необходимость сохранения и уважения культурного многообразия и народного творчества. В 2006 году на заседании Государственного совета о государственной поддержке традиционной народной культуры президент В.В.Путин определил проблемы развития сохранения традиционной культуры народов России, как одно из направлений культурной политики Государства. Поисками путей решения важной задачи сохранения и возрождения традиционной культуры в настоящее время озабочены многие специалисты, работающие в области культуры, искусства, образования, а также волонтеры и просто неравнодушные люди, свое свободное досуговое время посвящающие решению этой проблемы.
Однако введение изучения традиционной народной культуры в образовательное пространство связано еще с одной существенной проблемой: недостатком компетентных педагогов, владеющих знаниями о традиционной культуре в ее аутентичном не искаженном виде. В сознании современного российского общества к концу XX века прочно закрепилось искаженное представление о традиционной народной культуре, как примитивной, устаревшей, с крикливым старушечьим пением, олеповатыми сарафанами, нарумяненными бабами, распоясанными скоморохами. Так называемая, «балаганно-матрешечная», кабацкая культура подменила истинную традиционную народную, наполненную мудростью, высокой нравственностью, патриотизмом и эстетикой. Культуру, вместившую в себя все стороны человеческого бытия, с их глубоким осмыслением, духовной наполненностью, глубиной умений и знаний и механизмом их передачи. Таким образом, задача сегодняшних педагогов не эмпирическим, а научно-творческим путем изучить подлинные основы традиционной культуры и передать их в истинном, не искаженном, виде своим ученикам и воспитанникам.
В настоящее время существует огромное множество форм и видов традиционной культуры. На Костромской земле испокон веков существовало и существует до сих пор кузнечное и ювелирное дело, лоскутное шитье, плетение из бересты и прутьев, лепка из теста и т.д.
В наше время больших научных и технических достижений древнее кузнечное ремесло не исчезло, а напротив, набирает все большие обороты, престиж и популярность. Изделия современных кузнецов находят применение в быту. Творения, созданные руками художников-кузнецов, гармонируют с фасадами и внутренней архитектурой зданий, являясь одновременно самостоятельными художественными произведениями. Ажурный орнамент кованых решеток красиво сочетается со стройными линиями современной архитектуры. Умелое использование новых видов обработки металла— электро, газовой, автогенной сварки и т.д.— дают художникам-кузнецам более широкие возможности для использования и применения своего ремесла. Старые технологические приемы кузнецов оживают вновь при восстановлении разрушенных памятников культуры. Кузнечное дело, как и всякая рукодельная работа, является средством пропаганды эстетической мысли и чувств и не теряет своего значения даже в период высокоразвитой промышленности. К сожалению, в нашем обществе мастеров, прекрасно знающих кузнечное дело и готовых поделиться своим опытом и знаниями с другими, осталось совсем немного. Многие ориентированы на получение коммерческой прибыли, совершенно не задумываясь о сохранении и передаче традиционной культуры будущему поколению.
В нашем техникуме долгое время работал замечательный, талантливый педагог, мастер – золотые руки, специалист в кузнечном деле Анатолий Андреевич Никулин, который возродил в учебном заведении древний, уже подзабытый, но очень красивый промысел. К этому ремеслу он пришел не сразу. Ювелир по образованию Анатолий Андреевич долгое время работал макетчиком, дизайнером, закончил художественно-графический факультет Хабаровского института и, только выйдя на заслуженный отдых, нашел себе еще одно новое интересное дело, которым сам очень увлекся и увлек многих студентов. К каждому ученику Анатолий Андреевич находил индивидуальный подход, старался заинтересовать своим любимым делом, разрабатывая нестандартные приемы в «укрощении» металла.
Путь к вершинам начинался с изготовления такого архаичного инструмента, как кочерга, так как здесь можно было попробовать несколько приемов работы с металлом. Не только юношам, но и девушкам хотелось освоить новый для них промысел.
Вообще ассортимент изделий, изготовленных на кружке по художественной ковке у Анатолия Андреевича, весьма богатый. В музее техникума, коридорах и окнах есть очень красивые вещи – подставки для цветов, скамейка, столик, подсвечники, оригинальные решетки на окна, вешалка, ширмы. Но это лишь остатки. Большая часть была раскуплена. Даже такая дорогая и объемная вещь, как садовая беседка.
Некоторые студенты после обучения в кружке посвятили свою трудовую деятельность кузнечному ремеслу.
Анатолию Андреевичу приходилось обучать не только студентов, но и взрослых людей, которые приходили по направлению центра занятости. И их мастер тоже влюблял в свое ремесло. Никулин А.А. никогда не делал вещей на поток. У каждой – свое лицо, ни одна не похожа на другую. Можно только порадоваться за тех, кому довелось работать и учиться у Анатолия Андреевича, Художника и Поэта с большой буквы.
Большое значение в качестве сохранения культурно-исторического наследия, традиционной народной культуры играют не только теоретические аспекты, но и практические формы ее передачи из поколения в поколение, которые должны быть реализованы в пространстве профессионального образования.
В дали коридорной, по правую руку,
За дверью расхлябанной кузница есть.
Войти туда можно без всякого стука.
Войти, улыбнуться и даже присесть.
Здесь каменный уголь блестит чернотою,
И молот грохочет, аж стены дрожат.
Кузнец озадачен проблемой простою:
Он ищет очки, что в кармане лежат.
Сюда молодые идут подучиться,
Проверить себя, свою силу в плечах,
Чтоб вещь отковать хорошо наловчиться,
Сноровка нужна и уменье в руках.
Наполнена кузница силой земною,
Энергией топлива, лязгом прутков,
Хребтом наковальни, копченой стеною,
И смехом нашкодивших учеников.
(А.А. Никулин)
Приложение 1
«Никулин - кузнец»
Приложение 2
«Никулин - художник»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.