Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблема качества сохранения традиционной культуры в профессиональном образовании

05.06.2015 297 391
Виноградова Елена Сергеевна
Виноградова Елена Сергеевна, преподаватель

Малинина Ирина Валентиновна
Малинина Ирина Валентиновна, преподаватель

Смоленцева Наталья Александровна
Смоленцева Наталья Александровна, преподаватель

Костромской машиностроительный техникум

В современном мире все более остро встают социально-культурные проблемы общества такие как: постепенная аккультурация и утрата этно-культурной идентичности, потеря духовных созидательных начал (базовых ценностей), ослабление иммунитета к современной утилитарной культуре, разрыв и отчуждение между поколениями, рост числа молодежных контрсоциальных и противоправных групп и другие. Во многих европейских странах и, в том числе в России, эти проблемы в первую очередь связывают с ослаблением и потерей основ традиционного общества, национальной традиционной народной культуры.  Под традиционной культурой в большинстве исследований понимается вся народная традиционная духовная и отчасти материальная культура, определяющая качественные, наиболее устойчивые и проявившие свою безусловную ценность параметры.  Сохранение культурно-исторического наследия, традиционной народной культуры, и  возрождение некоторых ее утраченных форм – вот задача, которая ставится в последние два десятилетия перед мировым сообществом. В целом ряде конвенций  ЮНЕСКО разрабатываются программы относительно нематериального наследия традиционной народной культуры, подчеркивая необходимость сохранения и уважения культурного многообразия и народного творчества. В 2006 году на заседании Государственного совета о государственной поддержке традиционной народной культуры президент В.В.Путин определил проблемы развития сохранения традиционной культуры народов России, как одно из направлений культурной политики Государства.  Поисками путей решения  важной задачи сохранения и возрождения традиционной  культуры в настоящее время озабочены многие специалисты, работающие в области культуры, искусства, образования, а также волонтеры и просто неравнодушные люди, свое свободное досуговое время посвящающие решению этой проблемы.

Однако введение изучения традиционной народной культуры в образовательное пространство связано еще с одной существенной проблемой: недостатком компетентных педагогов, владеющих знаниями о традиционной культуре в ее аутентичном не искаженном виде. В сознании современного российского общества к концу XX века прочно закрепилось искаженное представление о традиционной народной культуре, как примитивной, устаревшей, с крикливым старушечьим пением, олеповатыми сарафанами, нарумяненными  бабами, распоясанными скоморохами. Так называемая, «балаганно-матрешечная», кабацкая культура подменила истинную традиционную народную, наполненную мудростью,  высокой нравственностью, патриотизмом и эстетикой. Культуру, вместившую в себя все стороны человеческого бытия, с их глубоким осмыслением, духовной наполненностью, глубиной умений и знаний и механизмом их передачи. Таким образом, задача сегодняшних педагогов не эмпирическим, а научно-творческим путем изучить подлинные основы традиционной культуры и передать их в истинном, не искаженном, виде своим ученикам и воспитанникам.

В настоящее время существует огромное множество форм и видов традиционной культуры. На Костромской земле испокон веков существовало и существует до сих пор кузнечное и ювелирное дело, лоскутное шитье, плетение из бересты и прутьев, лепка из теста и т.д.

В наше время больших научных и технических достижений древнее кузнечное ремесло не исчезло, а напротив, набирает все большие обороты, престиж и популярность.  Изделия современных кузнецов находят применение в быту. Творения, созданные руками художников-кузнецов, гармонируют с фасадами и внутренней архитектурой зданий, являясь одновременно самостоятельными художественными произведениями. Ажурный орнамент кованых решеток красиво сочетается со стройными линиями современной архитектуры. Умелое использование новых видов обработки металла— электро, газовой, автогенной сварки и т.д.— дают художникам-кузнецам более широкие возможности для использования и применения своего ремесла. Старые технологические приемы кузнецов оживают вновь при восстановлении разрушенных памятников культуры. Кузнечное дело, как и всякая рукодельная работа, является средством пропаганды эстетической мысли и чувств и не теряет своего значения даже в период высокоразвитой промышленности. К сожалению, в нашем обществе мастеров, прекрасно знающих кузнечное дело и готовых поделиться своим опытом и знаниями с другими, осталось совсем немного. Многие ориентированы на получение  коммерческой прибыли, совершенно не задумываясь о сохранении и передаче традиционной культуры  будущему поколению.

В нашем техникуме долгое время работал замечательный, талантливый педагог, мастер – золотые руки, специалист в кузнечном деле Анатолий Андреевич Никулин, который возродил в учебном заведении древний, уже подзабытый, но очень красивый промысел. К этому ремеслу он пришел не сразу. Ювелир по образованию Анатолий Андреевич долгое время работал макетчиком, дизайнером, закончил художественно-графический факультет Хабаровского института и, только выйдя на заслуженный отдых, нашел себе еще одно новое интересное дело, которым сам очень увлекся и увлек многих студентов. К каждому ученику Анатолий Андреевич находил индивидуальный подход, старался заинтересовать своим любимым делом, разрабатывая нестандартные приемы в «укрощении» металла.

Путь к вершинам начинался с изготовления такого архаичного инструмента, как кочерга, так как здесь можно было попробовать несколько приемов работы с металлом. Не только юношам, но и  девушкам хотелось освоить новый для них промысел.

Вообще ассортимент изделий, изготовленных на кружке по художественной ковке у Анатолия Андреевича, весьма богатый. В музее техникума, коридорах и окнах есть очень красивые вещи – подставки для цветов, скамейка, столик, подсвечники, оригинальные решетки на окна, вешалка, ширмы. Но это лишь остатки. Большая часть была раскуплена. Даже такая дорогая и объемная вещь, как садовая беседка.

Некоторые студенты после обучения в кружке посвятили свою трудовую деятельность кузнечному ремеслу.

Анатолию Андреевичу приходилось обучать не только студентов, но и взрослых людей, которые приходили по направлению центра занятости. И их мастер тоже влюблял в свое ремесло. Никулин А.А. никогда не делал вещей на поток. У каждой – свое лицо, ни одна не похожа на другую. Можно только порадоваться за тех, кому довелось работать и учиться у Анатолия Андреевича, Художника и Поэта с большой буквы.

Большое значение в качестве сохранения культурно-исторического наследия, традиционной народной культуры  играют не только теоретические аспекты, но и практические формы ее передачи из поколения в поколение, которые должны быть реализованы в пространстве профессионального образования.

В дали коридорной, по правую руку,

За дверью расхлябанной кузница есть.

Войти туда можно без всякого стука.

Войти, улыбнуться и даже присесть.

Здесь каменный уголь блестит чернотою,

И молот грохочет, аж стены дрожат.

Кузнец озадачен проблемой простою:

Он ищет очки, что в кармане лежат.

Сюда молодые идут подучиться,

Проверить себя, свою силу в плечах,

Чтоб вещь отковать хорошо наловчиться,

Сноровка нужна и уменье в руках.

Наполнена кузница силой земною,

Энергией топлива, лязгом прутков,

Хребтом наковальни, копченой стеною,

И смехом нашкодивших учеников.

                                    (А.А. Никулин)

Приложение 1

«Никулин - кузнец»

Приложение 2

«Никулин - художник»




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*